Профильный анализ ключевых факторов внешней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»

Выделим экспертно для ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» внешние факторы, оказывающие наибольшее воздействие на показатели работы предприятия и оценим по пятибалльной шкале их фактическое состояние, при этом будем опираться на проведенный анализ окружения комбината.

Ключевые факторы внешней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» и их фактическое состояние:

1. Природно-климатические условия ведения бизнеса – неблагоприятные, приводят к повышению издержек производства, стоимости проживания и воспроизводства трудовых ресурсов, негативно сказываются на здоровье населения (-5).

2. Политическая среда – существующая система прямого назначения губернаторов отрицательно сказывается на состоянии региона (-5).

3. Государственная поддержка – субсидирование и дотации представителям сельского хозяйства Мурманской области повышают финансовую устойчивость потребителей комбикормов, но выделяемые суммы незначительные и повышаться не будут (3).

4. Тарифы естественных монополий и цены на сырье – значительный рост, существенно превышающий рост цен на готовую продукцию  (-5).

5. Механическое и естественное движение населения – наблюдается миграционный отток и естественная убыль населения Мурманской области (-5).

6. Структура населения – в будущем сохранится тенденция сокращения лиц трудоспособного возраста и, наоборот, роста лиц старше трудоспособного возраста (-4).

7. Эластичность спроса по цене – высокая; потребители муки, крупы, комбикормов легко переключаются на продукцию конкурентов, если она существенно дешевле, чем у комбината (-5).

8. Состояние смежных отраслей – наблюдается рост сельскохозяйственного производства, которому требуются комбикорма высокого качества. Характерной чертой развития рынка муки в последние годы является сокращение его физической емкости на фоне достаточно стабильного уровня стоимостной емкости (4).

9. Благосостояние населения – рост реальных денежных доходов и расходов. В результате, наметилась тенденция к изменению структуры потребления в пользу непродовольственных товаров (4).

10. Отраслевые инновации – в отраслевых журналах (ж. «Хлебопродукты», ж. «Комбикорма») предлагаются различные способы улучшения технологии производства, повышения качества хлеба, муки, комбикормов. Появляется новое, прогрессивное оборудование (4).

11. Конкуренция – наблюдается усиление конкуренции на рынках муки, комбикормов, сельскохозяйственной продукции, объединение предприятий в холдинги (-5).

12. Профессиональная подготовка кадров – почти полностью прекратился приток молодых специалистов в Мурманскую область из других областей России, а молодежь, которая уезжает получать образование за пределами региона, как правило, не возвращается. Система профессионального образования Мурманской области не готова полностью взять на себя задачу подготовки кадров для экономики области (-5).

13. Посредники при реализации продукции – продажа комбикормов с.х. предприятиям и основного объема муки хлебозаводам и прочим потребителям производится по прямым договорам поставки, без посредников, что позволяет избежать резкого роста цен на готовую продукцию комбината, а значит, обеспечить ее сбыт (4).

14. Торговля зерном – более выгодный вид бизнеса, чем производство муки. Прогнозируется, что доля пшеницы, используемой на мукомольные цели, будет сокращаться, а направляемой на экспорт и для фуражного использования – расти (-5).

15. Соотношение между спросом и предложением муки, к/к – для современного рынка муки и комбикормов характерно состояние, определяемое как рынок покупателя, т.е. наблюдается значительное превышение предложения над спросом (-5).

16. Прибыльность отрасли – средняя, а в отдельных регионах низкая. Мукомолы Алтайского края работают с рентабельностью 3 %, центральной России – 20 %. Прибыльность комбикормового производства немного выше, чем мукомольного (-5).

 

Представим графически фактический профиль внешней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов» (табл. 1).


 

Таблица 1

Фактический профиль внешней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»

№ п/п

Ключевые факторы внешней среды

Оценки факторов

-5 -4 -3 3 4 5
1 Природно-климатические условия ведения бизнеса              
2 Политическая среда              
3 Государственная поддержка              
4 Тарифы естественных монополий и цены на сырье              
5 Механическое и естественное движение населения                
6 Структура населения              
7 Эластичность спроса по цене              
8 Состояние смежных отраслей              
9 Благосостояние населения              
10 Отраслевые инновации              
11 Конкуренция              
12 Профессиональная подготовка кадров              
13 Посредники при реализации продукции                
14 Торговля зерном              
15 Соотношение между спросом и предложением муки, к/к              
16 Прибыльность отрасли              

 

Из табл.1 видно, что состояние внешней среды предприятия крайне неблагоприятное, что, в случае бездействия, может вызвать дальнейшее снижение его конкурентоспособности.

 

Приложение 5





double arrow
Сейчас читают про: