ТРАНСПОРТА ЗАПАСНЫМИ ЧАСТЯМИ И МАТЕРИАЛАМИ
В настоящее время как таковая система обеспечения автомобильного транспорта запасными частями на государственном уровне отсутствует. Ликвидация государственной системы произошла вместе с упразднением Госснаба СССР. Автомобильная отрасль России теперь ориентируется на фирменные системы МТО заводов-изготовителей запасных частей и материалов. Обеспечение потребителей осуществляется по прямым договорам с автозаводами или их смежными предприятиями, занимающимися производством комплектующих изделий и запасных частей, а также заводами, производящими эксплуатационные материалы.
В систему МТО завода-изготовителя автомобиля входят:
– соответствующие головные фирмы;
– центральный склад запасных частей;
– авторемонтный завод (АРЗ);
– сеть региональных автоцентров, рассредоточенных по стране и за рубежом.
Региональные автоцентры получают запасные части на центральном складе головной фирмы и выдают их со своего склада по заявкам АТП или объединений автомобильного транспорта, независимо от их ведомственной принадлежности.
|
|
Например, в систему МТО ОАО «КамАЗ» входят:
– головная фирма «КамАЗавтоцентр» (г. Набережные Челны);
– центральный склад запасных частей, АРЗ на 100 тыс. КР двигателей и других агрегатов автомобилей КамАЗ (г. Набережные Челны);
– 177 автоцентров, расположенных в большинстве областей и республик России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
Основными задачами МТО АТП являются: своевременное и в требуемом количестве и номенклатуре обеспечение предприятия всеми запасными частями и материалами, необходимыми для бесперебойной работы подвижного состава; создание условий наилучшего сохранения находящихся на складе агрегатов, запасных частей и материалов; увеличение скорости оборота складских запасов путем внедрения современных достижений складской логистики; экономное и рациональное распределение запасов.
Задача МТО в АТП выполняется отделом материального снабжения (ОМТС). Возглавляет его начальник, которому подчинены работники отдела, работники основного материального склада, промышленных складов, оборотных складов, склада ГСМ. Сам он подчиняется техническому директору и директору АТП.
На основании имеющегося опыта и расчетов ОМТС определяет потребность в запасных частях и материалах, составляет план МТС по маркам подвижного состава, шинам, видам топлив, смазочных и прочих необходимых материалов; получает фонды на данные затраты и обеспечивает получение, доставку, распределение и правильное хранение запасных частей и материалов. При наличии территориальных управлений автомобильного транспорта, например ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс», ОМТС автопредприятия работает с ОМТС управления.
|
|
Определение годовой потребности АТП или объединения в запасных частях производится с использованием номенклатурных тетрадей. Они включают в себя перечни деталей, выпускаемых в качестве запасных частей для каждой модели автомобиля, номера деталей (по каталогу завода-изготовителя), их применяемость и нормы расхода в штуках на 100 автомобилей в год, которые рассчитываются с использованием методов, рассмотренных в п. 1.4. Потребность в других материалах для ремонтно-эксплуатационных нужд определяется на основе соответствующих строительных норм и правил (СНиП), норм расхода материалов и инструментов на ТО и ремонт конкретных автомобилей.
Нормы расхода ГСМ и технических жидкостей определяются по отдельным методикам (см. п. 6.2).
5.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ХРАНЕНИЯ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ
И УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ (В МАГИСТРАТУРЕ)
ЭКОНОМИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ