Контроль над самостоятельной работой студентов

Контроль над самостоятельной работой студентов выполняет две функции: корректирующую (заключается в своевременном выявлении ошибок) и стимулирующую (является своеобразным внешним толчком к деятельности).

Согласно данным функциям выделяют два вида контроля: над процессом и над результатом. Контроль над процессом предполагает пристальное внимание за каждым «шагом» выполняемой деятельности. При этом текущая деятельность сравнивается с эталонной, запрограммированной деятельностью. Контроль над результатами предполагает полную свободу студентов в осуществлении процесса деятельности, но ставит их перед необходимостью вовремя выдать конкретный результат. Такой контроль используется при самостоятельной работе, поскольку конечный ее результат всегда отражен в конкретных формах: чертежи, конспект, реферат, устный ответ и т.п.

В процессе контроля самостоятельной работы студентов преподаватель исходит из того, что главным в ней является сама ее структура как деятельности, ее мотивы и цели: чем побуждается самостоятельная работа; на решение каких проблем она направлена и т.д. То есть основным объектом в самостоятельной работе, подлежащему контролю, являются найденные и опробованные студентом пути поиска, постановки и решения проблем.

К эффективным формам контроля над самостоятельной работой студентов относятся рефлексивный контроль, индивидуальные собеседования, письменные задания по пропущенным темам, контрольные работы, рефераты, деловые игры, коллоквиумы и др.

Рефлексивный (от лат. – отражение; размышления, сомнения) – это контроль в форме обмена мнениями между студентом и преподавателем в равноправном диалоге. Студент информирует преподавателя о путях поиска и конкретизации проблем. Преподаватель уточняет отдельные нюансы этих путей, пытаясь определить неточности и ошибки, чтобы подсказать студенту, подкорректировать его действия. Такой диалог не является контролем в прямом смысле этого слова, поскольку в нем нет четкого противопоставления позиций контролирующего и контролируемого. Рефлексивный контроль фактически объединяет преимущества контроля над процессом и контроля над результатом и преодолевает их ограниченность.

Индивидуальные собеседования проводят по учебному расписанию и во внеурочное время; проводится со студентами, которые пропустили одно или несколько учебных занятий или получили неудовлетворительную оценку, отстают в учебе. Изучив уровень подготовки таких студентов и причины их отставания, преподаватель должен разработать и предложить индивидуальные задания и периодически контролировать их выполнение.

Индивидуальные собеседования с лучшими студентами обусловлены желанием преподавателя сориентировать студента на эффективную работу по самосовершенствованию как будущего специалиста.

Собеседования с целью контроля над самостоятельной работой студентов проводятся по темам учебного курса, которые не освещались во время лекций или семинарских занятий. Для проведения такого собеседования преподаватель дает студентам конкретное задание и определяет литературу, с которой студент должен ознакомиться.

Контрольная работа для студентов заочной формы обучения выполняется по вариантам, данным далее. Номер варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки.

Письменные задания и контрольная работа для студентов очной формы обучения. Письменные задания студенты выполняют по пропущенным темам курса, что обязывает их самостоятельно проработать эти темы.

Контрольная работа проводятся после изучения курса. Их результаты могут учитываться при проведении зачета или экзамена по учебной дисциплине.

В процессе написания реферата студент может обращаться к преподавателю с разными вопросами. Преподаватель, консультируя студента, выявляет уровень его знаний по определенной теме.

Деловые игры используют при обсуждении вопросов, требующих экспертной оценки или исполнения роли. Каждый студент может выступать в роли эксперта по какой-либо проблеме, заранее самостоятельно изучив дополнительные материалы.

Целью проведения контрольной работы по «Педагогике высшей школы» является выявление уровня сформированности методической подготовки, которые:

a. обеспечивают ориентацию в проблемах образования, обучения, воспитания, развития и становлении личности студента в профессиональной деятельности любого направления;

b. развивают представления о методах, формах, средствах, технологиях овладения системными знаниями по психолого-педагогическим и профессионально-ориентированным дисциплинам;

c. развивают представления о принципах и закономерностях обучения, воспитания и развития личности, соблюдение которых обеспечивает эффективность и успешность в освоении основ наук;

d. обеспечивают осознание механизмов функционирования психических процессов на индивидуальном и личностном уровнях, что способствует эффективному осуществлению самоанализа, самокоррекции и самосовершенствованию личности в контексте будущей профессиональной деятельности;

e. обеспечивают понимание психологических особенностей осуществления будущей профессиональной деятельности, специфики межгруппового взаимодействия, важности поддержания на оптимальном уровне социально-психологического климата в коллективе и т.д.

Тематика заданий позволяет выявить:

a. владение основными терминами и понятиями психологии и педагогики на уровне воспроизведения, толкования и использования в повседневной жизни;

b. ориентация в психических феноменах;

c. осознание и понимание индивидуальных психических особенностей;

d. владение навыками и умениями применения приобретенных знаний психологии и педагогики для эффективного решения личных и профессиональных проблем;

e. умение использовать усвоенные знания для дальнейшей оценки и решение проблемных ситуаций;

f. владение навыками анализа широкого спектра практических ситуаций из профессиональной деятельности.

Предложенные ниже тесты являются комплексными, о чем свидетельствует типология заданий:

1) Тесты закрытой формы:

a. репродуктивный уровень познания. Отвечает на вопрос: Когда? Кто? Что? (Студент имеет право выбрать одно из правильных приведенных утверждений или ответов);

b. поисковый уровень – проверка знаний. Правильных ответов может быть несколько;

c. из приведенных утверждений, находящихся в задании, есть правильные и неправильные (студент должен найти правильные ответы);

d. привести в соответствие утверждение.

2) Открытая форма тестов позволяет:

a. дополнить утверждение;

b. обосновать ответы.

Таким образом, использовано шесть типов заданий: четыре типа закрытых и два типа открытых форм тестов. Такая структура тестов увеличивает количество охваченного материала и уменьшает возможность угадывания. Целью такого теста является проверка знаний, умений, навыков студентов по узнаванию, анализу, сравнению, обобщению психологических факторов и умению делать соответствующие выводы.

По учебным планам в ходе изучения дисциплины «Педагогика» студенты заочной формы обучения выполняют 1 контрольную работу. Контрольная работа выполняется в виде ответов на тестовые вопросы. Тестовые задания выполняются в письменной форме.

Далее даны 10 вариантов тестовых заданий. Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки. В случае, если номер зачетной книжки заканчивается цифрой «0», то выполняется вариант № 10.

Контрольные работы могут быть выполняются чернилами в школьной тетради или в электронном виде, на обложке которой приводятся сведения по образцу, представленному в Приложении А.

Задания и вопросы в контрольной работе следует переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставлять поля.

В конце контрольной работы указать список используемой Вами литературы (автора, название учебного пособия, год издания.) Это делается для того, чтобы преподаватель в случае необходимости мог указать студенту, какие вопросы следует изучить для завершения контрольной работы.

Контрольную работу следует сдавать на кафедру математики, физики и информатики (ауд. № 4, 1-й корпус) за неделю до начала экзаменационной сессии.

В случае, если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан представить ее на повторную рецензию, выполнив работу над ошибками. Если контрольная работа зачтена с замечаниями, то следует выполнить работу над ошибками до ее защиты преподавателю.

Зачтенные контрольные работы предъявляются экзаменатору для их защиты. Студент должен быть готов дать пояснения по существу ответов на вопросы и выполненных заданий, входящих в контрольную работу, при ее защите.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: