Характеристика и отличительные особенности статистического, бухгалтерского, налогового и оперативного учета

Общая характеристика бухучета, его сущность и значение в системе управления. Функции, задачи и принципы бухгалтерского учета.

В соответствии с Законом РБ бухучет – система непрерывного формирования инф-ции в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах и расходах орг-ции посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах и обобщения в отчетности.

В современной обществе бухучет выполняет три основные функции:
● Управленческую – отражает ход выполнения управл-их решений и воздействует через экономический анализ, планирование и прогнозирование на финансово-хоз-ую деят-ть орг-ции.

● Информационн. – фиксирует фактич состояние финансово-хоз-ой системы орг-ции.
● Контрольную – обеспечивает контроль за выполнением плановых показателей и
параметров, сохранностью собственности орг-ции и собственника.

Важнейшая задача - обеспечение рационального использования ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсов и создание экономических предпосылок для достижения макс эффективности производства. Другие задачи:
● формирование полной и достоверной инфы о деят-ти фирмы и ее имущественном
положении, полученных доходах и расходах.

● обеспечение внутр. и внешних пользователей своевременной инфой о наличии и
движении имущества и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами и сметами.
● предотвращение отрицательных результатов хоз деят-ти орг-ции и выявление резервов ее фин устойчивости.

Принципы бухучета (согласно Закону РБ «О бухучете и отчетности»):
1. Принцип непрерывности деят-ти​: инф-ция об активах, обязательствах, о собственном
капитале, доходах, расходах орг-ции формируется в бух-ом учете и отчетности в зависимости от намерения организации продолжать или прекращать свою деятельность в дальнейшем.

2. Принцип обособленности​: активы, обязательства, собственный капитал, доходы,
расходы орг-ции учитываются отдельно от активов собственника имущества орг-ции.

3. Принцип начисления​: хоз-ые операции отражаются в бухучете и отчетности в том
отчетном периоде, в котором они совершены, независимо от даты проведения расчетов по ним.

4. Пр. соответствия доходов и расходов​: расходы отражаются в бух-ом учете и отчетности в том отчетном периоде, в котором признаются связанные с ними доходы (при их наличии).

5. Принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал,
доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством РБ.
6. Пр. преобладания экономического содержания​: хоз. операции отражаются в бухучете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.
7. Принцип осмотрительности​: учетная оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов – занижена.
8. Принцип нейтральности​: отсутствие ориентации содержащейся в отчетности орг-ции.


















Характеристика и отличительные особенности статистического, бухгалтерского, налогового и оперативного учета.

Для отражения и систематизации различных событий и фактов в жизни общества с целью управления используются следующие виды учета: статистический, бухгалтерский, налоговый и оперативный.

Гос. органы управления принимают решения и воздействуют на все сферы жизни и деятельности общества. Для принятия обоснованных решений, воздействующих на социальную, политическую, хозяйственную, культурную и другие сферы жизнедеятельности людей, органы управления должны обладать достоверной информации. Такая информация генерируется в системе учета, которая существует во всех государствах и называется статистикой.

Статистический учет ​, таким образом, отражает количественную и качественную стороны массовых социально-экономических явлений и процессов на уровне национальной экономики.

Кроме общегосударственного (макро) уровня управления обществом, существует второй, более низкий, но не менее важный – уровень управления коллективами предприятий, учреждений, организаций (микроуровень), т.е. уровень хозяйствующих субъектов. Руководители этих звеньев также нуждаются в информации о состоянии и работе своих организаций: о наличии и изменениях в имеющихся средствах, о ходе производства, о закупках сырья и материалов, о реализации продукции, о размерах прибыли и т.п. Эта система информации получила название бухучет​. Бухучет – система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах и расходах орг-ции посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах и обобщения в отчетности.

С 1 января 2004 г. вступила в действие Общая часть Налогового кодекса, которая
определяет предмет и метод правового регулирования, принципы налогообложения,
определения понятий и терминов, наиболее общие положения и т.д. (участники налоговых правоотношений и их правовое положение, общие вопросы возникновения, изменения, исполнения и прекращения налоговых обязательств, вопросы налогового учета и контроля и др.). Статья 62 Налогового кодекса также определяет понятие «налоговый учет​», под которым понимается «осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым
законодательством».

Кроме того, на предприятиях, в организациях и учреждениях существует уровень управления внутренними подразделениями: цехами, отделами, бригадами, звеньями, технологическими процессами, операциями и т.п. Обеспечить необходимой информацией руководителей этих подразделений внутри предприятий призван оперативный или оперативно-технический учет. Свое название этот вид учета получил по основному требованию и назначению информации - быстро (оперативно) представить руководству сведения о ходе производственных (технологических) процессов и операций в подразделениях. Вид, сроки, форму представления информации и т.п. определяет сам руководитель подразделения. Он также определяет, на кого возложить ведение этого учета.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: