Предел функции. Задание 1-10

Драчева И.А., Ершова Т.Г.

 

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Часть

 

Практикум

По самостоятельной работе и выполнению контрольной  работы

для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика»

заочной формы обучения

 

Керчь, 2016 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................. 4
ТАБЛИЦА ВЫБОРА ВАРИАНТА ЗАДАНИЙ …………………….. 5
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ….. ………………………. 5
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ …... 9
1 Предел функции. Задание 1-10………….……….......................... 9
2 Непрерывность функции. Точки разрыва. Задание 11-20…………. 12
3 Производная функции.  Задание 21-30…………………………….. 13
4 Исследование функций.   Задание 31-40…………………………… 16
5 Неопределенный интеграл. Задание типа 41-50………………….. 21
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ…………………… 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Цель преподавания математики для студентов экономических направлений ознакомить студентов с основами математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач экономики; развить их логическое мышление; привить студентам навыки самостоятельного изучения литературы по математике; повысить общий уровень математической культуры.

Основной формой обучения студента-заочника является самостоятельная работа над учебным материалом по математическим дисциплинам. Она складывается из чтения учебников, методических пособий, решения задач, выполнения контрольных заданий.  

Настоящее пособие содержит вопросы для подготовки к экзамену (зачету)  по математическому анализу, контрольные задания и методические указания к решению задач за 1 семестр.

При выполнении контрольных работ студент должен следовать следующим рекомендациям:

- Каждую работу необходимо выполнять в отдельной тетради, на обложке которой должны быть указаны номер контрольной работы, фамилия и инициалы студента, полный шифр, дата отсылки работы в университет.

- При решении задач необходимо указать номер задачи и ее содержание. Решение задачи должно сопровождаться достаточно подробными пояснениями.

- Все вычисления должны быть приведены полностью, чертежи и графики выполнены аккуратно.

- Для удобства рецензирования преподавателем контрольной работы следует на каждой странице оставлять поля.

 После получения из университета отрецензированной работы студент должен исправить в ней все ошибки. Если работа не допущена к защите, то в кратчайший срок студенту необходимо после устранения замечаний преподавателя представить работу на повторное рецензирование. Ошибки следует исправлять в той же тетради.

Перед экзаменом или зачетом студент должен защитить контрольную работу. Защита предполагает проверку того, что работа выполнена студентом самостоятельно. Поэтому при защите студент должен быть готов дать пояснения к решенным задачам или решить подобные задачи.

На экзамен (или зачет) необходимо представить преподавателю все запланированные контрольные работы.

Студент выполняет в первом семестре по математическому анализу одну контрольную работу,  вариант контрольной работы  совпадет с последней цифрой его учебного шифра.

 

ТАБЛИЦА ВЫБОРА ВАРИАНТА ЗАДАНИЙ

Вариант

Номера задач контрольных заданий

Вариант

Номера задач контрольных заданий

1 1 11 21 31 41 6 6 16 26 36 46
2 2 12 22 32 42 7 7 17 27 37 47
3 3 13 23 33 43 8 8 18 28 38 48
4 4 14 24 34 44 9 9 19 29 39 49
5 5 15 25 35 45 10 10 20 30 40 50

ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

1-10. Найти предел функции, не используя правило Лопиталя.

1. 1) ; 2) ; 3) ;
  4) ; 5) .  
2. 1) ; 2) ; 3) ;
  4) ; 5) .  
3. 1) ; 2) ; 3) ;
  4) ; 5) .  
4. 1) ; 2) ; 3) ;
  4) ; 5) .  
5. 1) ; 2) ; 3) ;
  4) ; 5) .  
6. 1) ; 2) ; 3) ;
  4) ; 5) .  
7. 1) ; 2) ; 3) ;
  4) ; 5) .  
8. 1) ; 2) ; 3) ;
  4) ; 5) .  
9. 1) ; 2) ; 3) ;
  4) ; 5) .  
10. 1) ; 2) ; 3) ;
  4) ; 5) .  

11-20. Найти все точки разрыва функции y = f(x). Построить график функции.

11.   12.
13.   14.
15.   16.
17.   18.
19.   20.

21-30. Найти производную  функции y = f(x).

21. 1) ; 2) ;
  3) ; 4) .
22. 1) ; 2) ;
  3) ; 4) .
23. 1) ; 2) ;
  3) 4) .
24. 1) ; 2) ;
  3) ; 4) .
25. 1) ; 2) ;
  3) ; 4) .
26. 1) ; 2) ;
  3) ; 4) .
27. 1) ; 2) ;
  3) ; 4) .
28. 1) ; 2) ;
  3) ; 4) .
29. 1) ; 2) ;
  3) ; 4) .
30. 1) ; 2) ;
  3) ; 4) .

31-40. Исследовать методами дифференциального исчисления функцию y = f(x) и построить ее график.

31. 32.
33. 34.
35. 36.
37. 38.
39.   40.

41-50. Найти неопределенные интегралы.

41. а) б) в) г)
42. а) б) в) г)
43. а) б) в) г)
44. а) б) в) г)
45 а) б) в) г)
46. а) б) в) г)
47. а) б) в) г)
48. а) б) в) г)
49. а) б) в) г)
50. а) б) в) г)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ И ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ

Предел функции. Задание 1-10

Найти предел функции, не используя правило Лопиталя.

1) ; 2) ; 3) ;
4) ; 5) .  

Для отыскания предела функции y = f(x) обычно используют теоремы о конечных пределах, из которых следует, что если предельная точка x 0 входит в область определения функции y = f(x), то для его отыскания нужно найти значение функции y = f(x) в точке x=x 0.

Например, .

Теоремы о конечных пределах нельзя применять, если при подстановке вместо x значения x 0 в функцию y = f(x) получаем неопределенные выражения или неопределенности вида:

Чтобы найти предел функции, необходимо раскрыть неопределенность. Рассмотрим основные методы раскрытия неопределенностей на примерах.

1) .

Решение.

  Функция y =  представляет собой частное двух функций, но теорему о пределе частного применять нельзя, т.к. при х ® ¥ числитель и знаменатель неограниченно возрастают. Имеем неопределенность вида . Выделим переменную х в высшей степени и разделим числитель и знаменатель на нее. В данном примере разделим числитель и знаменатель на х3, затем перейдем к пределу.

.

2) ;

Решение.

 В данном случае при подстановке х = 1 в числитель и знаменатель функции получим неопределенность вида . В подобных примерах, когда числитель и знаменатель многочлены, необходимо разложить их на множители, после чего сократить дробь и перейти к пределу. Если х1, х2 – корни квадратного трехчлена y = , то его можно представить иначе: .

.

3) ;

Решение.

 При подстановке х=0 в функцию получим неопределенность вида . В данном примере под знаком предела имеется иррациональность. Поэтому для раскрытия неопределенности числитель и знаменатель умножают на выражение, сопряженное иррациональному, затем дробь сокращают и переходят к пределу.

.

 

4) ;

Решение.  В данном примере имеем неопределенность вида  с тригоно­мет­рическими функциями. Для раскрытия неопределенности используется первый замечательный предел:

действительное число.

Знаменатель дроби преобразуем по формуле .

.

5) .

Решение.

В данном примере имеем неопределенность вида . Раскроем неопределенность с помощью второго замечательного предела:

или

где  действительное число;

.

Вопросы для самоконтроля.

1. Дайте определение предела функции.

2. Какие функции называются бесконечно малыми, какие бесконечно большими?

3. Сформулируйте основные теоремы о пределах.

4. Какие виды неопределенностей вы можете называть?

5. Как раскрываются неопределенности  и ? Найти пределы: ; .

 

Литература: [8] стр. 31-53, [6] стр. 127-149, [10] стр. 131-172.

Примеры: [1] стр. 142; [5] стр. 96-114.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: