Факторы, влияющие на расход топлива автомобилей, связаны с механическими потерями в ДВС и трансмиссии, а также с сопротивлением движению автомобиля. Сопротивление движению автомобиля складывается из сопротивления качению, аэродинамического сопротивления и преодоления сил инерции. Исходя из сказанного, выражение для расчета топливного баланса автомобиля имеет вид [1]:
, (6.1)
где – суммарный расход топлива на движение автомобиля;
– на преодоление механических, тепловых и насосных потерь в двигателе;
– на преодоление механических потерь в трансмиссии;
– на преодоление сопротивления качению;
– на преодоление аэродинамического сопротивления;
– на преодоление сил инерции автомобиля;
– на преодоление уклонов (подъемов) дороги.
На рис. 6.1 приведен топливный баланс легкового автомобиля ГАЗ-3110 в сетке координат «расход топлива-скорость движения». Около 60% производимой энергии двигатель потребляет на собственные нужды (известно, что коэффициент полезного действия автомобильных двигателей находится в интервале 0.33-0.45). Эффективная мощность, подводимая к трансмиссии автомобиля при скорости 40 км/ч, составляет лишь 20-23%, механические потери в трансмиссии при этом – 10-15%.
|
|
При движении грузового автомобиля КамАЗ-5320 по горизонтальной дороге со скоростью 60 км/ч доли основных составляющих топливного баланса характеризуются следующими цифрами: , , , .
При движении автомобиля в городских условиях от всех видов затрат, связанных с сопротивлением движению автомобиля, 55% приходится на ускорение и замедление, 32% – на сопротивление качению и 13% – на аэродинамическое сопротивление.
Расход топлива,
л/100км
12
10
8
6
4
2
|
|
0 40 80 100 120 140 Скорость движения,
км/ч
Рис. 6.1. Топливный баланс автомобиля ГАЗ-3110 при равномерном