ПЕДАГОГИКА
ПРАКТИКУМ
к практическим занятиям, самостоятельной работе
и выполнению контрольной работы для студентов направления подготовки
35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура
очной и заочной форм обучения
Керчь, 2019 г.
УДК 378.1
Составитель: | Попова Т.П., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________ |
Рецензент: | Гадеев А.В., доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой общественных наук и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________ |
Практикум к практическим занятиям, самостоятельной работе и выполнению контрольной работы для студентов направления подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура очной и заочной форм обучения по дисциплине «Педагогика» рассмотрен и одобрен на заседании кафедры математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № 1 от 03.09. 2019 г.
Зав. кафедрой МФ и И __________ Т.Н. Попова
Практикум к практическим занятиям, самостоятельной работе и выполнению контрольной работы для студентов направления подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура очной и заочной форм обучения по дисциплине «Педагогика» утвержден и рекомендован к публикации на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № 1 от 25.09. 2019 г.
|
|
© ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2019 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………... | 4 |
Содержание учебной дисциплины «ПЕДАГОГИКА»………………… | 5 |
Практические занятия и их задачи...…..……………………………….. | 6 |
Тематика практических занятий ………………...……………....…. | 6 |
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям ………… | 7 |
Рекомендации по работе с информационными источниками……… | 8 |
Критерии оценивания ответов и презентаций на практических занятиях ………………………………………………………………. | 10 |
Практические занятия…………………..…………...……………....… | 11 |
ТЕМА 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ………………...…………….... | 11 |
Практическое занятие 1.Основы педагогики высшей школы и педагогических исследований…………….……………………………..... | 11 |
ТЕМА 2.ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ………………...……………....…… | 12 |
Практическое занятие 2. Основные понятия дидактики. Современные методы и средства обучения экологии ……………..... | 12 |
ТЕМА 3. ФОРМЫ ПРЯМОГО ОБУЧЕНИЯ ………………...……………....… | 13 |
Практическое занятие 3. Формы организации аудиторных занятий в вузе …………………………………………………………………. | 13 |
ТЕМА 4. СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ………………...……………....…………………………….. | 14 |
Практическое занятие 4.Формы активного и кооперативного обучения ………………………………………………………………………… | 14 |
ТЕМА 5.ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ …… | 15 |
Практическое занятие 5. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие преподавателя вуза ………………… | 15 |
ТЕМА 6.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ………………... | 16 |
Практическое занятие 6. Воспитание студенческой молодежи ……… | 16 |
Темы творческих проектов………………………..…….…………….. | 17 |
Самостоятельная работа студентов.………………………….……….. | 18 |
Вопросы для самостоятельного изучения.…………….…………. | 18 |
Контроль над самостоятельной работой студентов.……………. | 20 |
Перечень вопросов, выносимых на проведение контрольной работы.…………………………………………….. | 24 |
Варианты заданий контрольной работы..…………………………….. | 26 |
Приложение А. Пример оформления титульной страницы контрольной работы………………………………………………….. | 53 |
Список использованной и рекомендованной литературы ………… | 54 |
Электронные образовательные ресурсы…………………………… | 54 |
ВВЕДЕНИЕ
|
|
Результаты обучения по дисциплине должны обеспечивать формирование компетенций, предусмотренных ОПОП магистратуры по направлению подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура:
Код и наименование компетенции | Индикаторы достижения компетенции | Планируемые результаты освоения дисциплины | |
ОПК-2 Способен передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик | ОПК-2.1 Знает основы дидактики и методики, имеет опыт преподавания профессио-нальных дисциплин | Знать: структуру, предмет, задачи, методы педагогики высшей школы: базовые методические понятия (методическая система, методика обучения, технология обучения, методы, формы и средства обучения, их классификации); дидактические законы, закономерности, принципы, категории обучения, развития и воспитания в высшей школе; современные направления и инновационные методы обучения; методологию и методы педагогических исследований; основы педагогической деятельности и педагогического взаимодействия. Уметь: планировать и осуществлять дидактическую и психолого-педагогическую деятельность; применять знания и умения в режиме организационной деятельности, при планировании и проведении занятий различных форм в реальной практике обучения; осуществлять рефлексивную деятельность, выполнять рефлексивные послесловия к материалам лекций, корректировать цели и ход своего профессионального образования; строить и перестраивать свою деятельность в ходе образовательных ситуаций, гибко организовывать образовательный процесс с учетом возникающих ситуаций и индивидуальных психолого-педагогических особенностей студентов; отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения для развития творческой личности студентов. Владеть: методами педагогического общения и взаимодействия; способами решения предметных задач по педагогике высшей школы и их объяснения | |
Таблица 1 – Содержание учебной дисциплины «ПЕДАГОГИКА»
№ занятия | Наименование раздела | Количество часов по формам обучения | |||
Очная | Заочная | ||||
Раздел 1. Общие положения педагогики высшей школы и педагогических исследований | |||||
1 | Концепция подготовки кадров в системе экологического образования. Предмет и задания педагогики высшей школы. Логика и методика педагогического исследования. Моделирование в педагогических исследованиях. Оформление результатов педагогического исследования. | 2 | 0,5 | ||
Раздел 2. Дидактика и методика преподавания экологических дисциплин
| |||||
2 | Основные понятия теории обучения – дидактики. Методика обучения экологическим дисциплинам как частная дидактика.Современные методы обучения.Методы и приемы: обучения. учебно-познавательной деятельности, стимулирования, контроля. Средства обучения и наглядность. ТСО. Наглядность в преподавании экологических дисциплин. | 2 | 0,5 | ||
Раздел 3. Формы прямого обучения | |||||
3 | Прямое обучение. Лекция.Семинарское занятие и его назначение.Основные критерии оценивания качества семинара. Практические занятия.Лабораторные занятия.Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов.Применение опережающих заданий. Контроль самостоятельной работы студентов. | 2 | 1 | ||
Раздел 4. Современная инновационная педагогика высшей школы | |||||
4 | Модель активного обучения. Активные и интерактивные методы и технологии обучения. Дидактические технологии, реализующие модель активного обучения. Дидактические принципы активного обучения. Кооперативное обучение. | 2 | 0,5 | ||
Раздел 5. Педагогическое взаимодействие в высшей школе | |||||
5 | Преподаватель высшего учебного заведения, его деятельность и мастерство. Педагогическое взаимодействие. Совершенствование педагогического мастерства. Права и обязанности преподавателя вуза. Педагогическое коммуникативное взаимодействие преподавателя со студентами, его цели и функции. Значение педагогического общения. Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении. | 2 | 1 | ||
Раздел 6. Воспитательная работа в высшей школе | |||||
6 | Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания.Общая характеристика и классификация студентов вуза. Формирование творческой личности будущего специалиста. Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов. Воспитание студенческой молодежи. Современные требования к личности специалиста с высшим образованием. Цель, задачи и содержание воспитания студенческой молодежи. | 2 | 0,5 | ||
Всего часов
| 12 | 4 |
Практические занятия и их задачи
На проведение практических занятий по дисциплине «Педагогика» выделяется 12 часов (очная форма обучения) и 4 часа (заочная форма обучения).
Основной задачей практических занятий является самоопределение студентов относительно изучаемого материала в процессе публичного сопоставления различных педагогических позиций и выполненных самостоятельно методических разработок. Результаты групповых обсуждений облекаются в форму практических разработок, которые студенты моделируют и анализируют. Проектирование и обсуждение методических разработок сопровождается рефлексивным осознанием деятельности.
Практическое изучение дисциплины «Педагогика высшей школы» помогает студенту:
- освоить понятийный аппарат педагогики высшей школы;
- освоить систему психолого-педагогических знаний и приобрести практические умения анализа и оценки психолого-педагогических явлений, которые порождаются условиями учебно-воспитательного процесса в высшей школе;
- совершенствовать навыки самостоятельной учебной работы, умение обрабатывать научные, дидактические, методические и другие литературные источники;
- на основе самопознания формировать собственный стиль научно-педагогической деятельности и профессионального общения.
Целью практических занятий является закрепление теоретического материала, изучаемого на лекциях.
Таблица 2 – Тематика практических занятий
№ занятия | Наименование раздела | Количество часов по формам обучения | ||
Очная | Заочная | |||
Раздел 1. Общие положения педагогики высшей школы и педагогических исследований | ||||
1 | Основы педагогики высшей школы и педагогических исследований. Современная концепция подготовки кадров в системе экологического образования. Предмет и задания педагогики высшей школы как науки. Эмпирические и теоретические методы педагогического исследования. | 2 | 0,5 | |
Раздел 2. Дидактика и методика преподавания экологических дисциплин | ||||
2 | Основные понятия дидактики и методики обучения экологическим дисциплинам как частной дидактики. Современные методы и средства обучения экологии. Современные методы обучения экологическим дисциплинам. Наглядность в обучении. | 2 | 0,5 | |
Раздел 3. Формы прямого обучения | ||||
3 | Формы организации аудиторных занятий в вузе. Преимущества и недостатки метода прямого обучения. Лекция как основная форма обучения в вузе. Семинар. Факультатив, спецкурс, спецсеминар как формы углубления научных, прикладных знаний и организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов. Практические и лабораторныезанятия. | 2 | 1 | |
Раздел 4. Современная инновационная педагогика высшей школы | ||||
4 | Формы активного и кооперативного обучения. Модель активного обучения. Дидактические принципы активного обучения. Выбор активных и интерактивных методов и технологий обучения. Методы и технологии кооперативного обучения. | 2 | 0,5 | |
Раздел 5. Педагогическое взаимодействие в высшей школе | ||||
5 | Особенности педагогической деятельности и педагогического взаимодействия в вузе. Типы и формы общения. Сфера деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Требования к личности преподавателя вуза и его мастерство. | 2 | 1 | |
Раздел 6. Воспитательная работа в высшей школе | ||||
6 | Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания. Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов. Самопознание, планирование, контроль и регуляция самовоспитания. Цели, задачи и содержание воспитания студенческой молодежи. | 2 | 0,5 | |
Всего часов | 12 | 4 | ||