Формирование колесных пар

ФИЛИАЛ «СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Пермское подразделение Свердловского учебного центра – образовательное структурное подразделение Свердловской железной дороги.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОФЕССИИ

«ПОМОЩНИК МАШИНИСТА ТЕПЛОВОЗА»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Занятие 5-6

Автор: преподаватель Пневчук А.Г.

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии УЦПК-3 и рекомендовано для доработки в формат конспекта и использования в качестве учебного пособия для учащихся в группах подготовки по профессиям «Помощник машиниста тепловоза».

Пермь 2020

Тема 5. Колесная пара

Колесная пора – наиболее важный узел экипажной части тепловоза, обеспечивающий его взаимодействие с рельсовым путем. К колесной паре предъявляются серьезные требования.



Назначение

Колёсная пара воспринимает вращающий момент от ТЭД (тяговый электродвигатель) и реализует его в движение локомотива, направляет тепловоз в рельсовой колее, жёстко воспринимает все удары от неровностей пути как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении и сама жёстко воздействует на путь, а в точке касания колеса с рельсом реализуется коэффициент сцепления.

Устройство

Колёсная пара состоит из оси, зубчатого колеса, двух колёсных центров и двух бандажей с бандажными кольцами.

Ось.

    Кованная из осевой стали. После обточки по чертёжным размерам на оси можно выделить следующие элементы: шейка под буксовые подшипники, предподступичная часть (служит для установки лабиринтного кольца), подступичная часть (служит для установки колесного центра, а на удлинённую подступичную часть также устанавливается зубчатое колесо), шейка оси под МОП, средняя часть. Все переходы от одного диаметра оси к другому выполнены с плавными переходами – переходными галтелями, во избежание концентрации напряжений.

    Все наружные поверхности оси дополнительно упрочняют накаткой стальными роликами (за счет чего повышают прочность наружного слоя металла до 25%), и шлифуют. В центровочные отверстия в правых торцах оси устанавливают втулки вкладыши привода скоростемера.

 

Зубчатое колесо.

    Изготовлено из цельнокатаной поковки, которую подвергают объёмному улучшению, после чего нарезают зубья, производят шевингование и финишное упрочнение. Зубчатое колесо условно можно разделить на: ступицу, среднюю часть и зубчатый венец (прямозубый, 75 зубьев).

    Зубчатое колесо напрессовывают на удлинённую подступичную часть оси колесной пары в горячем состоянии с натягом 0,16-0,22мм, при температуре ступицы не более 170 С (для исключения появления коррозии предварительно наносится эластомер).

 

Колёсный центр

    Изготовлен из отливки и состоит из ступицы, диска и обода. Колесный центр напрессовывается на ступичную часть оси колёсной пары в холодном состоянии, с натягом 0,18-0,30мм. Качество посадки определяют по диаграмме усилий, снимаемой при напрессовке (для снижения трения при установке, на сопрягаемые поверхности наносят термообработанное растительное масло). 

 

Бандаж Изготавливается из раскислённой мартеновской стали, с последующей термической обработкой. У бандажа выполнена наружная профильная поверхность, которая обтачивается до чертёжных размеров после окончательной сборки, а также внутренняя поверхность с буртом (для упора бандажа в обод колесного центра) и специальная выточка под бандажное кольцо. Бандаж напрессовывается на обод колесного центра в горячем состоянии при температуре 270-320С, с натягом 1,10-1,45мм.

Измеряемые параметры бандажа:

ТОЛЩИНА ГРЕБНЯ - расстояние, измеренное по горизонтали на высоте 13 мм от круга катания, между двумя точками, расположенными по разные стороны от вершины гребня: одна - на наружной грани бандажа, другая - на внутренней. ПАРАМЕТР КРУТИЗНЫ ГРЕБНЯ - расстояние, измеренное по горизонтали между двумя точками. Одна находится на расстоянии 2 мм от вершины гребня, а вторая - на расстоянии 13 мм от круга катания. Параметр крутизны гребня характеризует изменение формы, размеров гребня и всего профиля бандажа в процессе эксплуатации. 

ВЫСОТА ГРЕБНЯ – расстояние, измеренное по вертикали между вершиной гребня и кругом катания бандажа. 

ПРОКАТ - разность размеров измеренной высоты гребня и чертежной: для бандажа с профилем ГОСТ - 30 мм, а для бандажей с профилем ДМеТИ (ЛБ и ЛР) - 28 мм. 

ПОЛЗУН - разность высоты гребня, измеренной на поверхности ползуна и высотой гребня, измеренной на расстоянии 100 мм от ползуна по кругу катания.

 

 

 

 


Бандажное кольцо

    Изготавливается из фасонной проволоки. Устанавливается в специальную выточку бандажа при температуре бандажа не менее 200С, и закатывается стальными роликами для плотного крепления.

 

Формирование колесных пар

Формированием называют процесс изготовления колесной пары из новых элементов.

 

При формировании колесных пар применяют тепловой и холодный способ соединения деталей.

1 этап. Посадка на ось зубчатого колеса

2 этап. Натяг колесного центра на ось.

3 этап. Напрессовка бандажа на колесный центр и установка бандажных колец.

После формирования КП на наружной поверхности бандажей выбивают на длине 25мм четыре-пять кернов глубиной 1-1.5 мм. На поверхности центра напротив керна наносится риска зубилом.

После окраски бандажей по кернам и риске наносят полосу шириной 25мм: на бандаже красной краской а на центре -белой.

 

 

 

Внимание! При приемке тепловоза помощник машиниста должен внимательно осматривать КП на возможность смещения бандажа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: