а) целеполагание от борьбы интересов.
Осознание отличий интересов личных, своей группы, организации, страны от таковых у других субъектов.
Когда мы обнаруживаем эти различия, то пытаемся отстоять свои интересы либо через согласование их с другими, либо через преобладание, подчинение других.
Ключевой вопрос: как победить, выиграть?
б) целеполагание от взаимного сравнения: быть как он; не отстать от того, обойти другого.
В таком случае некоторые целевые образцы уже имеются и появляется мотивация достижения, направленная на успех в сопоставлении с другими людьми, организациями, государствами.
Взаимное сравнение - сильный мотиватор человеческого поведения, и каждый из нас хорошо знает это по себе еще с детства.
Необходимо только найти целевой вариант и двигаться к нему или превзойти его.
Ценностное целеполагание
а) целеполагание от видения.
Это образ желаемого будущего для себя, своей организации, города, региона, страны.
Именно образ, а не проект или план, поскольку так проявляются амбиции или мечты.
Основные вопросы в таком целеполагании: каким я хочу стать, к какому состоянию хочу привести организацию или страну, когда это будет достигну то, какие стадии для этого надо пройти?
б) целеполагание от идеалов и идеологем.
Социальные ценности можно разделить на идеалы и идеологемы.
Первые есть ценности абсолютные, ценности сами по себе, по отношению к которым невозможно ответить на вопрос «зачем?», – здоровье, счастье, справедливость, любовь и т. п.
Вторые суть прикладные ценности практического назначения: качество, законность, конкурентность, демократия.
Целеполагание этого типа отвечает на вопросы: что в жизни главное, для чего стоит жить, к чему надо стремиться?
Теория постановки цели Эдвина А. Локка (р. 1938)
· Теория постановки целей Эдвина Локка исходит из того, что люди в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению.
· Если цели реальны, конкретны, ясны, приемлемы для работника, то, чем они выше, тем, как правило, упорнее он будет к ним стремиться.
· При этом человек получает удовлетворение от процесса выполнения работы и, несмотря на сложность, сумеет добиться в ней больших результатов.
· Достижение последних, в свою очередь, повышает мотивацию, а неуспех - ее снижает.
· Таким образом, теория Э. Локка утверждает, что люди, ставящие перед собой более высокие цели (или принимающие высокие цели, поставленные другими), прикладывают больше усилий и выполняют работу лучше.
· Многие лабораторные эксперименты подтверждают гипотезу о том, что трудные для достижения цели чаще бывают, связаны с более хорошим выполнением работы, чем легкие цели.
Исходя из теории Э. Локка:
1. Люди лучше понимают, что от них требуется, если перед ними ставятся конкретные задачи (например, количество телефонных звонков, которые надо сделать за час).
Пожелание "работать как можно лучше" конкретным не является.
При прочих равных условиях хорошее понимание задачи способствует повышению вероятности того, что будет, достигнут желательный уровень выполнения работ.
Когда задание является новым и/или сложным, этот эффект может быть слабее, чем в случае со знакомым и/или относительно простым заданием.
2. Уровень сложности задачи должен находиться в диапазоне от среднего до высокого.
Исследования подтверждают предположение о том, что при решении трудных задач уровень выполнения работы выше, чем при решении простых задач или задач, сформулированных в виде расплывчатой инструкции типа "работайте как можно лучше".
3. Сотрудник должен принять цель, то есть согласиться сделать попытку достичь ее.
По мнению Локка и его коллег, принятие цели зависит от многих факторов, в том числе от авторитета человека, поставившего цель, влияния окружающих, вознаграждений, соперничества и веры в достижимость цели.
Оно также может зависеть от степени вовлеченности индивидуума в постановку цели (целей).
4. Сотрудник должен посредством обратной связи получать информацию о своем продвижении к цели.
Обратная связь помогает человеку продвигаться к цели, так как она указывает на то, что необходимо прилагать больше усилий или изменить стратегию, или просто подтверждает, что человек на правильном пути и должен продолжать действовать так же.
Существует множество способов обеспечения обратной связи.
Ее источником может быть собственно работа, само мониторинг сотрудника, супервизор, коллеги либо механический или электронный мониторинг выполнения работы.
5. Ситуация, когда сотрудник сам участвует в постановке задач, предпочтительнее, чем ситуация, когда другие назначают ему цели.
Во всех производственных ситуациях, кроме самых простых, участие в процессе постановки задач должно помочь индивидууму лучше понять, чего от него ожидают.
В свою очередь, хорошее понимание цели повышает вероятность того, что она достижима и, возможно, повышает вероятность ее принятия.
Это не означает, что задача становится проще; некоторые люди сами ставят перед собой более трудные задачи, чем те, которые могли бы поручить им другие люди.