Анализ внешней микроэкономической среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»

Наименование факторов

Возможности для бизнеса

Содержание факторов Оценка

1. Ресурсы:

1.1.Урожай зерна Сегодня Россия в среднем производит 80 млн. тонн зерна в год. Ежегодное потребление зерна – не более 70 млн. тонн. Таким образом, есть возможность поставить на экспорт более 10 млн. тонн зерна, невостребованного российским рынком. 3
1.2.Торговля зерном Число компаний, занимающихся торговлей зерном на внутреннем и внешнем рынках, исчисляется сотнями и тысячами. Среди них можно выделить крупные (доля рынка более 3 %), средние (0,5-3 %) и мелкие (до 0,5 %). 3
1.3.Цены на зерно Открытие в России биржи по торговле фьючерсными контрактами на зерно должно стабилизировать цены на него. 5
1.4.Прочие ресурсы В условиях дефицита белка животного происхождения особый интерес представляют белково-витаминно-минеральные концентраты (БВМК), выработанные на основе сои. 4
2. Продукты 1)Повышенным спросом на международном рынке пользуется пшеничная мука, обогащенная микронутриентами – витаминами и минеральными веществами. 2)Многие виды круп имеют большую длительность варки, существенно уменьшить которую можно посредством плющения крупы, в том числе и гречневой. В последнее время стали вырабатывать гречневую муку, на рынке появились гречневые хлопья. 3

3. Конкуренты:

3.1.Концентрация на рынке муки и к/к МКХП является единственным зерноперерабатывающим предприятием в Мурманской области. Однако процент использования оборудования очень низкий. Фактически предприятие занимает не более 17% рынка комбикормов и 61% рынка муки в области, хотя производственная мощность позволяет обеспечить потребности рынка в полном объеме. 3
3.2.Конкурентоспособность производителей к/к По мнению специалистов, создание комбикормовых цехов на животноводческих комплексах – путь бесперспективный. К/к, вырабатываемые многими сельхозпроизводителями, по своему качеству уступают промышленным и в перспективе не смогут с ними конкурировать, а качество кормов – основное условие для достижения желаемых результатов в животноводстве. 4

4. Потребители:

4.1.Посредники Реализация комбикормов с.х. предприятиям и основного объема муки хлебозаводам и прочим потребителям производится по прямым договорам поставки, без посредников, что позволяет избежать резкого роста цен на готовую продукцию комбината, а значит, обеспечить ее сбыт. 4
4.2.Состояние рынка муки Характерной чертой развития рынка муки в последние годы является сокращение его физической емкости на фоне достаточно стабильного уровня стоимостной емкости. Растет спрос на макаронные и мучные кондитерские изделия. Кроме того, сектором общепита увеличивается потребление муки на производство пельменей, пиццы, блинчиков и т.д. 5
4.3.Состояние рынка к/к В России с каждым годом растет производство комбикормов. Однако его объемы и темпы увеличения, особенно структура и качество комбикормов, сегодня отстают от тех требований, которые предъявляет интенсивное развитие животноводства. 5
5.Государственные законы и постановления Мурманская область осуществляет государственную поддержку местного комбикормового производства, однако, ее объем недостаточный. 3

6. Прочие характеристики отрасли:

6.1.Потенциал роста отрасли Потенциал роста отрасли есть. Он связан с ростом отраслей, использующих продукцию МКХП как сырье: хлебобулочная, кондитерская, макаронная отрасль, сельское хозяйство. 5
6.2.Будущее отрасли 1) Скорее всего, в отрасли останутся крупные предприятия в составе объединений, которые смогут провести модернизацию производства, что позволит им выпускать более качественную продукцию (комбикорма, муку). 2) Продолжится сокращение физической емкости рынка муки и дальнейший рост цен на муку. 4

 

Приложение 2 (продолжение)

Наименование факторов Угрозы для бизнеса. Содержание факторов Оценка

1. Ресурсы:

1.1.Урожай зерна На протяжении ряда лет стагнирует производство ржи: более чем в 2 раза, по сравнению с 2001 г., сократились посевные площади под этой культурой и ее производство, ухудшилось качество зерна. Эта негативная тенденция развивается, несмотря на укрепление в последнее время цен как на зерно продовольственной ржи, так и на ржаную муку. -5
1.2.Качество зерна В хозяйствах России отсутствует современное оборудование для сушки, очистки и хранения зерна, что приводит к его потерям и снижению качества. Это отрицательно сказывается на качестве муки. -5
1.3.Торговля зерном 1)Мировой рынок зерновых находится в состоянии радикальных изменений. Все большее количество зерна используется на непродовольственные цели, а именно на производство биотоплива. 2)Часть крупных зерновых компаний имеет собственные элеваторы, КХП, мельницы, крупозаводы, комбикормовые заводы и т.д. Они составляют конкуренцию одиночным КХП. 3)Сейчас складываются хорошие перспективы для экспорта пшеницы, цены на которую растут. Прогнозируется, что доля пшеницы, используемой на мукомольные цели, будет сокращаться, а направляемой на экспорт и для фуражного использования – расти. -5
1.4.Цены на зерно Значительные колебания цен на зерно: для зернового рынка характерны как прогнозируемые сезонные ценовые колебания с относительно низкими осенними и высокими весенними ценами, так и скачки цен, обуславливаемые общей неразвитостью рынка зерна. Кроме того, скачки цен могут возникнуть из-за движений мировой конъюнктуры, под воздействием макроэкономических факторов, погодных катаклизмов. Мировые цены на зерно из-за сокращения посевных площадей в развитых странах (все больше зерновые культуры используются для производства биотоплива) и роста населения в развивающихся странах будут только расти. Участившиеся наводнения, засуха способствуют росту цен на зерно.   -5
1.5.Прочие ресурсы Наблюдается постоянный рост цен на тарифы естественных монополий, значительно опережающий рост цен на готовую продукцию -5
2. Продукты - -

3. Конкуренты:

3.1.Концентрация на рынке муки и к/к 1) Рынок муки и комбикормов Мурманской области характеризуется усилением конкуренции. Местный рынок насыщен продукцией из разных регионов РФ. Главным конкурентным преимуществом прочих организаций является более низкая, чем у комбината, цена на готовую продукцию. 2) В последнее время в аграрном комплексе наметился путь к объединению, т.е. конкуренты МКХП укрупняются, становятся более сильными. -5
3.2.Соотношение между спросом и предложением муки, к/к 1) Для современного рынка муки и комбикормов характерно состояние, определяемое как рынок покупателя, т.е. наблюдается значительное превышение предложения над спросом. 2) Отсутствие объективных статистических данных об объемах производства муки из-за наличия теневого производства на небольших по производительности мельницах. -5
3.3.Конкурентоспособность производителей комбикормов 1) Российский Зерновой Союз периодически проводит негосударственный контроль качества комбикормов. В 2006 г. лучшими были признаны Волосовский, Гатчинский, Тосненский комбикормовые заводы Ленинградской области, Вологодский и Шекснинский комбинаты хлебопродуктов Вологодской области, а также Астраханский комбинат хлебопродуктов. 2) В производстве кормов сохраняются высокие темпы роста. Особенно выделяется Белгородская область. Высокие темпы роста позволили ей выйти в 2006 году на первое место среди российских регионов по объему производства комбикормов, отодвинув Ленинградскую область, привычного лидера последних лет на второе место. На третье место вышла Московская область. -4
3.4.Конкурентоспособность производителей муки На годовом форуме мукомолов были подведены итоги конкурса на звание «Лучшая мельница России». Это звание по итогам работы в 2006 г. завоевали: ОАО «Мелькомбинат в Сокольниках», Москва; ЗАО «Раменский комбинат хлебопродуктов», Московская область; ОАО «Комбинат хлебопродуктов «Старооскольский», Белгородская область; ОАО «Курский комбинат хлебопродуктов». -4
3.5.Конкурентная сила поставщиков Высокая. Качество сырья сильно влияет на качество готовой продукции, а рост цен на потребляемые ресурсы значительно уменьшает прибыль комбината, который не может существенно повышать цены на готовую продукцию в связи с усилением ценовой конкуренции на рынке Мурманской области. -4
3.6.Конкурентная сила покупателей Высокая. Потребители муки, крупы, комбикормов легко переключаются на продукцию конкурентов, если она существенно дешевле, чем у комбината. -4

4. Потребители:

4.1.Стабильность спроса Стабильность спроса – высокая, однако, в Мурманской области наблюдаются сезонные колебания спроса на муку, что связано с наступлением периода длительных летних отпусков. -3
4.2.Платежеспособность потребителей Низкая платежеспособность сельскохозяйственных предприятий -5
4.3.Состояние рынка муки По прогнозам ИКАР, в ближайшие годы сохранится тенденция по сокращению производства муки. Основные причины сокращения физической емкости рынка муки – уменьшение численности населения и рост доходов, который обуславливает долгосрочное изменение модели питания в сторону снижения потребления хлеба и хлебобулочных изделий и роста потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молочных продуктов, овощей и фруктов.  -4
4.4.Состояние рынка к/к Животные с высокой продуктивностью более требовательны к кормам из-за повышенного обмена веществ, более нежной конституции. -5

5.Государственные законы и постановления:

5.1.Состояние законодательной базы в РФ Существующее правовое поле Российской Федерации пока не отличается совершенством. -4
5.2.Государственный контроль качества зерна и продуктов его переработки 1) Начиная с 30 апреля 2007 года, часть функций Российской Государственной хлебной инспекции (РосГХИ) была передана Россельхознадзору, Роспотребнадзору и сюрвейерам. В настоящее время мы имеем разобщенные структуры, ни одна из которых не отвечает за сквозной контроль качества от семенного фонда до конечной продукции. 2) В сентябре 2005 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 491 «О мерах по обеспечению государственного контроля за качеством и безопасностью зерна, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна», в котором наряду с другими мерами включено подтверждение соответствия безопасности и качества этой продукции требованиям российских нормативных документов. -5
6. Прочие характеристики отрасли Прибыльность отрасли средняя. Мукомолы Алтайского края работают с рентабельностью 3 %, центральной России – 20 %. -5

 

Итак, видим, что на рынках муки и комбикормов наблюдается усиление конкуренции, что приводит к объединению предприятий. Оценим структуру рассматриваемых рынков, чтобы выбрать наилучшую конкурентную стратегию. Для этого рассчитаем следующие показатели концентрации рынка [4]:

 

1) Коэффициент концентрации, % (CRk):

CRk = Σsi, i = 1… k, где

si – доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %

k – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке, взятых для расчета коэффициента

Мука: CR4 = 42,6 + 15 + 13 + 12 = 82,6 %

Комбикорма: CR4 = 46 + 28 + 8 + 12 = 94 %

 

2) Коэффициент Герфиндаля-Гиршмана (HHI):

HHI = Σsi2, i = 1… n, где

si – доля продаж i-го предприятия в общем объеме реализации, %

n – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке

Мука: HHI = (42,6)2 + 152 + 132 + 122 + (17,4)2 + 52 + 42 + (8,4)2 = 2767,08

Комбикорма: HHI = 462 + 282 + 82 + 122 + 62 + 32 + 32 = 3232,56

 

Высококонцентрированные рынки При 80%<CR4<100% и 1800<HHI<10000
Умеренноконцентрированные рынки При 45%<CR4<80% и 1000<HHI<1800
Низкоконцентрированные рынки При CR4<45% и HHI<1000

 

Таким образом, значения показателей CR4 и HHI свидетельствуют о том, что рынки муки и комбикормов в Мурманской области высококонцентрированные, причем рынок комбикормов более концентрирован, чем рынок муки.

 

3) Коэффициент относительной концентрации (К):

К = (20+3β)/α

β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, %

α – доля продаж данных предприятий в общем объеме реализуемой продукции, %

Мука: К = (20+3*4/7)/82,6 = 0,26

Комбикорма: К = (20+3*4/6)/94 = 0,23

 

При К > 1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным. При К ≤ 1 на рынке наблюдается высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика.

В нашем случае рынки муки и комбикормов в Мурманской области высококонцентрированные, причем рынок комбикормов более концентрирован, чем рынок муки.

 

4) Коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм (σ2) и коэффициент вариации (ν)

σ2 = (1/n)Σ(lnsi- lnŝ)2

ν = (σ/s)*100

σ = √[(1/n)Σ(si – ŝ)], i = 1…n

si – доля продаж i-го предприятия на рынке

ŝ – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/n

n – число хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке

 


 

Мука:

n

si

lnsi

(lnsi- lnŝ)

(lnsi- lnŝ)^2

ŝ = (1/n)*100 14

1

42,6

3,75 1,11

1,24

ln ŝ 2,64

2

15

2,71 0,07

0,005

σ2 0,59

3

13

2,56 -0,07

0,005

σ 0,77

4

12

2,48 -0,15

0,02

ν 0,06

5

5

1,61 -1,03

1,06

   

6

4

1,39 -1,25

1,57

   

7

8,4

2,13 -0,51

0,26

   

Итого:

4,16

   

 

Комбикорма:

n

si

lnsi

(lnsi- lnŝ)

(lnsi- lnŝ)^2

ŝ = (1/n)*100 17

1

46

3,83 1,00

0,99

ln ŝ 2,83

2

28

3,33 0,50

0,25

σ2 1,32

3

8

2,08 -0,75

0,57

σ 1,15

4

12

2,48 -0,35

0,12

ν 0,07

5

3

1,10 -1,73

3,01

   

6

3

1,10 -1,73

3,01

   

Итого:

7,95

   

 

Дисперсия (σ2) определяет возможную рыночную власть предприятий через неравенство занимаемых ими размеров рынка. Чем больше дисперсия, тем более неравномерен и более концентрирован рынок, тем слабее конкуренция и сильнее рыночная власть крупных предприятий на рынке. Дисперсия по рынку комбикормов (1,32) значительно превышает дисперсию по рынку муки (0,59). Это еще раз подтверждает, что рынок комбикормов в Мурманской области более концентрирован, чем рынок муки.

Чем ниже коэффициент вариации (ν), тем равномернее распределение объема производства или продаж между предприятиями и ниже уровень концентрации.

В нашем случае данный показатель также свидетельствует о том, что рынок комбикормов в Мурманской области более концентрирован, чем рынок муки.

 

5) Коэффициент Джини (G):

G = (1/nAn)│Σ(i-1)Ai – iAi-1

Ai – накопленное (кумулятивное) значение долей i крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке

An – сумма значений долей всех предприятий на рынке

n - число предприятий на рынке

Мука:

n

1/nAn

si

Ai

(i-1)

(i-1)Ai

Ai-1

i*Ai-1

│(i-1)Ai - i*Ai-1

1

0,0100

42,6

42,6

0

0

0,00 0,00

0,00

2

0,0050

15

57,6

1

57,6

42,60 85,20

27,60

3

0,0033

13

70,6

2

141,2

57,60 172,80

31,60

4

0,0025

12

82,6

3

247,8

70,60 282,40

34,60

5

0,0020

5

87,6

4

350,4

82,60 413,00

62,60

6

0,0017

4

91,6

5

458

87,60 525,60

67,60

7

0,0014

8,4

100

6

600

91,60 641,20

41,20

Итого:

265,20

 

G = 0,38

 

 

 

 

   

 

 

Комбикорма:

n

1/nAn

si

Ai

(i-1)

(i-1)Ai

Ai-1

i*Ai-1

│(i-1)Ai - i*Ai-1

1

0,0100

46

46

0

0

0 0

0

2

0,0050

28

74

1

74

46 92

18

3

0,0033

8

82

2

164

74 222

58

4

0,0025

12

94

3

282

82 328

46

5

0,0020

3

97

4

388

94 470

82

6

0,0017

3

100

5

500

97 582

82

Итого:

286

 

G = 0,48

 

 

 

 

   

 

 

Чем выше коэффициент Джини, тем больше неравномерность распределения рыночных долей между продавцами и, следовательно, при прочих равных условиях, выше уровень концентрации. В нашем случае значение показателя Джини указывает на то, что рынок комбикормов в Мурманской области более концентрирован, чем рынок муки.

Приложение 3




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: