Нормирование расходов горюче-смазочных материалов НА автомобильном транспорте

К основным нормативам ТЭА следует отнести также и нормы расхода автомобильных топлив, смазочных материалов и технических жидкостей, так как реальные расходы ГСМ в большой степени определяются своевременностью и качеством технической эксплуатации АТС.

В сфере коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта ключевой статьей затрат были и остаются затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Снижение себестоимости километра пробега актуально в условиях высоких цен на топливо и обслуживание автотранспорта в целом.

Вопрос реального учета расхода топлива АТС не решен до конца на многих предприятиях.  Проблемы, связанные с перерасходом топлива, в большинстве случаев не выявляются, и средства, израсходованные на горючее, списываются согласно прилагаемым чекам по оплате топлива.

В настоящее время для получения достоверной информации о расходе топлива транспортным средством рекомендуется применять альтернативные системы контроля расхода топлива. В некоторых случаях такие системы являются единственным способом, позволяющим повысить эффективность работы транспорта, дисциплину водительского состава и соответственно прибыльность предприятия.

По принципу работы систем контроля топлива, их можно разделить на две категории:

· системы, использующие в качестве средства измерения турбинку, врезанную в топливную магистраль (расходомеры проточного типа);

· системы, измеряющие и запоминающие данные, полученные от штатных датчиков (мониторинговые расходомеры).

Принципы, примененные в этих двух системах, частично или полностью используются во всех приборах, представленных на рынке в настоящее время.

Основным недостатком расходомеров проточного типа является закупоривание топливных магистралей вследствие загрязнения или загеливания топлива при замерзании. Особенно это свойственно российскому топливу с большим содержанием парафинов. Для устранения проблем в схеме подключения устройства обычно предусматривают байпасный канал в обход подключенной в систему турбинки.

Мониторинговые расходомеры представляют собой электронное устройство закрытого типа с невозможностью вмешательства со стороны водителей. Информацию, записанную в устройство,  можно считать только на ЭВМ с установленной программой расшифровки данных.

В настоящее время, однако, прогнозирование и реальный учет расхода топлив и смазочных материалов АТС производится с применением  норм по действующему нормативному документу, проанализированному далее.

Нормы расхода горюче-смазочных материалов служат для планирования их потребления и оценки эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта. Они устанавливаются раздельно по автомобильному бензину, дизельному топливу, сжиженному и сжатому газам. В настоящее время  действующим  является  Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 г. № АМ-23-р «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее «Нормы») [10]. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава общего назначения, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов, значения зимних надбавок и др. Некоторые изменения в документ добавлены в 2015 году по распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р.

Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.  Предназначены они для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т.д. При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля [8].

Следует отметить, однако, что  новые Нормы все же не полностью отражают современную специфику эксплуатации некоторых видов транспорта: не учтены такие существенные факторы, как затрудненное городское движение («пробки») в современных крупных городах; реальное количество светофоров по конкретному маршруту следования и т.д. Кроме того, нормирование расхода должно производиться не обобщенно, т.е. не вводом новых или корректированием существующих надбавок (снижений), а применительно к реальным условиям эксплуатации отдельных категорий транспортных средств. Например, введенная для учебных автомобилей дополнительная надбавка в 40% при езде на автодромах не покрывает реального расхода топлива. Нормируя же расход по каждой учебной теме (маршруту), получим норму, максимально отражающую реальные условия эксплуатации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: