Выделим экспертно для ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» внешние факторы, оказывающие наибольшее воздействие на показатели работы предприятия и оценим по пятибалльной шкале их фактическое состояние, при этом будем опираться на проведенный анализ окружения комбината.
Ключевые факторы внешней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» и их фактическое состояние:
1. Природно-климатические условия ведения бизнеса – неблагоприятные, приводят к повышению издержек производства, стоимости проживания и воспроизводства трудовых ресурсов, негативно сказываются на здоровье населения (-5).
2. Политическая среда – существующая система прямого назначения губернаторов отрицательно сказывается на состоянии региона (-5).
3. Государственная поддержка – субсидирование и дотации представителям сельского хозяйства Мурманской области повышают финансовую устойчивость потребителей комбикормов, но выделяемые суммы незначительные и повышаться не будут (3).
4. Тарифы естественных монополий и цены на сырье – значительный рост, существенно превышающий рост цен на готовую продукцию (-5).
5. Механическое и естественное движение населения – наблюдается миграционный отток и естественная убыль населения Мурманской области (-5).
6. Структура населения – в будущем сохранится тенденция сокращения лиц трудоспособного возраста и, наоборот, роста лиц старше трудоспособного возраста (-4).
7. Эластичность спроса по цене – высокая; потребители муки, крупы, комбикормов легко переключаются на продукцию конкурентов, если она существенно дешевле, чем у комбината (-5).
8. Состояние смежных отраслей – наблюдается рост сельскохозяйственного производства, которому требуются комбикорма высокого качества. Характерной чертой развития рынка муки в последние годы является сокращение его физической емкости на фоне достаточно стабильного уровня стоимостной емкости (4).
9. Благосостояние населения – рост реальных денежных доходов и расходов. В результате, наметилась тенденция к изменению структуры потребления в пользу непродовольственных товаров (4).
10. Отраслевые инновации – в отраслевых журналах (ж. «Хлебопродукты», ж. «Комбикорма») предлагаются различные способы улучшения технологии производства, повышения качества хлеба, муки, комбикормов. Появляется новое, прогрессивное оборудование (4).
11. Конкуренция – наблюдается усиление конкуренции на рынках муки, комбикормов, сельскохозяйственной продукции, объединение предприятий в холдинги (-5).
12. Профессиональная подготовка кадров – почти полностью прекратился приток молодых специалистов в Мурманскую область из других областей России, а молодежь, которая уезжает получать образование за пределами региона, как правило, не возвращается. Система профессионального образования Мурманской области не готова полностью взять на себя задачу подготовки кадров для экономики области (-5).
13. Посредники при реализации продукции – продажа комбикормов с.х. предприятиям и основного объема муки хлебозаводам и прочим потребителям производится по прямым договорам поставки, без посредников, что позволяет избежать резкого роста цен на готовую продукцию комбината, а значит, обеспечить ее сбыт (4).
14. Торговля зерном – более выгодный вид бизнеса, чем производство муки. Прогнозируется, что доля пшеницы, используемой на мукомольные цели, будет сокращаться, а направляемой на экспорт и для фуражного использования – расти (-5).
15. Соотношение между спросом и предложением муки, к/к – для современного рынка муки и комбикормов характерно состояние, определяемое как рынок покупателя, т.е. наблюдается значительное превышение предложения над спросом (-5).
16. Прибыльность отрасли – средняя, а в отдельных регионах низкая. Мукомолы Алтайского края работают с рентабельностью 3 %, центральной России – 20 %. Прибыльность комбикормового производства немного выше, чем мукомольного (-5).
Представим графически фактический профиль внешней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» (табл. 1).
Таблица 1
Фактический профиль внешней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»
| № п/п | Ключевые факторы внешней среды | Оценки факторов | ||||||
| -5 | -4 | -3 | … | 3 | 4 | 5 | ||
| 1 | Природно-климатические условия ведения бизнеса | |||||||
| 2 | Политическая среда | |||||||
| 3 | Государственная поддержка | |||||||
| 4 | Тарифы естественных монополий и цены на сырье | |||||||
| 5 | Механическое и естественное движение населения | |||||||
| 6 | Структура населения | |||||||
| 7 | Эластичность спроса по цене | |||||||
| 8 | Состояние смежных отраслей | |||||||
| 9 | Благосостояние населения | |||||||
| 10 | Отраслевые инновации | |||||||
| 11 | Конкуренция | |||||||
| 12 | Профессиональная подготовка кадров | |||||||
| 13 | Посредники при реализации продукции | |||||||
| 14 | Торговля зерном | |||||||
| 15 | Соотношение между спросом и предложением муки, к/к | |||||||
| 16 | Прибыльность отрасли | |||||||
Из табл.1 видно, что состояние внешней среды предприятия крайне неблагоприятное, что, в случае бездействия, может вызвать дальнейшее снижение его конкурентоспособности.
Приложение 5






