Принцип оздоровительной направленности физического воспитания

 

Идея укрепления здоровья человека пронизывает всю систему физического воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующее положения:

 

1). Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление;

 

2). Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля. Физические упражнения – это средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет этих особенностей. Следует всегда иметь в виду, что ни преподаватель, даже хорошо подготовленный, ни сам занимающийся не могут полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме под влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач.

 

Врачебный контроль за занимающимися обязателен для всех организаций, проводящих работу по физической культуре. Однако, врачебный контроль не должен ограничиваться только констатацией происходящих в организме человека изменений. Наряду с показателями специального педагогического наблюдения, данные врачебного контроля являются теми объективными явлениями, по которым мы можем судить о положительном или отрицательном влиянии физических упражнений, изменять и совершенствовать методы физического воспитания.

 

Принцип оздоровительной направленности отечественной системы физического воспитания повседневного творческого содружества врача, педагога и самого занимающегося. Если занимающийся почувствует ухудшение здоровья, а врач подтвердит это по анализам, то он должен отойти от интенсивного занятия спортом и довольствоваться физическими упражнениями как лечебным средством.

 

Врач и педагог обязаны на основе учета изменений на основе учета изменений, происходящих в организме занимающегося под влиянием физических упражнений, предвидеть возможные отдаленные результаты этих занятий.

 

В заключении мы можем сделать вывод, что смысл этого принципа заключается в обязательном достижении эффекта укрепления и совершенствования здоровья человека. Этот принцип обязывает:

 

1. определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия;

2. планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося;

3. обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе заданий и соревнований;

4. широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.

 

Таким образом, как следует из вышеперечисленного, основное назначение общих принципов физического воспитания сводится к следующему:

- во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания;

- во-вторых, к объединению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровлению);

- в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания и путей реализации их на практике.

Заключение.

Никто не может сравниться с преобразующей силой физической культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжего ловким, медлительного – быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость – выносливым, болезненного – здоровым. Хорошая физическая подготовка позволяет быстрее осваивать новые сложные производственные профессии; она же стала одним из решающих факторов подготовки летчиков, космонавтов, военных.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.

Физическая воспитание – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Список литературы:

  1. Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983
  2. Коц Я.М., Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986.

 

1.СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Средствами в физическом воспитании называют совокупность предметов, форм и видов деятельности, используемых людьми в процессе воздействия на свою физическую природу с целью ее совершенствования.

К настоящему времени в практике физического воспитания сформировался целый комплекс средств, который состоит из следующих видов:

· физические упражнения;

· использование оздоровительных сил природы – закаливание, водные процедуры, воздушные ванны, рациональное использование солнечной радиации и т.п.;

· использование гигиенических факторов – режим труда, отдыха, питание, соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.п.;

· специально изготовленный инвентарь, технические средства и тренажерные устройства;

· идеомоторные, психогенные и аутогенные средства – выполнение заданий по мысленному воспроизведению движений, связанных с ними ощущений, приемы психологического настроя на выполнение движений или способствующие более быстрому и качественному восстановлению после их выполнения и т.п.[1, с. 72]

Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.[2, с. 63]

Следует всегда помнить, что все средства физического воспитания должны использоваться комплексно. Только их комплексное использование может обеспечить разносторонние воздействие на организм и успешное решение всех задач физического воспитания. [3, с. 32]

Знание полного объема средств физического воспитания позволяет:

· отбирать наиболее эффективные из них для решения тех или иных конкретных задач физического воспитания;

· составлять многообразные сочетания из различных видов средств;

· осуществлять целенаправленную разработку новых комплексов и систем физических упражнений.

Каждый из перечисленных видов средств отличается спецификой и многообразием воздействия. В связи с этим необходимо учитывать следующие важные положения:

· многообразие средств создаёт неограниченные возможности для решения любых задач физического воспитания;

· это же многообразие средств создает большие затруднения при выборе наиболее ценных из них для решения той или иной конкретной задачи; выбор средства всегда должен завершаться разработкой комплексов, в наибольшей мере соответствующих каждой конкретной задаче.[1, с. 72]

1.2. Физические упражнения.

Физические упражнения – двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.

При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное повторение упражнения с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физические качества.[4, с. 40]

Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений – это совокупность физиологических, психологических и биохимических процессов происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).

Содержание физических упражнений обуславливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.

Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.

Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений. В одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. Например, при совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую-либо умеренную работу, но и одновременно совершенствуется сердечнососудистая и дыхательная системы.

Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.

В процессе занятий физическими упражнениями происходит усвоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.

Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятия физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, трудолюбие, решительность и др.).

Содержание любого физического упражнения сопряжено, как правило, с комплексом воздействий на человека. Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой. Форма физического упражнения – это определенная упорядоченность и согласованность, как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений.

Содержание и форма физического упражнения тесно взаимосвязаны между собой. Они образуют органическое единство, причем содержание играет ведущую роль по отношению к форме. Для совершенствования в двигательной деятельности необходимо обеспечить в первую очередь соответствующее изменение её содержательной стороны. По мере изменения содержания меняется и форма упражнения. Со своей стороны форма также влияет на содержание. Несовершенная форма не позволяет в полной мере раскрыться содержанию упражнения. [3, с. 33]

1.3. Оздоровительные силы природы.

Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека.

В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям:

1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.;

2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры).

При оптимальном воздействии они становятся фактором активного отдыха и повышают эффект восстановления.

Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.[3, с. 39]

1.4. Гигиенические факторы.

К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна.

Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятия физическими упражнениями.[3, с. 40]

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Классифицировать физические упражнения — значит логически предста­вить их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно конкретным признакам. Значение классифи­кации определяется в первую очередь тем, какой именно признак (или при­знаки) положен в ее основу, насколько он важен в научном и практическом отношении. Если в основе классификации физических упражнений лежит признак, существенный для физического воспитания, классификация помо­гает правильно ориентироваться в огромном многообразии упражнений, ра­ционально выбирать и целесообразно использовать их.

В истории физического воспитания известно множество различных классификаций уп­ражнений. Нередко классификации строились по чисто формальному признаку (например, упражнения со снарядами, на снарядах и без снарядов - от немецкого турнена XVIII в. и со­кольской гимнастики XIX в.) или частным, малосущественным признакам, определяющимся узкой постановкой задач физического воспитания (например, по анатомическому признаку в шведской гимнастике XIX в. с ее узкой направленностью на развитие внешних форм тела или по сугубо утилитарному признаку, как классификация Эбера во Франции).

Вполне разработанной всеобщей классификации физических упражнений пока еще не создано. Проблема заключается в том, чтобы систематизировать все многообразие физических упражнений исходя из объективных возможностей, предоставляемых ими для реализации за­дач всестороннего физического воспитания, и сгруппировать так, чтобы можно было выбирать упражнения по признаку наибольшей эффективности. Существенно также, чтобы в классифи­кации предусматривалась и возможность появления новых форм упражнений.

При общем обзоре совокупности физических упражнений в специаль­ной литературе часто прибегают к группировке их по принадлежности к ис­торически сложившимся видам гимнастики, спорта, игр и туризма. Внутри же групп вводят более дробные деления (например, гимнастика подразделяется на основную, или общеподготовительную, спортивную, спортивно-вспомогательную, производственную). Однако такая классификация не отлича­ется достаточной четкостью, не отражает в нужной мере все более глубокое взаимопроникновение и изменение сложившихся ранее средств и методов физического воспитания, имеет и другие недостатки.

Одной из широко распространенных и практически оправданных в настоящее время является классификация физических упражнений по тем требова­ниям, которые они преимущественно предъявляют к физическим качествам чело­века, и по некоторым дополнительным признакам. Соответственно выделяют:

1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной интенсивностью, или мощностью, усилий (спринтерский бег, метания, прыжки, поднимание штанги и т.п.);

2) виды упражнений, требующие преимущественного проявления выносливости в движениях циклического характера (бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, ходьба, плавание, гребля на соответствующие дистанции и т.п.);

3) виды упражнений, требующие проявления главным образом координационных и других способностей в условиях строго заданной программы движений (гимнастические и акробатические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках, синхронное плавание и т.п.);

4) виды упражнений, требующие комплексного проявления физических качеств в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывного изменения ситуаций и форм действий (борьба, бокс, фехтование, спортивные игры и т.д.).

Вместе с такой относительно общей классификацией и в дополнение к ней в ряде специ­альных дисциплин пользуются мастными классификациями физических упражнений. Так, в биомеханике принято подразделять их на локомоторные (направленные на передвижение сво­его тела в пространстве), вращательные, перемещающие (связанные с перемещением внешних физических тел) и др., в физиологии — на упражнения, выполняемые в различных зонах физи­ологической интенсивности работы (максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной).

Довольно широко распространена классификация упражнений по особен­ностям структуры движений, когда выделяют группы циклических, ацикли­ческих и комбинированных (составных) упражнений. Немаловажное мето­дическое значение имеет классификация физических упражнений по их назначению в подготовке и демонстрации достижений, предусматриваемых этапными целями, реализуемыми в процессе физического воспитания. В этом отношении есть смысл различать подготовительные и целевые (или, точнее, этапно-целевые) упраж­нения. Последние (целевые) представляют собой упражнения, при выполне­нии которых в процессе физического воспитания поэтапно выявляют опреде­ленные достижения, соответствующие программным целям, реализуемым в итоге того или иного этапа. Часто такими являются спортивно-соревнователь­ные упражнения. Но не только они и далеко не всегда. Определенные этапные достижения по ходу физического воспитания демонстрируют и в унифициро­ванных программно-нормативных, и в тестирующих, и в контрольных, и в иных упражнениях, становящихся предметом совершенствования и потому приоб­ретающих значение условно целевых. Что же касается подготовительных упраж­нений, то они, как подсказывает уже их название, являются средствами подго­товки к достижениям, демонстрируемым в этапно-целевых упражнениях.

Комплекс подготовительных упражнений подразделяется на группы общеподготовительных и специально-подготовительных упражнений. Первые отличаются от целевых структурно, а часто и по проявляемым физическим способностям, но тем не менее могут способствовать продвижению к целе­вым достижениям (в частности, благодаря так называемому косвенному по­ложительному «переносу» двигательных умений, навыков и особенно путем содействия росту общей тренированности). Специально-подготовительные же упражнения в той или иной мере подобны целевым упражнениям, совпа­дают с ними в определенных фрагментах или воспроизводят в целом их ха­рактерные черты. Вместе с тем специально-подготовительные упражнения имеют и определенные отличия от целевых упражнений, вытекающие из необходимости постепенно и эффективно воздействовать на формирование и совершенствование двигательных навыков и на развитие физических качеств, определяющих достижения в целевых упражнениях. Специально подготови­тельные упражнения, которые имеют черты, возможно близко подобные тем, какие будут характерны для целевых упражнений, рассчитанных на новое до­стижение, логично называть «модельно-целевыми» упражнениями, поскольку в изложенном смысле они моделируют целевые упражнения.

Существование ряда классификаций, составленных на основе различ­ных признаков, не лишено смысла, если признаки, хотя бы в какой-то мере, имеют научное и (или) практическое значение. В таком случае классификации дополняют друг друга, в своей совокупности помогают ориентироваться в реальном многообразии явлений, их свойств и отношений, целесообразно упорядочивать деятельность, направленную на их использование.

В любой классификации предполагается, что каждое упражнение обладает относительно постоянными (инвариантными) признаками, в том числе по эффекту воздействия. Однако фактически, как уже говорилось, конкрет­ный эффект любого упражнения зависит не только от свойств, присущих са­мому упражнению, но и ряда условий его выполнения: от того, кто именно его выполняет, как оно выполняется, под чьим руководством и в какой обста­новке проводятся занятия. Поэтому чтобы правильно судить о возможном эффекте того или иного упражнения, недостаточно представлять лишь его место в классификации — надо рассматривать каждое упражнение в единстве с методикой и другими существенными условиями его применения.[5, с. 168]

Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный» средство – это то, что создано человеком для достижения определенных целей.К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы

Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основ­ное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнении на занимающихся, успешной организации и проведения за­нятии. Основные и вспомогательные средства физического воспитания должны применяться в единстве.

Выполнение физических упражнений активизирует деятельность различных систем и функций организма. Одновременно физические упражнения рассматриваются и как метод обучения и воспитания. Важнейший признак физических упражнений как метода — повторяемость их применения, что позволяет педагогу оказывать необходимое воздействие на занимающихся. С помощью физических уп­ражнений, с одной стороны, осуществляется биологическое воздействие на организм человека, изменяется его физическое состояние, с другой — происходит передача общественно-исторического опыта одного из видов физической деятельности, то есть осуществляется социальное воздействие.

Классификация физических упражнений — это разделение их на груп­пы (классы) в соответствии с определенным классификационным призна­ком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер могут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, их образовательно-воспитательный потенциал, а следовательно, более це­ленаправленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в боль­шей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивиду­альным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний; изд.-«Советский Спорт» 2007г.

2. Решетников Н. В. Физическая культура; изд.- «Академия» Москва 2006г.

3. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта; 2005г.

4. Курамшина Ю. Ф. Теория и методика физической культуры; изд.-«Советский спорт» 2007г.

5. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры; изд.- «Физкультура и спорт»; Москва 1991г.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОЗВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Физическое воспитание –это педагогический процесс, направленный на создание условий, способствующих дости-жению хорошего здоровья, физического и двигательного раз-вития ребенка.Двигательные умения и навыки, физические качества, некоторые элементарные знанияо способах укреп-ления собственного здоровья позволят обеспечитьдетям не-обходимый уровень физической подготовленности для по-ступления в школу.Двигательная деятельность детей–прежде всего естествен-ная потребность, удовлетворение которой является важнейшим условием и стимулирующим фактором развития интеллекту-альной, эмоционально-волевой сфер, основных структур и функций организма, одним из способов познания мира и ориен-тировки в нем. Формирование двигательных навыков у детей с ограничен-ными возможностями здоровья является наиболее сложной за-дачей, и на пути ее решения воспитателю ДОУ приходится пре-одолевать много трудностей, так как каждая категория детей с отклоняющимся развитием имеет специфические особенности физического развития и возможности к освоению основных движений. Как показывает педагогическая практика,несмотря на большое число заданий и упражнений, не удается достиг-нуть достаточной точности, ловкостии дифференцированности выполняемых ребенком движений. Следовательно,становится очевидной необходимость описа-ния особенностейорганизации двигательной деятельности детей дошкольного возрастас ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации.Однако для решения задач физического воспитания детей необходимо уточнить специфические особенности психофизи-ческого развития детей с ОВЗ,но прежде всегоописать нару-шения отдельных компонентов моторики, влияющих на общее психомоторное развитие ребенка.

71.Характеристика основных компонентов моторикиФормирование движений, моторики ребенка–один из важ-нейших компонентов его физического развития.В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся де-тей. Однако наряду с этим наблюдается и множество отклоне-ний, которые обусловливают особенности развития основных движений и мелкой моторикив процессе физического воспита-ния в условиях дошкольной образовательной организации. С этой целью необходимо отметить основные компоненты моторики, которые будут указывать как наиндивидуальные различия в физическом развитии, так и на специфические осо-бенностидетей с ограниченными возможностями здоровья. Значимым компонентом моторики является мышечный то-нус,играющийведущую роль в преднастройке движения, его стойкости, стабильности, эластичности, удержанииформы.Как отмечает В.В. Лебединский,при недостаточности и нарушени-ях мышечного тонуса[3, с.81]:–в раннем возрасте нарушается формирование ряда рефлек-сов, обеспечивающих удержание головы, сидение, стояние, со-хранение позы;многие дети, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья, часто «складываются пополам», сидя за столом или на полу, норовят при первой возможности прива-литься к какой-нибудь опоре;–в более старшемвозрасте нарушения мышечного тонуса оказывают отрицательное влияние на работоспособность, на успешность в учебной деятельности. Патологический гипотонус(низкий мышечный тонус) вызы-вает усталость рук, быстрое общее утомление, снижение вни-мания.Патологический гипертонус(высокий мышечный тонус) в сочетании с напряженностью позы, недостаточностью пластич-ности также ведет к быстрой утомляемости и снижению вни-мания. Например, при письме из-за скованности движений ли-ния не дотягивается до конца, поэтому буквараспадается на от-

8дельные элементы, нередко возникают явления микрографии (мелкий неразборчивый почерк при этом буквы могут умень-шаться в процессе письма к концу строки). А фиксация внима-ния на преодолении трудностей письма ведет к грамматическим ошибкам[3, с.81–82].Следующим компонентом моторики является темп и ритм движения.Нарушения темпа и ритмадвижений выражаются в замедленности движения, часто обусловлены у ребенка утом-лением и снижением уровня бодрствования, и органическими поражениями центральной нервной системы. Например, рит-мические раскачивания головы и туловища наблюдаются при тяжелой умственной отсталости.Ценно замечание В.В. Лебединского, который утверждает, что дефектность ритмической организации движений имеет от-рицательное значение для психического развития ребенка, так как в этих случаях замедляется формирование различного вида синергий(совместных действий)(слово syn происходит от гре-ческого языка и означает «совместно», «вместе»),необходимых для выработки различных навыков, требующих автоматизации.Страдает синхронность движений ног и рук при ходьбе, пово-ротах туловища, автоматичность защитных движений, форми-рование выразительных движений, в первую очередь мимиче-ских, насыщенных особым смыслом, имеющих особое значе-ние в развитии речи. Например, при ДЦП при патологической активности тонического рефлекса с головы на туловище будет невозможен изолированный поворот головы и глазных яблок при прослеживании за движущимся предметом–движение пойдет «блоком»головы и туловища одновременно. А также при отсутствии содружественного движения рук в такт шагам походка ребенка становится скованной[3, с.82–83].Заслуживает внимание утверждение В.В. Лебединского о том, что отставание в развитии выразительных движений в раннем возрасте, когда еще недостаточно развита речь, при-водит к тому,что ребенок не использует активные формы общения со сверстниками и взрослым, что в конечном итоге усугубляет егопсихическое развитие. «Значительное недо-развитие выразительной моторики наблюдается при умствен-ной отсталости: невыраженность, обедненность, монотон-

9ность мимики, жестов, защитных и автоматических движений (К. Якоб, 1924)»[3, с.83].У детей с ОВЗ наблюдаются патологические синкинезии–это непроизвольные движения, сочетающиеся с произвольным, но не связанные с ним по смыслу. Например, ребенок при по-пытке закрыть один глаз одновременно закрывает и второй; при движении пальцев одной руки возникают аналогичные движе-ния в другой. Синкинезии наблюдаются у детей и в норме, но с возрастом они уменьшаются, особенно быстро между 8 и 14 го-дами. При различных видах нарушенного развития наблюдает-ся их стойкое сохранение.Необходимо отметить,что в детском возрасте часто выявля-ется расхождение доминантности по руке и глазу. По данным Р.Заззо (1960), у детей-правшей в 6-летнем возрасте это рас-хождение наблюдается в 69%, в 7–8 лет–в 21%, в 9–10 лет–в 20%. Однако при отсутствии признаков органического пораже-ния нервной системы это явление не расценивается как патоло-гическое; высокая пластичность здорового мозга обеспечивает компенсацию данного расхождения. Но,как замечают В.В. Ле-бединский, М.М. Семаго, Н.Я.Семаго,при наличии органиче-ского поражения центральной нервной системы расхождение доминантности по руке и глазу может стать фактором, ослож-няющим психическое развитие ребенка, может стать препят-ствием при обучении письму и чтению[3;4].Следующим компонентом крупной моторики является про-приоцепция, т.е.ощущениеи осознание своего тела в про-странстве, что позволяет человеку адекватно двигатьсяв окру-жающем.Известно, что развитие двигательных функций тесно связано с ощущением движений. Чувствительные клетки (про-приоцепторы) находятся в мышцах, сухожилиях, связках, су-ставах,и они передают в центральную нервную систему ин-формацию о положении конечностей и туловища в простран-стве, степени сокращения мышц.Проприоцепцияпозволяет нам плавно ходить, быстро бегать, сидеть, стоять, потягиваться и лежать, т.е. обеспечивает информацию необходимую для коор-динации основных движений крупной и мелкой моторики[5].Каждый раз, когда ребенок протискивается через узкое про-странство, обнимает кого-то, прыгает, то он получает проприо-

10цептивную стимуляцию. Проприоцепцияпомогает пройти через комнату,не натыкаясь на мебель, подняться по шведской стенке в гимнастическом зале, удержать в руках ручку или карандаш. Чтобы сделать хоть что-нибудь,мы всегда должны знать, где находится каждая часть нашего тела и как ее перенести в нуж-ное место в нужный момент. Проприоцепцияиграет огромную роль в этом деле,и ее развитие просто необходимо для всех де-тей[5].Если проприоцептивноечувство работает плохо, ребенку может быть трудно двигаться плавно, быть скоординированным в своих движениях. Такие дети имеют проблемы как с крупной, так и с мелкой моторикой, им тяжело ползать, ездить на вело-сипеде, писать, гулять, заниматься спортом. Очень важным компонентом моторики является координация движений–способность контролировать положение тела в каж-дый момент движения. У ребенка координация работы мышц при стоянии и ходьбе устанавливается не сразу.Вначале ребенок хо-дит,широко расставляя ноги и балансируя разведенными в сто-роны руками. Лишь постепенно, к 3–4 годам, координация дви-жений становится настолько точной, что ребенок легко ходит и бегает, сохраняя равновесие без помощи рук и не расставляя ступней. В возрасте 4–5лет ребенок может прыгать, скакать на одной ноге, скользить по ледяным дорожкам, кататься на коньках, проделывать различные гимнастические и акробатические упражнения. По мере того, как совершенствуется способность контролировать тело в движении, ребенок обретает способность совершать всёболее точные и тонкие движения[5].Необходимо заметить, что крупная моторика способствует лучшему освоению навыков мелкой моторики.Вот почему она заслуживает особого внимания в развитиии совершенствова-ниив процессе физического воспитания дошкольников, особен-но это значимо для физического развития детей с ограничен-ными возможностями здоровья. Мелкая моторика–это движения, осуществляемые мелки-ми мышцами человеческого тела, способность выполнять зада-чи, требующие скоординированной работы глаз и рук.Мелкая моторика развивается уже срождения. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять.

11Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками(пинцетный захват).Развитие крупной и мелкой моторики способствует форми-рованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суста-вов, развитию гибкости, положительно влияет на формирование речевых навыков и развитие интеллекта, помогает адаптиро-ваться в социальной среде, расширить кругозор. Будучи хорошо развитым физически, ребенок более уверенно чувствует себя среди своих сверстникови более успешен в обучении. Существенной стороной физического воспитания является воспитание физических качеств, которые необходимы челове-ку в различных жизненных ситуациях[1, с.42].Педагогам необходимо помнить, что время появления и дальнейшего со-вершенствования любого двигательного умения у детей обу-словлено уровнем развития физического качества, без которого оно не может быть выполнено.Рассмотрим подробнее проявления физическихкачествта-ких как: сила, ловкость, выносливость, быстрота, гибкость[1, с.42–45].Быстрота–это способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Проявляется при беге на короткие ди-станции или в подвижных играх (убегать от водящего, задания на скорость по сигналу).Выносливость–это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности, в частности это способность чело-века выполнять физические упражнения допустимой интенсив-ности возможно более длительное время. Проявляется при беге на длинную дистанцию, при передвижении на лыжах, катаниина коньках, санках, велосипеде.Уровень развития этого каче-ства у детей зависит от возраста, пола и степени подготовлен-ности.Сила–это способность в процессе двигательных действий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Проявляется при прыжках в длину и в высоту с разбега, привыполнении обще-развивающих упражнениях с увеличенным весомпредметов (набивной мяч, мешочки с песком), при преодолении сопротив-ления партнера (в парных упражнениях).

12Ловкость–это сложное качество, характеризующееся хо-рошей координацией и высокой точностью движений. Это спо-собность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться). Проявляется при проведении игр-эстафет (бег между предметами, разойтись с другим ребенком при встречном, движении на скамейке,пролезание в обруч, пере-прыгнуть через предмет, метание, игры в мяч, прыжки, лазанье, общеразвивающие упражнения, особенно с предметами и др.).Для совершенствования ловкости можно использовать задания на лучшее выполнение упражнений с предметами–скакалкой, мячами, обручами, палками и т. п. Полезны совместные упраж-нения вдвоем, небольшой группой–с мячами, обручами, ше-стами, шнуром и др.Гибкость–это способность достигать наибольшей величи-ны размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Проявляется при выполнении об-щеразвивающихупражнений с большой амплитудой на утрен-ней гимнастике, на занятии, в подвижных играх.Гибкость определяется эластичностью мышц и связок. Учи-тывая, что у дошкольников опорно-двигательный аппарат, осо-бенно позвоночник, отличается пластичностью, следует на физкультурных занятияхи на утренней гимнастике ограничить-ся общеразвивающими упражнениями (с предметами и без них). Объем и интенсивность упражнений на развитие гибкости должны увеличиваться постепенно (особенно на развитие гиб-кости позвоночника)[1, с.42–45].Отечественными учеными доказано, что воспитание физиче-ских качествв единстве с обучением детей двигательным навы-камоказывает влияние на их совершенствование,оздоровление всего организма,повышение эмоционально-положительного со-стояния психики;дети проявляют всёбольшую уверенность в выполнении движений, быстрее усваивают новое, стремятся к большим достижениям, проявляют самостоятельность, уверен-ность в своих силах.При недостаточном развитии силы, быстроты, ловкости у детей формируются неправильные элементы техники бега, прыжков, метания, что особенно свойственно детям с ограниченными возможностями здоровья[1;2;5].

13Список литературы1.Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспита-ния детей дошкольного возраста[Электронный ресурс]:учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педа-гогика и психология»/ А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. –М.:Просвещение, 1978. –272с. –Режим доступа: https://www.ckofr.com/images/stories/dou/keneman_huhlaeva_fizicheskoe_vospitanie_detej_dv.pdf(дата обращения: 19.03.2019).2.Кенеман, А.В. Теория иметодика физического воспита-ния детей дошкольного возраста /А.В. Кенеман, Д.В. Хухлае-ва. –М., 2005. –272с.3.Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие/ В.В. Лебединский. –М.: Изд-во Московского университета, 1985. –168с.4.Семаго, М.М. Типология отклоняющегося развития: Мо-дель анализа и ее использование в практической деятельности /М.М.Семаго, Н.Я. Семаго; под общ. ред. М.М. Семаго. –М.: Генезис, 2011. –400с.5.Электронныйресурс:https://downsideup.org/ru/glossary/view/krupnaya-motorika(дата обращения: 19.03.2019).

 

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ДОО

Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития. Анализ показал, что за последние годы применение традиционных средств физического воспитания для коррекции психофизического состояния детей с ОВЗ не ведёт к существенным положительным изменениям в показателях физической подготовленности дошкольников. По данным мониторинга, более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья имеют низкие и ниже средних возрастно-половые показатели развития основных физических качеств. В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Наибольшие затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений различной координационной сложности, связанных с ориентировкой в пространстве, точностью движений, глазомером, функцией равновесия; страдает техника выполнения основных движений. Наблюдаются относительно низкие показатели в статическом и динамическом равновесии (стойка на одной ноге, гибкости, силовых и скоростно-силовых способностей, наклон и подъем туловища, прыжок в длину с места). Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. Обучающиеся плохо переключаются с одного движения на другое, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал. Неточно выполняют дозированные упражнения, ритмические, ациклические и двигательные действия. У детей данной категории отмечается гипер- или гиподинамия, существенно страдают зрительно-двигательная и слухо-двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

Очевидно, что данные причины затрудняют процесс физического, психического развития и социальной интеграции детей с ОВЗ. На основе мониторинга состояния здоровья и физического развития было установлено, что для коррекции нарушений в психофизическом развитии у детей данной категории недостаточно использования традиционно применяемых средств воздействия.

Основной целью детского сада является создание оптимальных условий для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. Коррекцонно-педагогическое воздействие должно быть направлено на преодоление и предупреждение нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в общеобразовательной школе. Одной из важнейших целей работы педагогов в детском саду по-прежнему является охрана и укрепление здоровья. Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

Организация физического воспитания детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволит повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности, что положительно повлияет на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей.

В дошкольном образовательном учреждении работа педагогов нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения) часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе, для них часто характерна скованность, плохая переключаемость различных действий Отрицательно сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в сидячем положении. Поэтому многим из них вначале обучения непосильны требования, которые предъявляет программа по физическому воспитанию детей с нормальным развитием. В связи с этим важно в начале коррекционно-развивающей работы (первый период обучения) уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра. Планируя работу, нужно четко представлять реальность физических возможностей каждого ребенка. Подвижные игры, являющиеся составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, прогулке.

Игры с движениями необходимо сочетать с другими видами деятельности детей. Подвижная игра с ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятий дошкольников. Она должна быть правильно подобрана с учетом возможностей ребенка (как физических, так и речевых).

Характер подвижной игры, ее содержание должно быть разнообразным. Это может быть сюжетная игра («Поезд», «Самолет»), может проходить по типу игр-инсценировок, бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с мячом, бубном). Эти игры дают возможность отработать с ребенком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями. Подвижные игры, нормализуя моторную функцию ребенка, помогают решить ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышают активность, развивают подражательность, формируя игровые навыки, поощряют творческую активность детей. Одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей.

У детей с речевыми нарушениями недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируется не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Прежде чем предложить детям подвижную игру, необходимо заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Сам педагог принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявлять терпимость к детям, которые не могут или не понимают, поэтому неправильно выполняют задание. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам, выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

В зависимости от состояния здоровья ребенка необходимо использовать различные средства физической культуры, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебную физическую культуру (ЛФК), которая в данном случае является методом функциональной терапии и составной частью адаптивной физической культуры (АФК).

ЛФК – метод, при котором используются средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного становления здоровья и предупреждения осложнений заболевания. Обычно используется в сочетании с другими терапевтическими средствами на фоне регламентированного режима и в соответствии с терапевтическими задачами.

Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. специально организованные движения (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые).

Современным направлением является адаптивная физическая культура как коррекционно-педагогическая составляющая в системе психолого-педагогической работы. Включает многообразную структуру двигательной активности.

Основная задача АФК – восстановление врожденной потребности в двигательной активности, которая в сочетании с правильным, сбалансированным питанием является важным элементом режима, положительно влияющим на здоровье ребенка. Активные движения повышают устойчивость к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.

Особенности двигательных нарушений у детей с диагнозом ДЦП проявляются на занятиях физической культурой. Выполнение упражнений затруднено за счет того, что дети не могут правильно воспроизводить исходные положения, сохранять устойчивость в статической позе, выполнять упражнения с нужной амплитудой, слитно и в нужном темпе, согласовывать движения рук, туловища и ног. Отмечаются трудности при выполнении упражнений с предметами различной формы: затруднен и захват и удержание. Нередко у детей появляется нарушение дыхания, оно становится поверхностным и аритмичным.

Адаптивная физическая культура способствует развитию умственных способностей, восприятия, мышления, пространственных и временных и временных представлений. Нормальное двигательное развитие способствует активизации психики и речи ребенка, что в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью.

В функциональном созревании двигательного анализатора первостепенную роль играет двигательная активность ребенка. Чем больше разнообразных движений совершает в повседневной жизни, в процессе учебной, игровой деятельности, тем больше образуется временных связей между двигательными и другими анализаторами (зрительными, слуховыми) и связей внутри самого двигательного анализатора.

В процессе занятий АФК многие дефекты моторики и физического развития сглаживаются и корригируются. Улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Укрепляется опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность центральной нервной системы и других физиологических процессов.

Важной предпосылкой успешности физического воспитания детей с отклонением здоровья является совмещение педагогических и лечебных воздействий с учетом не только двигательных, но других осложняющих их расстройств. К числу относятся отмеченные на первом году жизни стойкие вегето-сосудистые и соматические нарушения: запоры, снижение аппетита, повышенная жажда, повышение температуры тела без каких-либо соматических проявлений, усиленная потливость сосудистые спазмы как реакция на малейшее охлаждение и болезненное раздражение.

Для большинства детей характерна повышенная утомляемость. Они с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. Возникает двигательное беспокойство: ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать, начинается слюнотечение. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно. Многие дети очень впечатлительны и обидчивы, болезненно реагируют на тон, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства упрямства и негативизма.

Для многих детей характерно наличие страхов. Страх может возникнуть при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела и окружающей обстановки. Страх вызывает и резкие изменения в общем состоянии ребенка (учащается пульс, нарушается дыхание, повышается мышечный тонус, появляется потливость, может подняться температура, усилиться бледность кожных покровов).

Среди корригирующих упражнений особое значение имеют дыхательные упражнения; упражнения на расслабление; упражнения на нормализацию поз и положений головы и конечностей; развитие координации и равновесие; развитие силовых качеств (упражнения сопротивления); коррекция осанки; развитие ритма и пространственной организации движения.

Методические рекомендации выполнения упражнений. У многих детей нарушен ритм выполнения движения, поэтому важно учить их согласовывать движения с заданным ритмом, например, выполнять упражнения под счет, хлопки, музыку. Музыкальный ритм способствует уменьшению спазма в мышцах, регулирует амплитуду и темп движений. Выполнение движений в заданном ритме совершенствует активное понимание. Музыка повышает эмоциональный тонус, создает положительный эмоциональный фон.

У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается снижения таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила, гибкость и выносливость. Поэтому для них крайне важны специальные упражнения (ходьба, бег, прыжки, лазанье по наклонной доске, различные действия с игрушками, гимнастическими палками, мячами, обручами), формирующие основные двигательные навыки и умения, способствующие развитию физических качеств. Детей учат правильно захватывать различные по форме, объему и весу предметы манипулировать ими.

В ходе выполнения движений у детей не должно быть задержки дыхания. При выполнении упражнений необходимо обращать внимание в первую очередь на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. При этом следует исключить случаи постоянного ротового дыхания у детей вследствие заболеваний носовой полости (аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки, хронический ринит).

При проведении фронтальных занятий следует избегать длительного пребывания детей в одни и тех же позах. Нельзя допускать долгих объяснений заданий т.к. это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей т.к. это усиливает мышечное напряжение и усложняет выполнение упражнений.

Основные виды и содержание упражнений, используемые на физкультурных занятиях:

  1. Упражнения для растягивания мышц используются для снятия напряжения, профилактики тератогенеза, расширения диапазона движения.
  2. Упражнения для развития чувствительности мышц (силовые упражнения на сопротивление).
  3. Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности мышц.
  4. Упражнения для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
  5. Упражнения на выносливость.
  6. Статические упражнения напряжения – расслабление, для устранения спазмов и судорог.
  7. Тренировка ходьбой (обучение правильной ходьбе с опорой и без нее).
  8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
  9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.

Таким образом, выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению их здоровья и физическому развитию, закрепляет успехи ребенка, достигнутые в коррекционно-развивающей работе.

 

Библиографический список:

  1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. М.: 2004. – 66 с.
  2. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – Москва: Просвещение, – 207 с.
  3. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.
  4. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие / Г.В.Каштанова, Е.Г. Мамаева. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 100 с.
  5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами развития). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
  6. Образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №16 «Детский сад компенсирующего вида». – 2015.
  7. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 480 с.
  8. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. – СПб. 2014. – 386 с.
  9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозайка–Синтез, 2014. – 336 с.
  10. Сайкина Е.Г., Кузнецова М.Ю. Программное обеспечение дошкольных учреждений по физическому воспитанию // Актуальные вопросы физической культуры детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр. – Спб.: Белл, 2004. – С. 10–14.
  11. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду – М.: Мозаика–Синтез, 2005.
  12. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов академии, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры, педагогических вузов / Под ред. С.О Филипповой, Г.Н. Понаморева. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 656 с.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.
  14. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2009. – 608с.

СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: