После того как цели разработки нового продукта сформулированы, приступают к выбору организационных форм, в рамках которых будет осуществляться разработка нового изделия. Выбор наиболее эффективных организационных форм является одной из важнейших задач подготовительного этапа.
Перед высшим руководством всегда стоят проблемы, связанные с необходимостью согласования краткосрочных и долгосрочных целей предприятия. Как показывает практика реализации проектов, наилучшим образом указанные проблемы решаются с помощью не функциональной, а матричной структуры управления. Согласно этой схеме, специалисты и руководители, занятые разработкой новых продуктов, находятся в постоянном контакте с соответствующими специалистами функциональных отделов. Внедряются и специальные организационные формы и структуры, в рамках которых разрабатываются новые продукты. Такие структуры должны выполнять следующие функции:
* принимать на себя ответственность за реализацию всех этапов создания нового продукта, начиная от поиска, оценки идей нового продукта до принятия решения о переходе к серийному производству;
|
|
* координировать работы по созданию нового продукта, ведущиеся в каждом функциональном отделе;
* отслеживать, чтобы после завершения каждого этапа принималось управленческое решение о продолжении работ;
* обеспечивать участие высшего руководства в принятии решения о переходе к серийному производству.
Одно и тоже предприятие может одновременно использовать две-три из организационных форм, указанных ниже.
Управляющие продуктами. Функция управляющего продукта заключается в том в планировании, координации и контроле маркетинга существующих продуктов. Сегодня лишь незначительное число предприятий поручает этим управляющим дополнительную функцию - разработку новых продуктов.
Управляющие новыми продуктами и вице-президент по маркетингу. Такая организация наиболее характерна для предприятий, выпускающих потребительские товары в специальной упаковке, когда доминирующее значение имеет реализация маркетинговых функций управления.
Отдел новых продуктов. Руководитель такого отдела обычно подчиняется непосредственно президенту предприятия или исполнительному директору отделения. Принципиальное преимущество такой организации заключается в том, что ответственность за разработку нового продукта возлагается на руководителя высокого уровня, подчиняющегося президенту предприятия.
Комитет по новым продуктам. Обычно этот комитет функционирует под руководством президента, который одновременно выступает его председателем. Членами комитета являются руководители функциональных служб, секретарем - руководитель отдела новых продуктов, который организует и планирует заседания. Комитет по новым продуктам формирует политику в отношении разработки новых продуктов, устанавливает приоритеты, контролирует ход выполнения работ.
|
|
Временные целевые группы. Для преодоления проблем, вызванных недостаточной поддержкой со стороны функциональных служб, иногда при разработке каждого нового продукта создают временные целевые группы, в которые на первом этапе обычно входят представители отделов маркетинга, НИОКР и финансов. В дальнейшем, по мере приближения к серийному производству, состав группы пополняется представителями других отделов. Члены группы освобождаются от своей повседневной работы частично, лишь для участия в заседаниях группы, или полностью, но только на определенный срок.
Венчурные группы. Эти группы по своим задачам и составу аналогичны целевым с одной существенной разницей: работающие в ней специалисты полностью не зависят от функциональных отделов. Это очень важно, так как основная цель венчурных групп - преодолеть существующие бюрократические барьеры и создать новый бизнес, который в некоторых случаях не имеет ничего общего с теперешней деятельностью предприятия. Венчурная группа осуществляет весь процесс разработки нового продукта. Венчурная группа — это фактически маленькое предприятие внутри большого предприятия. Входящие в него высококвалифицированные специалисты приглашаются или со стороны, или из различных подразделений предприятия.
Подготовка плана работы и сметы расходов
Основная задача плана действий по достижению целей разработки новой продукции — сократить длительность цикла разработки нового продукта. Если при подготовке плана выясняется, что для разработки нового продукта у предприятия не хватает тех или иных ресурсов, возможно привлечение консультативных фирм, занимающихся управлением.
Одновременно с разработкой плана работы и во взаимной увязке с ним составляется смета расходов. Эта смета используется затем для контроля за ходом выполнения плана. В смете по каждому этапу разработки указываются трудоемкость в человеко-часах и все планируемые расходы, необходимые для разработки нового продукта.
Если предприятие одновременно разрабатывает несколько новых продуктов, этапы разработки каждого продукта фиксируются в специальных формах, в которых указываются ответственные исполнители, плановые сроки начала и окончания работ и т.д. Систематизация и тщательное планирование процесса разработки нового продукта дают ощутимые результаты. После того как все работы по осуществлению подготовительного этапа выполнены, планы и сметы расходов передаются высшему руководству для рассмотрения и утверждения.
Задание: подготовить программу разработки нового продукта для организации.
Практическая работа №4.