Сценарии развития внешней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»

Составим сценарии развития внешней среды организации по выделенным ключевым факторам окружения компании, при этом воспользуемся методом морфологического анализа (табл.1).


 

Таблица 1

Морфологическая таблица возможных состояний внешней среды ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»

Ключевые факторы внешней среды

Возможные состояния факторов

Состояние 1 Состояние 2 Состояние 3
Государственная поддержка Рост   Р11 Снижение   Р12 Неизменный уровень Р13
Тарифы естественных монополий и цены на сырье Их рост превышает рост цен на готовую продукцию Р21 Их рост ниже роста цен на готовую продукцию Р22 Их рост совпадает с ростом цен на готовую продукцию Р23
Механическое и естественное движение населения Рост численности населения   Р31 Снижение численности населения   Р32 Численность населения относительно постоянная Р33
Состояние смежных отраслей Улучшение   Р41 Ухудшение   Р42 Неизменный уровень Р43
Благосостояние населения Рост   Р51 Снижение   Р52 Неизменный уровень Р53
Отраслевые инновации Бурный рост   Р61 Незначительный рост Р62 Отсутствие   Р63
Конкуренция Усиление   Р71 Ослабление   Р72 Неизменный уровень Р73
Профессиональная подготовка кадров Присутствует и специалисты приходят на комбинат Р81 Присутствует, но специалисты не приходят на комбинат Р82 Отсутствует   Р83
Соотношение между спросом и предложением муки, комбикормов Рынок продавца   Р91 Рынок покупателя Р92 Рыночное равновесие Р93

Из таблицы 1 можно вывести морфологические цепочки, соответствующие основным сценариям развития внешней среды:

Оптимистический вариант: (Р11, Р22, Р31, Р41, Р51, Р62, Р72, Р81, Р91)

Пессимистический вариант: (Р12, Р21, Р32, Р42, Р52, Р63, Р71, Р83, Р92)

Наиболее вероятный вариант: (Р13, Р21, Р32, Р43, Р53, Р62, Р71, Р82, Р92)

Видим, что наиболее вероятный вариант ближе к пессимистическому, чем к оптимистическому по таким параметрам, как:

1. Тарифы естественных монополий и цены на сырье – скорее всего, их рост будет превышать рост цен на готовую продукцию.

2. Механическое и естественное движение населения – явно просматривается негативная тенденция снижения численности населения в результате уменьшения рождаемости и переезда жителей Мурманской области в другие регионы России.

3. Конкуренция на рынке – скорее всего, она будет возрастать, т.к., несмотря на значительные транспортные расходы предприятий других регионов, цена на их продукцию в Мурманской области ниже цены, предлагаемой МКХП.

4. Соотношение между спросом и предложением муки, комбикормов –складывается не в пользу производителей.

Данные параметры формируют зону риска для МКХП.

 


Наиболее значимые риски ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»

Предприятие выпускает качественную продукцию (золотая медаль ВДНХ за 2002 г.), однако, уступает по цене предприятиям, привозящим свою продукцию из более южных регионов. Это объясняется высокой себестоимостью выпускаемой продукции.

Действительно: удаленность сырьевой базы => повышенные расходы на перевозку зерна. Причем железнодорожный тариф для вагонов-зерновозов (спецтранспорт) на 31 % выше, чем для крытых вагонов, в которых перевозится готовая продукция (мука) в таре: 37,9 тыс.руб. против 29 тыс.руб. При перевозке зерна повышенный тариф распространяется на отходы, получаемые при переработке зерна, доля которых в ресурсах составляет 25-28 %.

Помимо высокой стоимости зерна, необходимо учитывать то, что предприятие работает в условиях Крайнего Севера. Следовательно: длительный период холодов, полярная ночь => повышенные расходы тепла, электроэнергии; северный коэффициент и полярные надбавки увеличивают з/п на 130 %.

Все это повышает с/с продукции, а значит, и цену, делая ее неконкурентоспособной.

Выход в этой ситуации видится в следующем: внедрение ресурсосберегающих технологий, покупка более производительного оборудования, дальнейшая автоматизация производственного процесса.

Не менее важная, чем сбыт продукции, проблема для МКХП – неплатежеспособность сельскохозяйственных производителей-потребителей комбикормов из-за низкой производительности, высокой затратности производства, слабого руководства. На этом фоне происходящие в стране процессы интеграции создают большие риски для комбината. Выход – искать стратегических (долгосрочных, заинтересованных в сотрудничестве) партнеров в лице хлебокомбинатов, сельхозпроизводителей, крупных поставщиков сырья.

Тенденции развития аграрного сектора зарубежных стран, российский опыт свидетельствуют, что будущее сельского хозяйства – за крупными предприятиями и вертикально интегрированными агропромышленными организациями.

Таблица 2

Определение трех ключевых рисков ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»

Наиболее важный риск для компании Важность, балл (от 1 до 10) Эффективность управления, балл (от 1 до 10) Разрыв [= (2)-(3)]
1 2 3 4
Потеря доли рынка и, в связи с этим, ухудшение финансового положения 10 4 (можем влиять, в первую очередь, через ценовую политику, однако, резерв снижения цен у МКХП незначительный) 6
Изменение цен на энергоносители (энергоемкое производство) 5 2 (немного можем влиять, внедряя энергосберегающие технологии, однако, это требует больших капиталовложений) 3
Урожайность зерновых 8 2 6

 

Таким образом, наиболее значимыми рисками для МКХП являются риск потери доли рынка и риск низкой урожайности зерновых.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: