Миссия МКХП – обеспечить население, предприятия Мурманской области, производящие хлебобулочную продукцию, качественной и приемлемой по цене мукой, а сельскохозяйственные предприятия – высококачественными комбикормами с целью удовлетворения их потребностей и получения прибыли.
Главная стратегическая цель (ГСЦ) предприятия. Внешняя часть ГСЦ определяется на основе миссии хозяйствующего субъекта, в частности, для МКХП она может быть сформулирована следующим образом: сохранить лидирующее положение в Мурманской области на рынке муки и комбикормов за счет удовлетворения потребностей своих клиентов и потенциальных потребителей.
Внутренняя (экономическая) часть ГСЦ МКХП – увеличить к 2015 году объем продаж на 30 %.
В условиях повышения интенсивности конкуренции и снижения доли рынка для удержания своих конкурентных позиций МКХП следует применять одну из оборонительных стратегий.
Предприятие выбрало оборонительное стратегическое направление, в рамках которого оно осуществило вертикальную интеграцию вверх (стратегия диверсификации по И. Ансоффу). Данная стратегия позволила повысить конкурентоспособность каждого участника холдинга.
|
|
В производстве муки целесообразно использовать конкурентную стратегию лидерства в снижении издержек, т.к. это стандартный продукт, а в производстве комбикормов – стратегию дифференциации, т.к. в современном птицеводстве и животноводстве огромную роль играет качество кормов, от которых зависит продуктивность хозяйства.
Действующую функциональную стратегию представим в виде «морфологической цепочки» в следующей морфологической таблице (табл.1).
Таблица 1
Функциональная стратегия ОАО «Мурманский комбинат хлебопродктов»
№ | Элементы (параметры) | Значение 1 | Значение 2 | Значение 3 |
1 | Стратегия ресурсных запасов | Формирование долгосрочного запаса ресурсов P11 | Формирование краткосрочного запаса ресурсов P12 | Формирование среднесрочного запаса ресурсов P13 |
2 | Стратегия качества ресурсов | Высокое качество P21 | Низкое качество P22 | Среднее качество P23 |
3 | Поставщики | Постоянные P31 | Переход от одного поставщика к другому P32 | Относительно продолжительные связи с поставщиками P33 |
4 | Технологическая стратегия | Неизменная технология производства профильной продукции P41 | Частичное обновление технологии P42 | Освоение технологии, соответствующей будущим запросам рынка P43 |
5 | Техническая база | Неизменная P51 | Частичное обновление P52 | Полное обновление P53 |
6 | Структура работников | Оптимальное соотношение рабочих и служащих P61 | Преобладают служащие P62 | Преобладают рабочие P63 |
7 | Квалификация персонала | Высокая P71 | Низкая P72 | Средняя P73 |
8 | Условия труда | Высокий уровень P81 | Средний уровень P82 | Низкий уровень P83 |
9 | Стратегия качества продукции | Лидерство в качестве профильной продукции P91 | Минимальное качество продукции P92 | Среднеотраслевой уровень качества P93 |
10 | Стратегия рыночной экспансии | Расширение охватываемого сектора товарного рынка P101 | Сокращение сектора рынка P102 | Сохранение охватываемого сектора P103 |
11 | Стратегия рыночной конкуренции на товарном рынке | Концентрация усилий на рекламе продукции P111 | Концентрация усилий на расширении каналов сбыта P112 | Комплексный подход P113 |
12 | Финансовая стратегия | Преимущественное использование собственных источников финансирования P121 | Преимущественное использование заемных средств P122 | Баланс собственных и заемных средств P123 |
|
|
Текущая функциональная стратегия МКХП:
[P12,P23,P32, P42,P52,P62,P72,P82,P93,P103,P111,P122]
Текущая функциональная стратегия предприятия отличается от наилучшего варианта из-за плохого финансового состояния комбината.
Приложение 3
Исследование целей ОАО «Мурманский комбинат хлебопродуктов»
При построении «дерева целей» МКХП воспользуемся методикой, основанной на концепции деятельности (автор В.Н. Волкова), чтобы одновременно рассмотреть объект и субъект управления, а также охватить все элементы рассматриваемых подсистем (входы, процессор, выход) (рис.1) [2].
1 Увеличить объем продаж на 30 % к 2015 г. (1) |
2.1 Провести реконструкцию комбикормового завода к 2010 г. (0,4) |
2.2 Провести модернизацию мельницы к 2013 г. (0,3) |
2.3 Усовершенствовать систему управления предприятием к 2013 г. (0,3) |
3.1.1. Наладить прямые связи с производителями сырья (0,08) |
3.1.2. Закупить и установить новое оборудование (0,14) |
3.1.3. Улучшить условия труда и систему стимулирования рабочих (0,12) |
3.1.4. Увеличить расходы на продвижение готовой продукции (0,06) |
3.2.1. Наладить прямые связи с производителями зерна (0,105) |
3.2.2. Заменить около 5% оборудования, внедрить новую АСУ (0,09) |
3.2.3. Улучшить условия труда и систему стимулирования рабочих (0,06) |
3.2.4. Увеличить расходы на продвижение готовой продукции (0,045) |
3.3.1. Исключить дублирование функций (0,105) |
3.3.2. Сократить избыточный вспомогательный персонал (0,12) |
3.3.3. Улучшить систему стимулирования сотрудников (0,075) |
Рис.1. «Дерево целей» МКХП