Рекомендации по работе с информационными источниками

Одним из основных аспектов научного организации самостоятельной работы является техника поиска информации о:

1. системе научно-технической информации и тех возможностях, которые дает использование всех источников информации;

2. знание всех возможных источников информации по специальности, умение выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с задачами и условиями деятельности;

3. навыки использования библиографических и вспомогательных материалов.

Источники информации разделяют на первичные и вторичные.

К первичным источникам информации относятся книги, документы, газеты, специальные издания, а также источники, которые не публикуются (диссертации, депонированные рукописи, архивные документы).

Ко вторичным источникам информации относятся различные издания: справочная литература, каталоги, картотеки, библиографические издания.

Книга является важнейшим источником массовой научно-технической информации. Поэтому каждый студент должен уметь самостоятельно работать с ней. Целевую направленность чтения студента определяет тема его творческого поиска. Прежде всего, он должен найти ту литературу, которая бы способствовала совершенствованию процесса обучения и труда, углублению его знаний.

Эффективность процесса работы с книгой зависит не только от скорости, но и от способа чтения. Каким бы способом чтения студент не пользовался, он должен выработать для себя систему чтения. Для этого предлагается алгоритм работы с информационным источником:

1 прочитать текст полностью; ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?»;

2 выяснить, совпадает ли ответ с названием темы текста; если да, то можно приступать к детальному изучению материала;

3 прочитать абзац учебного текста; ответить на вопрос: «О чем говорится в этом абзаце?»;

4 записать первый пункт плана: кратко, своими словами, в форме предложения или вопроса;

5 прочитать новый абзац и выполнить те же действия;

6 прочитав весь текст, ответить на вопрос: «Что является главным в нем?»;

7 выяснить, совпадает ответ с предыдущим. Если так, то читатель умеет выделять главное в тексте при ознакомлении с ним. Если же между первым и вторым ответами существует расхождение, то следует установить, почему. Вследствие такого анализа легко научиться выделять в тексте главное;

8 пересмотреть еще раз пункты плана и отбросить те, которые не имеют связи с главным;

9 еще раз прочитать текст и на определенный пункт плана записать краткий ответ;

10 прочитать свой план (тезисы) обработанного материала;

11 выделить из текста аргументы, с помощью которых автор доказывает главное (тезис);

12 представить в виде схемы, алгоритма путь доказательства тезиса, что поможет уяснить логическую структуру учебного материала;

13 обдуманно и сжато изложить материал;

14 составить свой план его изложения;

15 пересказать содержание проработанного материала самому себе, сначала пользуясь планом (тезисами), а затем по памяти; рассказать его товарищу, выслушать его замечания.

После такого самоконтроля можно утверждать, что материал усвоен.

Экономия времени и энергии читателя достигается как скоростью чтения и записи, так и умением правильно выбрать и реализовать рациональный вид записи (план, тезисы, конспект, аннотация, рецензия, реферат и др.).

Планом называют короткий, логически построенный перечень вопросов, который раскрывает смысл прочитанного материала. В нем нет конкретного изложения материала, а есть структура, которая определяет содержание. Чтобы составить план, нужно выделить главные мысли, установить соотношения, связи между ними, четко и кратко сформулировать их.

Тезисы (от греч. – положение, утверждение) – это кратко сформулированные основные мысли, положения прочитанного материала. Если каждый пункт плана – это вопрос, то тезисы являются обобщенным, коротким ответом на него. Тезисы выражают суть материла, но не раскрывают содержания.

Конспект (от лат. – обзор) – краткое изложение прочитанного материала, доклады, лекции, статьи. Имея в основе план и тезисы или план в тезисной форме, легко привлечь для их раскрытия фактический материал. Конспект содержит не только констатирующую, но и аргументирующую часть: примеры, доказательства изучаемого материала, собственные мысли и т.п.

Аннотация (от лат. – замечание, примечание) – это небольшая (10-20 строк) обобщающая характеристика книги или статьи, иногда содержит и их оценку; служит для ознакомления с содержанием книги, а также для ориентирования в поисках нужного материала.

Реферат (от лат. – докладывать, сообщать) – небольшое целостные изложение материала, в котором кратко, но с мотивировкой, определениями и выводами изложены основные идеи, положения статьи или нескольких статей, книг; иногда дается собственное отношение к ним.

Рецензия (от лат.– осмотр, обследование) – краткая оценка изучаемого материала. В ней дается изложение сути проанализированного материала (статьи, книги, доклады, лекции), рассматривается его содержание и форма, отмечаются преимущества и недостатки, делается обобщение. Оценочные суждения должны быть убедительно аргументированы.

Цитата (от нем. – привожу) – дословно воспроизведенный фрагмент из книги. Используют ее для подтверждения собственного мнения; необходимо указать автора, название его работы, место и год издания, а также страницу.

Все приведенные виды записей используются в различных комбинациях, в зависимости от поставленных целей и задач самостоятельной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: