Из изложенного следует, что на общий расход топлива существенное влияние оказывает сопротивление движению автомобиля, зависящее от его конструкции и массы, от скорости движения автомобиля, от состояния дорожного полотна и давления воздуха в шинах.
При конструировании и производстве автомобилей топливная экономичность достигается путем уменьшения их массы, повышения КПД двигателя (чаще всего за счет увеличения степени сжатия и снижения механических потерь), повышения КПД трансмиссии (снижение механических потерь в сопряжениях), снижения сопротивления качению и аэродинамического сопротивления. При вождении автомобиля следует избегать ускорений и прежде всего на подъеме.
Фактический эксплуатационный расход топлива, как правило, превышает контрольный расход топлива автомобилями, приводимый в их технических характеристиках. В реальных условиях эксплуатации на расход топлива существенное влияние оказывает целый ряд факторов, которые делятся на управляемые и неуправляемые. Управляемые факторы в свою очередь подразделяются на организационно-технологические и технические. Грамотный учет неуправляемых и влияние на управляемые факторы позволяет существенно экономить горюче-смазочные материалы для каждого конкретного автомобиля, а значит, и для всего автомобильного парка. На рис. 6.2 достаточно полно представлены факторы, влияющие на расход топлива. Определяющими являются факторы ТЭА. Кроме них в квалификацию включены и чисто эксплуатационные факторы (скорость движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности, квалификация водителей и т.д.).
|
|
Рис. 6.2. Факторы, влияющие на экономичность автомобиля
Организационно-технологические факторы включают в себя:
– скорость движения автомобиля;
– коэффициент использования пробега;
– коэффициент использования грузоподъемности;
– квалификацию водителя;
– качество технического обслуживания и ремонта;
– качество эксплуатационных материалов.
К группе этих факторов иногда причисляется еще система учета и нормирования расхода топлива.
Технические факторы характеризуют уровень технического состояния автомобиля, его механизмов и систем, прежде всего, кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, систем питания и зажигания, смазочной системы и т.д.
Организационно-технологические и технические факторы относятся к группе управляемых факторов, так как на них может и должен влиять водитель и персонал АТП (служба эксплуатации и ИТС). Для обеспечения экономии топлива ИТС АТП необходимо осуществлять, прежде всего, профессиональное диагностирование технического состояния конструкционных элементов автомобилей, качественное их обслуживание и ремонт.
|
|
К неуправляемым факторам относятся природно-климатические условия и категория условий эксплуатации. На эти факторы влиять невозможно. Вместе с тем учет их весьма важен для нормирования расхода топлив и прочих эксплуатационных материалов.
Эксплуатация автомобиля в районах с холодным климатом сопряжена с особенностями работы систем автомобиля, при которых расходы горюче-смазочных материалов увеличиваются (рис. 6.3). Это обусловлено необходимостью подготовительных операций при пуске и прогреве двигателя, необходимостью функционирования систем жизнеобеспечения (отопление кабины, салона), увеличением механических потерь в трансмиссии, несравнимо трудными условиями движения и т.д.
Расход топлива, %
130
1
120
2
110
3
100
–40 –20 0 20 40
Температура окружающего воздуха, ºС
Рис. 6.3. Влияние температуры окружающего воздуха на топливную экономичность автомобилей при скорости 50 км/ч:
1 – ГАЗ-33081 «Садко»; 2 - ЗИЛ-433100; 3 – ПАЗ-3205
В районах с жарким климатом причинами увеличения расхода топлива являются уменьшение коэффициента наполнения и переобогащение смеси, перегревы двигателей и их систем, расход энергии на кондиционирование воздуха в салоне автомобиля и т. д. Так, при повышении температуры окружающего воздуха с 20 до 40 ºС удельный расход топлива у автомобильного дизельного двигателя увеличивается на 30%.
При эксплуатации автомобиля в условиях высокогорья увеличение расхода топлива связано со снижением мощности силовых агрегатов [3], что практически в прямой пропорциональности вызывает увеличение расходов топлив. При этом для обеспечения такой же, как на равнинной дороге скорости движения автомобиля подачу топлива увеличивают. Так, у автомобилей с бензиновыми двигателями на каждые 1000 метров высоты над уровнем моря мощность двигателя снижается на 10-17 %, а расходы бензинов увеличиваются на 14-15%.