Формирование установок и ценностных ориентаций

Человеку присуще ценностное восприятие мира. К любому явлению он относится с точки зрения значимости его для себя. От того, что станет для человека ценностью, зависят смысл и образ его жизни. Для формирования устойчивого гуманного отношения к людям необходимо, чтобы обобщенное представление о ценностях и жизни складывалось на основе культурно-исторического опыта человечества. Если личный жизненный опыт обогащен ценностными исканиями выдающихся мыслителей, ученых, религиозных исторических деятелей, ценностное сознание растущей личности приобретает единство и целостность.

Если ценностные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности и притом сформированы как система, то, естественно, одна из важнейших задач воспитательной работы состоит в последовательном расширении и углублении представлений человека о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.

В воспитании человека представлений о ценностях и формировании у него ценностных ориентаций руководствуются определенными психолого-педагогическими принципами.

Принцип гуманизма означает, что в любой жизненной ситуации, в которой оказываются люди, - каждый человек всегда представляет самоценность, все делается для человека, для его благополучия. Поэтому уважительное отношение будет выражаться в предупредительности, заботе, стремлении помочь в беде, в любви и милосердии к ближнему, умении понимать другого.

Принцип личностного подхода в группе, коллективе. Человек живет и действует в группе, среди людей. Личность дорожит принадлежностью к этой группе, принимает основные ценностные ориентации. Поэтому основным средством в личностном подходе выступают убеждения и как результат - сформированная убежденность как ценность личности.

Принцип ведущей деятельности предполагает определение типа деятельности. Ведущей называют ту деятельность, которая в конкретной возрастной группе главным образом играет основную, ведущую роль в формировании личности. Именно благодаря ей формируются важнейшие ценностные ориентации личности.

Принцип системного подхода предполагает формирование у человека представлений о ценностных ориентациях в гуманистической системе, организуемой вокруг конкретного дела, которое способно объединить их всех.

Главная функция руководства формированием ценностных ориентаций личности, групп и коллектива состоит в том, чтобы духовные и общегражданские ценности нашего общества превратить в ценности и личности, и группы, и коллективов, организовать их деятельность, ориентированную на эти ценности, добиваться общности ценностных ориентаций группы и коллектива, т.е. ценностно-ориентационного единства.

Принцип инициативы и социальной активности. Основным средством развития инициативы служит самодеятельность личности, самоуправление, т.е. деятельность, организованная по собственному творчеству, которая и развивается по собственной программе, имеет свою внутреннюю организацию и контролируется самой личностью. В результате такой самодеятельности и самоуправления формируется активная жизненная позиция, которая выражается в неравнодушном отношении ко всему происходящему, в нравственной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, суждений, оценок, в единстве слова и дела. Активная жизненная позиция становится социальной ценностью личности.

Принцип целостности и комплексного подхода. Комплексный подход предполагает единство общегражданского, трудового и нравственного воспитания. Именно при таком подходе формируется целостная личность, которая регулирует свое поведение в соответствии со своими представлениями о ценностях.

Развитое ценностное сознание способствует формированию нравственной устойчивости личности. Восприятие жизни через призму ее ключевых ценностей облагораживает переживания, развивает высокие чувства (долг, ответственность), повышает готовность к нравственному самоопределению в сложных жизненных ситуациях.

Деятельность, призванная расширить восприятие личности общечеловеческих ценностей жизни, углубить осознание их значимости для себя, получила название ценностно-ориентационной.

Несомненной ценностью является процесс самосовершенствования. Человеку дано быть таким, каким он хочет быть. Но чтобы стать самосозидающей личностью, молодой человек должен овладеть необходимыми знаниями о своей природе. Индивидуальное развитие по своей сути плюралистично. Человек может подняться на высший уровень развития, а может и не реализовать себя. Он открыт миру, способность к самосовершенствованию сохраняется (в разной степени) на протяжении всего жизненного пути. Человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то на некоторых, а в чем-то не похож ни на кого другого. На него воздействуют наследственность, среда, воспитание. Но и сам он способен быть творцом собственной личности. Индивидуальность - личность, которая сама может определять цели своей деятельности, корректировать ее, выбирать средства и решать сложные жизненные задачи. Это значит, что индивидуальность не дана человеку от рождения, она формируется в процессе жизни и при пассивном отношении к себе может не сложиться.

Такие знания о себе как о творцах собственной личности позволяют осознать важность процесса самопознания и самосовершенствования. Многие выдающиеся мыслители (Сократ, Аристотель, Кант, Л.Н. Толстой) видели смысл жизни человека в самосовершенствовании.

Использование в комплексе и системе методов по формированию ценностного отношения к человеческой жизни, саморазвитию, любви, труду, дружбе способствует формированию нравственной устойчивости личности, самоопределению в системе жизненных ценностей. Важнейшая задача воспитательной работы с личностью состоит в последовательном расширении и углублении представлении о ценностях и ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества.

Заключение

Духовная сфера личности - это переживания, мысли, потребности, ценностные ориентации, идеалы. От их содержания зависит, доброе или злое начало возьмет верх в душе человека, в его отношении к миру. Духовные ценности и ценностные ориентации составляют ядро мотивационной сферы личности. Они играют решающую роль в регуляции поведения человека и социальной группы. Ценностная ориентация - сложный психологический и социальный феномен субъекта. В ней переплетаются информативные, эмоциональные и волевые компоненты, которые регулируют действия, поступки, поведение личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: