Муниципально-правовое отношение — это урегулированное муниципально-правовыми нормами общественное отношение, которое возникает в процессе организации и функционирования местного самоуправления в муниципальных образованиях с учетом исторических и местных традиций.
Рассматриваемые отношения возникают, изменяются или прекращаются вследствие наступления определенных юридических фактов (событий, действий и бездействий).
Муниципально-правовые отношения являются разновидностью правовых - отношений и обладают всеми признаками, характерными для любых правоотношений, поэтому они складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.
Объектом муниципально-правовых отношений является то, по поводу чего взаимодействуют субъекты данных правоотношений на основе своих прав, обязанностей и полномочий. К числу объектов муниципального права относятся, например, муниципальная собственность, территория муниципального образования, муниципально-правовые акты, поведение муниципальных служащих и т.д. (материальные и нематериальные блага (права). Социально-экономическое благо – объект – материальный.
|
|
муниципальные правоотношения подразделяются на три вида:
1) правоотношения, в которых обязательно одним из субъектов выступает муниципальное образование;
2) отношения, в которых одной из сторон выступает население (граждане) муниципального образования;
3) отношения, в которых одной из сторон является орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления.
Особенности МПО: они могут возникать по воле как одной стороны, так и двух и более сторон.
7. Уровни правового регулирования муниципальных правовых отношений: федеральное законодательство; законодательство субъектов Российской Федерации.
Помимо федеральных законов муниципально-правовые отношения могут регулироваться законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми субъектами Российской Федерации. Как известно, согласно ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 76 Конституции РФ это означает, что в данной сфере правового регулирования могут приниматься федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Муниципальная служба в субъекте РФ осуществляется в соответствии:
|
|
1. с Конституцией РФ;
2. с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
3. с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
4. с иными федеральными законами;
5. с иными нормативными правовыми актами РФ;
6. с конституцией (уставом) субъекта РФ;
7. с законом субъекта РФ «О муниципальной службе в субъекте Российской Федерации»;
8. с иными законами субъекта РФ;
9. с иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;
10. с уставами муниципальных образований;
11. с решениями, принятыми на сходах граждан;
12. с иными муниципальными правовыми актами.
Правовое регулирование муниципальной службы на региональном уровне в основном осуществляется законами субъектов РФ и постановлениями правительств субъектов РФ. Отдельные вопросы, как правило, носящие не нормативный, а регулирующий характер, решаются посредством принятия указов (постановлений) высших должностных лиц субъектов РФ.
Федеральный законодатель устанавливает, что развитие муниципальной службы в субъекте РФ обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъекта РФ, финансируемыми соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджета субъекта РФ (ч. 2 ст. 35 ФЗ-25). При этом программа развития муниципальной службы субъекта РФ утверждается соответствующим региональным законодательным актом.