Разделения корпораций и продажа активов

Разделение — это расчленение корпоративной организации на две или более отдельные и независимые организации. Существует ряд причин, по которым из корпорации отделяют дочернюю компанию, например:

- неприбыльна;

- не вписывается в стратегический план;

- подвержена более высокому риску, чем остальные подразделения;

- вероятнее всего, будет процветать как самостоятельная компания.

Частной формой разделения является сокращение капиталовложений (дезинвестиции). Изъятие капиталовложений подразумевает продажу части компании другой компании. Продаваемая часть компании может представлять собой актив, операционный сегмент, товар и т.д. и определяется схемой реконструкции капитала. Схема реконструкции капитала — это схема, по которой компания реорганизует структуру своего капитала. Схема реконструкции может приниматься, когда компания оказывается под угрозой ликвидации или превращения в цель для поглощения.

Компания, рассматривающая возможность изъятия инвестиций, может признать этот метод подходящей для себя стратегией по самым различным причинам. К ним относятся:

1. Обеспечение выживания. Убыточная деятельность какой-то части компании может создать для компании финансовые трудности и в экстремальной ситуации поставить под угрозу все предприятие. Из-за этого не исключено принятие попыток продать часть компании, занимающуюся этим видом деятельности. Когда компания испытывает финансовые трудности, может возникнуть необходимость в распродаже подразделений компании, занимающихся определенными видами прибыльной деятельности, чтобы получить финансовые средства для структурной перестройки остальной компании.

2. Сосредоточение на основных видах деятельности. Компания может почувствовать, что для нее более прибыльным было бы сосредоточиться на определенных ключевых видах деятельности, в которых она располагает конкурентными преимуществами, а не ввязываться в широкий спектр направлений деятельности, распыляя тем самым свои усилия. Это может заставить компанию распродать свои определенные сегменты, чтобы сократиться до установленных ключевых видов деятельности.

3. Увеличение стоимости компании. Конгломератная компания может иметь низкие и даже малопривлекательные показатели по ценам на акции в течение некоторого периода времени. Причина, очевидно, в том, что инвесторы не полностью оценили разрабатываемый вид деятельности, или в том, что они не верят в способность управляющих конгломерата полностью использовать потенциал отдельных компаний объединения или активов, находящихся под их контролем. В любом случае акции не будут иметь ожидаемой цены, и, вероятно, будет лучше распродать часть компании и более прибыльно вложить вырученные средства.

4. Сокращение размеров компании. Для большой компании может оказаться трудным контролировать разнообразные виды деятельности при неповоротливости в принятии решений. Она также может быть обременена большими административными затратами. Если компания сокращается в размерах, она, вероятно, сможет значительно сократить свои накладные расходы и быстрее реагировать на потребности рынка.

В целом можно сказать, что компании растут и уменьшаются одновременно, используя выделение дочерних компаний и разделения, чтобы сконцентрировать свой бизнес на наиболее важных видах деятельности и разблокировать скрытую мощь отделяемых дочерних компаний. Допускается определение выделения (spin-off) как операции, в ходе которой материнская компания переводит какой-то вид деятельности в новую дочернюю компанию и затем распространяет акции этой дочерней компании среди своих акционеров. После осуществления выделения новое дочернее предприятие является отдельным акционерным обществом, при этом база акционеров у нее совпадает с базой материнской компании.

Самый яркий пример разделения российской корпорации — выделение ОАО «Полюс Золото» из компании ОАО «Норильский никель». В результате разделения совокупная рыночная стоимость этих компаний более, чем в полтора раза превышала стоимость объединенной компании. Выделение отдельных подразделений в самостоятельные компании иногда провозглашается в качестве инструмента реструктуризации будущего.

При операции расчленения (carve-out) материнская компания отделяет дочернюю компанию, продавая часть или все свои акции в этом дочернем предприятии широкой публике на бирже. Таким образом, материнская компания получает денежные средства от новых акционеров.

Расчленения более сложны, чем выделения, из-за времени, необходимого для регистрации предложения, проведения презентации дочерней компании для акционеров и обеспечения жизнеспособности нового независимого предприятия. Кроме того, расчленения очень чувствительны к рыночным условиям. Главными преимуществами расчленений являются возможности привлечь дополнительные денежные средства и расширние базы инвесторов предприятия.

Задания к главе 15

Глава 16. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Содержание и задачи финансового планирования

Финансовое планирование[44] — это процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Основными задачами финансового планирования являются:

1) обеспечение соответствия финансовых ресурсов потребностям производственной и инвестиционной деятельности предприятия;

2) определение путей эффективного вложения капитала;

3) выявление внутренних резервов увеличения прибыли за счет рационального использования денежных средств;

4) установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, обслуживающими банками и контрагентами;

5) контроль над финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Финансовое планирование основано на следующих принципах:

– принцип научной обоснованности планов. Этот принцип предполагает не только реальность финансовых планов, но и выбор лучших решений с учетом целей финансового менеджмента;

– предметно-целевой принцип, предлагающий определение конкретного назначения финансирования.

Виды разрабатываемых финансовых планов и субъекты планирования определяются в каждой организации самостоятельно. К основным видам финансовых планов обычно относятся баланс доходов и расходов и сводный бюджет. Разработка финансовых планов коммерческих организаций обычно осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на плановый период; составляется на календарный год с поквартальной или помесячной разбивкой показателей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов к балансу доходов и расходов составляется таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам — направления их использования.

Для организации анализа и планирования денежных потоков на предприятии часто используется иерархическая система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: