Тема 1 Общая характеристика муниципального права
1. Предмет муниципального права - совокупность общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления (местной публичной власти).
под предметом муниципального права понимают:
§ общественные отношения в системе местного самоуправления;
§ общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления;
§ удовлетворение социально-экономических потребностей населения на местном уровне собственными усилиями;
§ общественные отношения, возникающие на местном уровне жизни общества;
§ отношения, возникающие в процессе реализации права населения на местное самоуправление;
§ местные самоуправленческие отношения.
Метод правового регулирования в муниципальном праве - совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулируя их.
В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.
2. Муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права. Отличие муниципального права от административного права заключается в том, что в муниципальном праве предметом являются более ограниченный круг общественных отношений, касающийся с муниципальным управлением, то же самое касается и правовых институтов, в муниципальном праве они более ограничены, чем в административном праве.
3. Источники муниципального права — исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного характера.
Источники муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления местного самоуправления, а также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством.
Выделяют три группы источников муниципального права:
Федеральные источники-
-Нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном уровне, Конституция РФ — главный источник муниципального права и федеральные законы.
- Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
- Европейская хартия местного самоуправления действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации местного самоуправления, а также гарантии прав местного самоуправления.
Региональные источники-
нормативные правовые акты регионального уровня — включает в себя:
- конституции республик и уставы иных субъектов Федерации (краев, областей, автономной области, автономных округов и т.д.);
- законы субъектов Федерации о местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления, о местном референдуме, о муниципальной службе, о собраниях и сходах граждан и т.д.;
- нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
- нормативные правовые акты органов законодательной власти субъектов РФ;
- нормативные правовые акты главы исполнительной власти субъекта РФ.
Муниципальные источники-
Нормативные правовые акты, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления:
- уставы муниципальных образований;
- решения представительного органа местного самоуправления.
- решения исполнительного органа местного самоуправления.
- решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.
- решения, принимаемые на местном референдуме, собрании или сходе граждан.