Практические занятия и их задачи

ПЕДАГОГИКА

 

 

ПРАКТИКУМ

 

к практическим занятиям, самостоятельной работе

и выполнению контрольной работы для студентов направления подготовки

35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура

очной и заочной форм обучения

 

 

Керчь, 2019 г.


УДК 378.1

 

Составитель: Попова Т.П., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________
     
Рецензент: Гадеев А.В., доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой общественных наук и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

 

Практикум к практическим занятиям, самостоятельной работе и выполнению контрольной работы для студентов направления подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура очной и заочной форм обучения по дисциплине «Педагогика» рассмотрен и одобрен на заседании кафедры математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № 1 от 03.09. 2019 г.

Зав. кафедрой МФ и И __________ Т.Н. Попова

 

 

Практикум к практическим занятиям, самостоятельной работе и выполнению контрольной работы для студентов направления подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура очной и заочной форм обучения по дисциплине «Педагогика» утвержден и рекомендован к публикации на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № 1 от 25.09. 2019 г.

 

© ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2019 г.


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………... 4
Содержание учебной дисциплины «ПЕДАГОГИКА»………………… 5
Практические занятия и их задачи...…..……………………………….. 6
Тематика практических занятий ………………...……………....…. 6
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям ………… 7
Рекомендации по работе с информационными источниками……… 8
Критерии оценивания ответов и презентаций на практических занятиях ………………………………………………………………. 10
Практические занятия…………………..…………...……………....… 11
ТЕМА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ            И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ………………...…………….... 11
Практическое занятие 1.Основы педагогики высшей школы и                      педагогических исследований…………….……………………………..... 11
ТЕМА 2.ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ                                             ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ………………...……………....…… 12
Практическое занятие 2. Основные понятия дидактики. Современные методы и средства обучения экологии ……………..... 12
ТЕМА 3. ФОРМЫ ПРЯМОГО ОБУЧЕНИЯ ………………...……………....… 13
Практическое занятие 3. Формы организации аудиторных                  занятий в вузе …………………………………………………………………. 13
ТЕМА 4. СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ………………...……………....…………………………….. 14
Практическое занятие 4.Формы активного и кооперативного обучения ………………………………………………………………………… 14
ТЕМА 5.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ …… 15
Практическое занятие 5. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие преподавателя вуза ………………… 15
ТЕМА 6.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ………………... 16
Практическое занятие 6. Воспитание студенческой молодежи ……… 16
Темы творческих проектов………………………..…….…………….. 17
Самостоятельная работа студентов.………………………….……….. 18
Вопросы для самостоятельного изучения.…………….…………. 18
Контроль над самостоятельной работой студентов.……………. 20
Перечень вопросов, выносимых на проведение контрольной работы.…………………………………………….. 24
Варианты заданий контрольной работы..…………………………….. 26
Приложение А. Пример оформления титульной страницы контрольной работы………………………………………………….. 53
Список использованной и рекомендованной литературы ………… 54
Электронные образовательные ресурсы…………………………… 54



ВВЕДЕНИЕ

 

Результаты обучения по дисциплине должны обеспечивать формирование компетенций, предусмотренных ОПОП магистратуры по направлению подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура:

 

Код и наименование компетенции Индикаторы достижения компетенции Планируемые результаты освоения дисциплины  

ОПК-2 Способен передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик

ОПК-2.1

Знает основы дидактики и методики, имеет опыт преподавания профессио-нальных дисциплин

Знать:

 структуру, предмет, задачи, методы педагогики высшей школы: базовые методические понятия (методическая система, методика обучения, технология обучения, методы, формы и средства обучения, их классификации);

дидактические законы, закономерности, принципы, категории обучения, развития и воспитания в высшей школе; современные направления и инновационные методы обучения;

методологию и методы педагогических исследований;

основы педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.

Уметь:

планировать и осуществлять дидактическую и психолого-педагогическую деятельность; применять знания и умения в режиме организационной деятельности, при планировании и проведении занятий различных форм в реальной практике обучения;

осуществлять рефлексивную деятельность, выполнять рефлексивные послесловия к материалам лекций, корректировать цели и ход своего профессионального образования;

строить и перестраивать свою деятельность в ходе образовательных ситуаций, гибко организовывать образовательный процесс с учетом возникающих ситуаций и индивидуальных психолого-педагогических особенностей студентов;

отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения для развития творческой личности студентов.

Владеть:

методами педагогического общения и взаимодействия;

способами решения предметных задач по педагогике высшей школы и их объяснения



Таблица 1 – Содержание учебной дисциплины «ПЕДАГОГИКА»

№ занятия

Наименование раздела

Количество часов по формам обучения

Очная Заочная

Раздел 1.  Общие положения педагогики высшей школы и педагогических исследований

1 Концепция подготовки кадров в системе экологического образования. Предмет и задания педагогики высшей школы. Логика и методика педагогического исследования. Моделирование в педагогических исследованиях. Оформление результатов педагогического исследования. 2 0,5

Раздел 2.  Дидактика и методика преподавания экологических дисциплин

2 Основные понятия теории обучения – дидактики. Методика обучения экологическим дисциплинам как частная дидактика.Современные методы обучения.Методы и приемы: обучения. учебно-познавательной деятельности, стимулирования, контроля. Средства обучения и наглядность. ТСО. Наглядность в преподавании экологических дисциплин. 2 0,5

Раздел 3. Формы прямого обучения

3 Прямое обучение. Лекция.Семинарское занятие и его назначение.Основные критерии оценивания качества семинара. Практические занятия.Лабораторные занятия.Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов.Применение опережающих заданий. Контроль самостоятельной работы студентов. 2 1

Раздел 4. Современная инновационная педагогика высшей школы

4 Модель активного обучения. Активные и интерактивные методы и технологии обучения. Дидактические технологии, реализующие модель активного обучения. Дидактические принципы активного обучения. Кооперативное обучение. 2 0,5

Раздел 5. Педагогическое взаимодействие в высшей школе

5 Преподаватель высшего учебного заведения, его деятельность и мастерство. Педагогическое взаимодействие. Совершенствование педагогического мастерства. Права и обязанности преподавателя вуза. Педагогическое коммуникативное взаимодействие преподавателя со студентами, его цели и функции. Значение педагогического общения. Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении. 2 1

Раздел 6. Воспитательная работа в высшей школе

6 Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания.Общая характеристика и классификация студентов вуза. Формирование творческой личности будущего специалиста. Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов. Воспитание студенческой молодежи. Современные требования к личности специалиста с высшим образованием. Цель, задачи и содержание воспитания студенческой молодежи. 2 0,5

Всего часов

12 4

Практические занятия и их задачи

На проведение практических занятий по дисциплине «Педагогика» выделяется 12 часов (очная форма обучения) и 4 часа (заочная форма обучения).

Основной задачей практических занятий является самоопределение студентов относительно изучаемого материала в процессе публичного сопоставления различных педагогических позиций и выполненных самостоятельно методических разработок. Результаты групповых обсуждений облекаются в форму практических разработок, которые студенты моделируют и анализируют. Проектирование и обсуждение методических разработок сопровождается рефлексивным осознанием деятельности.

Практическое изучение дисциплины «Педагогика высшей школы» помогает студенту:

- освоить понятийный аппарат педагогики высшей школы;

- освоить систему психолого-педагогических знаний и приобрести практические умения анализа и оценки психолого-педагогических явлений, которые порождаются условиями учебно-воспитательного процесса в высшей школе;

- совершенствовать навыки самостоятельной учебной работы, умение обрабатывать научные, дидактические, методические и другие литературные источники;

- на основе самопознания формировать собственный стиль научно-педагогической деятельности и профессионального общения.

Целью практических занятий является закрепление теоретического материала, изучаемого на лекциях.

Таблица 2 – Тематика практических занятий

№ занятия

Наименование раздела

Количество часов по формам обучения

Очная Заочная

Раздел 1. Общие положения педагогики высшей школы и педагогических исследований

1

Основы педагогики высшей школы и педагогических исследований. Современная концепция подготовки кадров в системе экологического образования. Предмет и задания педагогики высшей школы как науки. Эмпирические и теоретические методы педагогического исследования. 2 0,5

Раздел 2. Дидактика и методика преподавания экологических дисциплин

2

Основные понятия дидактики и методики обучения экологическим дисциплинам как частной дидактики. Современные методы и средства обучения экологии. Современные методы обучения экологическим дисциплинам. Наглядность в обучении.

2 0,5

Раздел 3. Формы прямого обучения

3

Формы организации аудиторных занятий в вузе. Преимущества и недостатки метода прямого обучения. Лекция как основная форма обучения в вузе. Семинар. Факультатив, спецкурс, спецсеминар как формы углубления научных, прикладных знаний и организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов. Практические и лабораторныезанятия. 2 1

Раздел 4. Современная инновационная педагогика высшей школы

4

Формы активного и кооперативного обучения. Модель активного обучения. Дидактические принципы активного обучения. Выбор активных и интерактивных методов и технологий обучения. Методы и технологии кооперативного обучения. 2 0,5

Раздел 5. Педагогическое взаимодействие в высшей школе

5

Особенности педагогической деятельности и педагогического взаимодействия в вузе. Типы и формы общения. Сфера деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Требования к личности преподавателя вуза и его мастерство.

2 1

Раздел 6. Воспитательная работа в высшей школе

6

Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания. Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов. Самопознание, планирование, контроль и регуляция самовоспитания. Цели, задачи и содержание воспитания студенческой молодежи. 2 0,5

Всего часов

12 4
         

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: