Особенности процесса адаптации студентов к вузовскому обучению

Студенческий возраст – начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. Юношескому самосознанию, как отмечает Лейтес Н.С., свойственна не всегда замечаемая огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремления управлять собой, обогащение эмоциональной сферы. Формируется образ Я, который приобретает системный характер и развивается в Я-концепцию. Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях. Психологи отмечают, что в этот период появляются такие мотивы как самосовершенствование и связанный с ним интерес к учению. В начальный период обучения в вузе происходит резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое Павловым И. П. психофизиологическое явление - динамический стереотип. Иногда это может приводить к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах вызвать сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других - ровно. Особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, но социальные факторы имеют здесь все, же решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможность избежать дезадаптационного синдрома, сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным.Успешность процесса адаптации зависит как от субъективных, так и объективных условий. К субъективным условиям относятся следующие факторы: высокий уровень мотивации, высокий уровень развития морально-волевой сферы, наличия навыков самостоятельной работы. К объективным факторам можно отнести следующие моменты: наличия оптимальных форм обучения, профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса, воспитание культуры умственного труда, формирование навыков самостоятельной работы.Показателями успешного завершения процесса адаптации можно считать наличие навыков учебного труда, сознательное отношение к усвоению технологии вузовского обучения, удовлетворение от выбранного факультета и профессии. Столяренко Л.Д.отмечает, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому, что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, знать свои индивидуальные особенности познавательной деятельности, умение правильно распределять свое рабочее время для самостоятельной подготовки.Некоторые первокурсники, приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, не умеют принимать элементарные решения. У них недостаточно сформированы навыки самообразования и самовоспитания.Итак, к психологическим закономерностям студенческого возраста можно отнести следующее. "Профессионализируются" психические процессы, состояния, опыт. Формируется профессиональная направленность, развиваются необходимые способности. Повышается ответственность за успех профессиональной деятельности, отчетливее выступает индивидуальность студента. Увеличиваются притязания личности студента в области своей будущей профессии. Повышается общая зрелость и устойчивость личностных качеств.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: