Безопасность жизнедеятельности
Методические указания, программа и контрольные задания для студентов электротехнических специальностей для дистанционного обучения
Пермь 2020
УДК 621:658.382(07)
Безопасность жизнедеятельности: Метод. указания и контрольные задания для студентов электротехнических специальностей для дистанционного обучения / Сост. Л. М. Веденеева; Перм. нац. исслед. политехн. ун-т. Пермь, 2020.
Приведены общие методические указания при изучении курса «Безопасность жизнедеятельности», список основной и дополнительной литературы, подробная программа, методические указания и вопросы для самопроверки по отдельным темам курса. Представлены вопросы и задачи с методиками их решения для выполнения контрольной работы.
Предназначены для студентов очной формы обучения электротехнических специальностей, обучающихся дистанционно.
Табл. 16. Ил. 2. Библиогр.: 29 назв.
Рецензент канд. техн. Наук А.Л.Долинов.
© Пермский национальный исследовательский
|
|
политехнический университет, 2020
Введение
Настоящие методические указания составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной 21.12.2016 г., которая разработана на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации:
1 Цель учебной дисциплины - формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности:
- формирование представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека;
- подготовка к участию в реализации научно – обоснованной системы мероприятий по созданию безопасных и комфортных условий труда;
- формирование готовности к обеспечению нормативных уровней воздействия негативных факторов на человека и природную среду при организации и осуществлении технологических процессов, а также по обеспечению устойчивой работы объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций.
В процессе изучения данной дисциплины студент формирует части следующих компетенций по направлениям подготовки ВО:
№ п/п | Направление подготовки | Коды компетенций во ФГОС ВО | Формулировки компетенций, приведенных во ФГОС ВО по направлениям подготовки, соответствующие дисциплине БЖ | |||
код | наименование | |||||
1. | 13.03.02 | Электроэнергетика и электротехника | ОК - 9 | - способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций | ||
ПК - 10 | - способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда | |||||
2. | 15.03.04 | Автоматизация технологических процессов и производств | ОК - 8 | - готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий | ||
3.
| 27.03.05 | Инноватика | ОК - 9 | - способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций | ||
ОПК - 5 | - способность использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда |
В целях унификации и на основании базовых компетенций выпускника, определенных ФГОС ВО по направлениям подготовки, разработаны следующие унифицированные дисциплинарные компетенции (УК):
Унифицированная общепрофессиональная дисциплинарная компетенция
(УК-1):
- готовность пользоваться основными методами обеспечения безопасности жизнедеятельности персонала и населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
Унифицированная профессиональная дисциплинарная компетенция (УК-2):
- способность использовать правила безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и охраны труда, измерять и оценивать параметры опасных и вредных производственных факторов.
2 Задачи дисциплины:
• формирование знаний:
- теоретических основ безопасности жизнедеятельности;
- методов и средств защиты человека в отрасли производства;
- управления безопасностью на производстве и в чрезвычайных ситуациях
• формирование умений:
- использовать методы и средства защиты человека от опасных и вредных факторов, приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
• формирование навыков
- исследования параметров опасных и вредных производственных факторов.
После изучения дисциплины обучающийся должен освоить части указанных в пункте 1.1 компетенций и демонстрировать следующие результаты:
Знать:
- характерные состояния системы «человек-техника-среда обитания»;
- основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере;
- негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и окружающую среду;
- критерии безопасности;
- экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности;
- методику оценки безопасности рабочего места и технологического процесса;
- методы и средства защиты человека от опасных и вредных факторов производства и среды;
- правовые и нормативно-технические основы управления безопасностью на производстве и в чрезвычайных ситуациях;
- сущность и содержание охраны труда;
- методы и средства предотвращения чрезвычайных ситуаций, защиты человека в чрезвычайных ситуациях.
Уметь:
- выполнять анализ опасных и вредных производственных факторов действующих на человека и окружающую среду;
- использовать методы и средства защиты человека от опасных и вредных факторов;
- использовать приемы первой помощи;
- использовать методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
Владеть:
- навыками оценки безопасности рабочего места и технологического процесса;
- навыками оказания первой помощи;
- навыками исследования параметров опасных и вредных производственных факторов.
- навыками использования методов обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (правовые, социально-экономические, организационные, организационно-технические, технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и другие мероприятия).
|
|