Подготовка программы разработки нового продукта

Программа – (от греч. programma – объявление, распоряжение) – содержание и план деятельности, работ.

       В настоящее время решающим условием успешной деятельно­сти практически любого предприятия является его способность разрабатывать новые конкурентоспособные изделия. Анализ показывает, что неудачи в области разработки и освоения новых продуктов зачастую вызываются недостаточным использованием методов управления качеством, завышенной ценой, несоответстви­ем конструкции изделия запросам потребителей, неправильным выбором поставщиков и т.п.

Менеджмент качества выполняет такие функции: управление качеством выпускаемых предприятием продуктов и расширение номенклатуры выпускаемых товаров за счет создания новых продуктов при сохранении конкурентоспособности в те­чение длительного периода времени.

  Преимущества над конкурентами, как правило, добиваются
предприятия, эффективно использующие концепцию управления качеством, основой которой служат интересы потребителей. Создание нового продукта является периодически повторяемым процессом, в ходе которого наиболее полно проявляется способность
предприятия к инновациям. Новый продукт должен отвечать тем потребностям, которые к моменту его выхода на рынок сформируются у потенциальных покупателей. При этом считается, что приоритет следует отдавать продуктам, позволяющим потребителю удовлетворить либо со­вершенно новую потребность, либо ту или иную традиционную потребность на более высоком качественном уровне.

  Главный критерий при выходе на рынок — наличие у продукта характеристик, способных вызвать предпочтительное отношение потребителей. Именно такие продукты относятся к продуктам рыночной новизны, именно они обеспечивают предприятиям ком­мерческий успех на рынках сбыта. 

Процесс разработки нового про­дукта включает следующие этапы:

- организация и планирование процесса создания нового продукта,

 разработка сметы расходов;

- поиск и оценка идей нового продукта;

- разработка требований к новому продукту, его конструирова­ние, изготовление опытных образцов;

- принятие окончательного решения о переходе к разработке но­вого продукта. Под новым изделием понимают любой продукт, который не дублирует товары, имеющиеся в данный момент на рынке, или рассматривают «новый продукт» как бы с внутренней точки зре­ния.    

Кроме того, новым считается тот продукт, который является новым именно для данного предприятия независимо от степени его новизны для рынка.

Чтобы учесть требования потребителей, использую принципы, лежащие в основе функционально-стоимостного анализа(ФСА)—высокоэффективного метода снижения издержек производства, получивших широкое распространение. Предполагается, что в ходе ФСА специалист полностью абстрагируется от реальной конструкции анализируемого изделия и сосредоточивает внимание на функциях, которое оно выполняет или должно выполнять. Такой подход изменяет направление поиска путей снижения себестоимости продукции. Четко определив функцию анализи­руемого изделия, специалист формулирует свою задачу иным об­разом: «Каким другим, более экономичным способом можно достигнуть выполнения этой функции?» Такая, принципиально отличающаяся от предметного метода, постановка вопроса изменяет
сложившийся стереотип инженерного мышления и позволяет добиваться экономического эффекта. Важность и целесообразность ФСА объясняется, кроме проче­го тем, что потребители в конечном итоге интересуются предметами не как таковыми, а действиями, которые можно производить с их помощью, т.е. выполняемыми этими предметами функциями. Потребителя интересует не просто сам холодильник, электролам­па и т.д., а их функции: сохранение продуктов, излучение света. Следует подчеркнуть, что имеется различие и весьма сущест­венное между разработкой нового продукта вообще и его разработкой с учетом требований к качеству. Учет принципов управления качеством и организации иннова­ционных процессов при разработке нового продукта, по мнению специалистов, позволяет предприятию создавать изделия, отве­чающие запросам и пожеланиям потребителей, и расширять занимаемые доли рынка.




Планирование работ при создании новых продуктов.

      Этот этап является подготовительным. Его основное назначе­ние - сформулировать цели разработки нового продукта, выбрать организационные формы, составить планы и графики работ, под­готовить соответствующие сметы расходов (рис. 3.1). Этап позволяет подготовить предприятие к осуществлению процесса поиска, оценки и отбора идей новых продуктов.

Основная задача этого этапа - выяснить, что может дать предприятию разработка нового продукта. Решение данной задачи осу­ществляется в следующей последовательности:

  1. рассматриваются и анализируются все основные цели предприятия;

2. составляется перечень имеющихся ресурсов (финансы, персо­нал, производственное оборудование, материалы);

3. формулируются цели разработки продукции, согласующиеся с основными целями предприятия и соответствующие имеющимся ресурсам.

Связанные с продуктом цели должны быть ориентированы на потребителя и вытекать из общефирменных целей. Они должны быть увязаны и с основными целями предприятия, так как в про­тивном случае всякая деятельность по созданию нового продукта может оказаться напрасной.

 

 

 


Рис. 3.1. Последовательность работ на подготовительном этапе процесса разработки нового продукта

 

  После того как выявлены и проанализированы основные цели
предприятия, его сильные и слабые стороны, устанавливаются конкретные цели разработки продукции. Эти цели фиксируются в соответствующих документах, с кото­рыми должны быть обязательно ознакомлены все заинтересованные лица. Эти цели периодически пересматриваются, чтобы учесть возможные изменения в экономическом положении и предотвратить неоправданные затраты на реализацию идей, не соответствующих целям предприятия и имеющимся ресурсам.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: