Как быстро запомнить имена детей

Имена детей необходимо запомнить хотя бы затем, что­бы не испытывать постоянное чувство неловкости в те моменты, когда вам нужно обратиться к ребенку. Постулат, обязательный к выполнению: к кон­цу третьего дня вожатый должен помнить всех своих де­тей в лицо и по имени.

Существуют приемы и способы быстрого запоминания. И первый из них – это те "визитки", которые вы прикрепили на грудь детям еще при первой вашей встрече. Они значительно облегчают общение в первые часы. Вы подходите к ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно обращаетесь по имени, не терзая себя и ребенка глупыми фразами: "Э, так как тебя...". Но, во-первых, эта "шпаргалка" недолговечна, уже к вечеру второго дня визитки сохранятся у шести-семи человек. А "во-вторых, она может оказать и дурную услугу. Привыкнув считывать имена с визитки-подсказки, вы не настраиваетесь на активное запоминание. И тогда к мо­менту полного и окончательного их исчезновения вы об­наружите, что не в состоянии вспомнить, кого как зовут.

Поэтому подстрахуйте себя другими подсказками. Например, составьте схемы детских палат, где на месте каждой кровати напишите имя ребенка. Точно такую же схему можно составить по столовой. Выполните эти схемы на плотной бумаге или картоне, чтобы можно было поло­жить их в карман и постоянно носить с собой, время от времени доставая и сверяясь.

А еще можно запомнить имена детей в процессе игры. Есть даже специальные игры, в которых играющие долж­ны называть свои имена "Здравствуйте". "Отгадай, чей голосок", "Дедушка-водяной". Но сгодятся и любые другие игры. В игре ребенок проявляет особенности сво­его темперамента и характера, а, как говорит опыт, мы лучше запоминаем человека, если обладаем информацией не только о его внешности, но и о его характере, о его поступках. Первые дни должны стать временем усиленного накопления такой информации. А для этого надо как можно больше включать детей в разнообразную деятель­ность. Например, можно изготовить газету-аппликацию Кто мы! Чтобы ее сделать, ребятам нужно выстричь из четной бумаги свой портрет /выполненный в любом сти­ле/ и, надписав, приклеить к плотному листу ватмана. Пока все будут этим заниматься, вам надо подходить к детям, интересоваться работой и запоминать, кого как зовут. Очень помогают в решении проблемы запоминания спортивные игры. Организуйте встречу по минифутболу, сами станьте болельщиком —к концу игры вы будете знать имена всех футболистов. Порой же, чтобы запомнить человека, достаточно откровенно поговорить с ним минут пять. Манера отве­чать на вопросы, тембр голоса, выражение глаз —все эти детали, если конечно обращать на них внимание, 6удут высекаться в ячейках памяти и связываться с именем собеседника.

Но, увы, ничто не поможет, пока вы не настроитесь на запоминание, пока не сформируете у себя установку "Мне надо запомнить всех детей". Не помогут ни визитки ни схемы, если вы не будете по нескольку раз в день мысленно и наяву произносить имена. И даже игры ибеседы не дадут желаемого результата, если вы не сосредоточитесь и не сконцентрируете внимание. Если же вы смогли создать установку, то проблема решаетсяза два-три дня.

А для проверки можно использовать еще такое упражнение. Поздно вечером возьмите список отряда и, читая фамилии, мысленно представляйте, как выглядит каждый ребенок, Если одна-две фамилии не рождают ни каких образов-ассоциаций, дайте задание на утро: вы звать к себе этих ребят и запомнить их.Ну, а если ваша память совсем плоха, и никакие тренировки по мнемотехнике вам не помогают, честно и откровенно признайтесь во всем детям и попросите у них разрешения написать каждому на лбу фломастером его имя.

Экскурсия по лагерю.

В первый день после обеда или на второй день с утра, необходимо познакомить детей с новым жилищем, местом обитания. Составьте маршрут, так чтоб охватить все основные учреждения и по возможности всю площадь лагеря. Заранее поинтересуйтесь или выясните вместе с детьми сколько в лагере скамеек, фонарей, деревьев, дыр в ограде и т. д. Возле основных точек маршрута можно провести тематический конкурс, игру, викторину. Вот примерный план: Летний кинозал – КТИ “Синема”; радиорубка – конкурс ораторов (целую минуту без остановок говорить ярко о лагере, погоде и т. д.); пионерская – выбрать командира, помощника командира, назначить гл. дежурного по корпусу и т. д.; столовая – викторина по правилам поведения, этикету или рассказать о дежурстве в столовой; библиотека – интеллектуальные игры или рассказы о любимых книгах, спортивное поле – “весёлые старты”, эстафета. Не забудьте поиграть во что-нибудь возле мед.пункта, домика директора. В результате можно провести миниопрос: Что находиться за кухней, где стоит домик директора, сколько у бани окон, где ближайший туалет и т. д. Информированность детей в 1ый день лишит Вас 80% вопросов, о том, что, где находиться и когда мы туда пойдём.

А если дождь?

Если где-нибудь в засушливых пампасах австралийского континента дождь —это счастье ниспос­ланное небом, то для вас —это несчастье, это крушение планов и надежд, это семь с половиной кругов ада. Даже взрослых дождь вводит в состояние беспричинной хандры, уныния и пессимистического восприятия окружающей действительности. Дети же с их не посредственной реакцией на происходящие события быстро осознают; если дождь —то нельзя гулять, купать­ся, ходить в лес кататься на качелях и получать еще ты­сячу и одно удовольствие из тех. что возможны а солнечную погоду. От понимания этого настроение у де­тей портится, как сметана, не убранная вовремя в холодильник. Возникает желание уехать домой. Появляется капризность и раздражительность. Повышается склонность к заболеваниям. Дождь — это ваш враг №1. Но дождь —внешний про­тивник, и он сможет победить вас, лишь если вы позволи­те ему объединиться с внутренним врагом — растерянностью. Ведь во время дождя можно столькому научиться, столько прочитать, о стольком пого­ворить и во стольком поучаствовать! Ни один другой отре­зок лагерной смены не сравнится с дождевым по плотности дел и занятий, а значит и по яркости и разно­образию впечатлений. Нужно только уметь чередовать на­грузку, вовремя менять помещения и постоянно заботиться о материальном обеспечении. В сырую погоду можно проводить практически любое из дел, название или описание которого вы найдете ниже.

1.Операция "Путешествие по книжным полкам", т.е. посещение библиотеки и получение книг для чтения в последующие часы и дни.

2.Концерт “Кто во что горазд!”

3.Конкурс на лучшую рекламу дождя.

4.Создание коллективной аппликации из цветной бумаги "Солнышко смеется".

5.Час пришивания пуговиц, глажения рубашек и стир­ки носовых платков.

6.Шаманские танцы и ритуал приветствия дождя.

7.Турнир по олимпийской системе среди мальчиков по амреслингу.

8.Открытие клуба интеллектуальных “Что? Где? Когда?”.

9.Конкурс "Мода в каменном веке".

10.Программа психологических тестов.

11.Час настольных игр. /Повторяется ежедневно/.

12.Неформальный обмен кулинарными рецептами.

13.Вечер инсценированных сказок.

14.Час придумывания нового применения старым, ни­кому не нужным вещам.(лопнувший шарик, перегоревшая лампочка и т.д.)

15.Турнир шахматистов и шашечников с определением победителя.

16.Композиция из цветных клякс.

17. Час разучивания новых песен. /Повторяется еже­дневно/.

18.Конкурс на самое грустное письмо "А у нас идет дождь".

19.Час отгадывания загадок.

20.Встреча гостей –соседнего отряда.

21. Час чтения вслух книги с захватывающим сюжетом. /Повторяется ежедневно/.

22.Вечер именинников.

23.Изготовление отрядной стенгазеты "Мокрая правда".

24. Игра "Прятки", только прячутся не люди, которых ищет один ведущий, а наоборот: все ищут один спрятан­ный ведущим предмет.

25. Час охоты на комаров. /Повторяется по мере необ­ходимости/.

26.Неформальная беседа о любимых книжках.

27.Час отгадывания кроссвордов.

28.Организация выигрышной лотореи, в которой биле­ты покупаются за вежливые слова..

29.Обход всего корпуса изнутри, держась за стены и не отрывая руки.

30.Турнир карточных игроков "В дурака" с определени­ем победителя.

31.Изготовление самолетов и корабликов из старых газет.

32.Написание зашифрованных писем и организация переписки между палатами.

33. Вечер гаданий и астрологических прогнозов.

34Конкурс фантазеров "Что я сделаю, когда кончится дождь".

35.Турнир игроков в "Морской бой" с определением победителя.

36.Вечер-беседа о разгаданных и неразгаданных тай­нах в науке и человеческой истории.

Вот он грядущий сон!

Если ребенок чего-то не хочет, первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Если ребенок не хочет спать, нужно разо­браться, каковы причины бессонницы.

Только не пытайтесь разбираться по-то­порному, вламываясь в детские палаты и подвешивая в воздухе риторический воп­рос: “Почему вы не спите?”. На глупый вопрос вы получите глупый ответ: “Не хочется”, и истинной причины нежела­ния спать так и не узнаете.

Ребенок может не спать, потому что не привык засыпать в это время. В разных семьях –разные традиции. Где-то существует жесткое требование: "Тебе Хрюша пожелал спо­койной ночи? Вот и марш в кровать." Где-то детям разреше­но смотреть "До и после полуночи". Чтобы войти в новый ритм дня детскому организму нужно время.

Ребенок может не спать, потому что его переполняют мысли и эмоции, а точнее –чувственно окрашенные зри­тельные образы. Он может вспомнить о доме, о папе, маме и любимой собаке, загрустить и заплакать. Он может вспомнить о неприятном дневном конфликте и заново пе­реживать обиду и унижение. Он может представить нечисть, притаившуюся в углу комна­ты или под кроватью, и сжиматься в тревожном страхе. В каждом случае в кровь поступает дополнительная порция адреналина, организм возбуждается и прогоняет сон.

Ребенок может не спать "за компанию" —если вокруг все не спят.

Как и в любой ситуации: понять —это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы правильно поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему.

Чтобы решить ее полностью, нужно совершить ряд дей­ствий. Прежде всего запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям и не будете заниматься в это время больше ничем.

Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в... часов вы будете входить в палату и гасить свет. Возьмите эту маленькую обязанность на се­бя. К этому времени все должны умыться, раздеться, сло­жить одежду и ждать вас. Когда вы войдете, то сразу увидите общий и частный настрой на предстоящее засы­пание. Если он недоброжелательный, не подавайте виду. Подойдите к каждой кроватке, еще раз сложите одежду. если ребенок сделал это неаккуратно, поправьте подушку или одеяло, кого-то погладьте по голове —все эти знаки персонального внимания приятны детям, от них веет чем-то домашним и уютным. А времени на это уходит не более пяти минут. Прежде чем пожелать спокойной ночи и на­жать кнопку выключателя, посмотрите еще раз на детей. Как правило, в этот момент все они лежат на спине, а вы, наверное, по собственному опыту знаете, что это не самая удобная поза для засыпания. Поэтому попробуйте предложить мини-игру: вы считаете до десяти, а каждый обустраивается на кровати так, чтобы было максимально комфортно, чтобы ни о чем не хотелось думать, кроме как о том, что мне очень хорошо, и сейчас я с удовольствием усну. Но можно и не предлагать игру. Можно сразу пога­сить свет. Как впрочем, можно еще постоять пару минут в темноте, прислушиваясь к тишине, а можно выйти из ком­наты сразу. Это не имеет значения. Все равно дети сразу не уснут, и, как только вы их покинете. чтобы пожелать добрых снов соседней палате, начнутся шорохи и шебуршения. Кто-то вытащит из тумбочки заготовленный кусок хлеба и будет его жевать: кто-то обнаружит, что у него неудобная подушка и примется ее "месить"; кто-то вспом­нит, что забыл сходить в туалет, и отправится удовлетво­рять свои естественные потребности... Но сделать все сказанное выше вам нужно, потому что этими действиями вы создадите предпосылки для сна. В корпусе будет отно­сительная тишина, и дети будут знать, что вы где-то ря­дом.

А вам предстоит еще второй и третий обход. Во время второго придется с мягкой настойчивостью попросить ти­шины, если ее нет, или просто пару минут молча походить по комнате. Не забывая при этом, что произносить слова после того, как свет погашен, можно только шепотом или очень тихим голосом.

А во время третьего обхода вам нужно быть особенно внимательным. Потому что, если кто-то не уснул и его что-то тревожит, он подаст вам знак. Протяжным вздохом, сдавленным всхлипывани ем, интенсивным ворочаньем. Подойдите к этому ребенку, присядьте на его кровать, положите руку ему на плечо, спросите: "Что случилось?". И, в зависимости от ответа, помогите ему: или отправьте в туалет, или погладьте живот, или поудобнее подтолкни­те под него одеяло, или просто поговорите. Используя все свои способности, внушите, что все будет хорошо, а сейчас надо спать. Если он утвержда­ет, что "не спится", посоветуйте мысленно посчитать овечек. Можете почесать ребенку спинку —малышам это очень нравится, не меньше, чем котятам. Но не задерживайтесь долго, особые знаки внимания одному могут вызвать ревность в других детях. А вы все равно не успеете оделить своей лаской всех.

А если не спят все или большинство, расскажите "засыпательную историю" или тихо спойте песню.

Если у вас в отряде не малыши, а ребята постарше, то с ними проблему засы­пания решить проще. Можно заключить "джентльменское соглашение", что после 23.00в палате погаснет свет и будет ти­хо. В этом случае вам придется "закрыть глаза" на то, что ребята некоторое время будут разговаривать. Совсем запрещать эти разговоры бессмысленно. Полной тишины вы добьетесь, только если безвы­лазно просидите в детской палате 1,5-2 часа. Но и в этом случае еще неизвестно, кто из вас уснет раньше. Более разумно не запрещать, а принять участие в этих разговорах, направляя их в нужное русло.

А можно решиться на такой шаг; научить ребят основам аутотренинга. Из любопытства они могут откликнуться на такое предложение. А вам нужно будет попросить их лечь на спину, закрыть глаза и повторять мысленно вслед за вами по четному количеству раз следующие фразы: —моя правая рука очень тяжелая:—моя правая рука очень теплая;—моя левая рука очень тяжелая;—моя левая рука очень теплая;—мое дыхание ровное и глубокое:—мое сердце бьется сильно и ровно:—мое солнечное сплетение излучает тепло:—мой лоб приятно прохладен...

Фразы надо произносить тихим, вкрадчивым голосом, давать время на то, чтобы их успели повторить, и допол­нительными комментариями вызывать состояние удоволь­ствия от тяжести, теплоты и слаженной работы всех внутренних органов.

Если такой эксперимент удастся, то вам будут завидо­вать вожатые других отрядов. Еще бы, еще нет 11.00,а ваши гвардейцы уже спят. Правда при этом у вас появится кличка: "Кашпировский".

Наверное, это сохранилось с младенческой поры. Когда мама пела малышу колыбельную и гладила его по редким белесым волосикам. В глубинах нашего подсознания, вид­но закрепилось ощущение умиротворенности и комфор­та, которые каждый испытывал в те блаженные минуты от нежных прикосновений, от ровного голоса, от персональ­ного внимания к твоему маленькому "Я". А поскольку че­ловек непреклонно стремится к повторению удовольствий, испытанных им когда-то, то и ребенок, становясь старше и научатся засыпать без посторонней помощи, тем не ме­нее постоянно провоцирует взрослых на предсонное об­щение.

По этой или другой причине, но дети в лагере очень любят, когда после сигнала "отбой" к ним в палату прихо­дит вожатый и что-то рассказывает. Причем, это любят и шестилетние дети и шестнадцатилетние. Малыши могут долго канючить: "А вы придете к нам сегодня?" "А расска­жите что-нибудь." Ребята постарше поступают диплома­тичнее —они задают коварные вопросы: "А это правда, что если человеку вставить жабры, он сможет дышать под водой?" И пока вожатый концентрирует мысли и подбира­ет слова для ответа, он не замечает, как увязает в этом разговоре, в этом полуночном общении.

Если взрослый не приходит к детям перед сном, или приходит, но ничего не рассказывает, ребята начинают развлекать рассказами друг друга. Тематика этих расска­зов одна и та же во всех лагерях: страшные истории с мертвецами, гробами и ведьмами, анекдоты про крокодила Гену, Чапаева и "русского. немца и грузина", выдуманные случаи из собственной биографии, пересказы просмотренных фильмов про ниньзю и инопланетных пришельцев, откровения о сексуально-половых отношениях муж­чины и женщины.

А когда запасы историй и анекдотов исчерпываются, потребность в общении и обмене информацией деформи­руется в потребность в действии. И тогда начинаются подушечные бои, демарши привидений, акции по мазанью зубной пастой. У старших ребят эти шалости могут пере­расти в более "жуткие" игры, просачивающиеся в детскую среду из казарменно-уголовного мира.

Чтобы пресечь эти "безобразия", приходится прибегать к наказаниям и к конфронтации с детьми. А это уже при­знаки педагогического бессилия и непрофессионализма.

Мудрее и проще предвидеть и предотвратить, чем искоре­нять уже возникшее явление. Поэтому не ждите, когда дети вызовут вас на вечернюю задушевную беседу, сде­лайте первый шаг сами. Если вы, невзирая на усталость каждый вечер будете дарить детям свое общение, вы не только предотвратите нежелательные разговоры и дейст­вия, не только ускорите процесс засыпания, вы решите и куда более значимые проблемы. Например, повлияете на формирование кругозора и познавательных интересов де­тей. Или поможете разобраться в вопросах межличност­ных отношений. Или даже измените их ценностные ориентации. Это все действительно возможно, потому что ночные беседы имеют одно уникальное свойство —в это время информация воспринимается наиболее некритич­но. без сопротивления, и закрепляется даже не в памяти, а сразу в более глубоких подсознательно-эмоциональных структурах.

Но не обольщайтесь легкостью решения проблем, об­щение с детьми перед сном —очень трудная вещь. Хотя бы потому, что всякий раз возникают три проблемы: что рассказывать, как рассказывать и как при этом не уснуть раньше детей.

Допустим, вы откликнулись на детскую просьбу и реши­лись рассказать малышам сказку. Ту, что осела в вашей памяти с детства, или прочитанную накануне. Но увы, вы можете потерпеть фиаско, сказки Андерсена, Перро, Гримм, а также народные детям хорошо знакомы и уже неинтересны. А написанные в XXвеке сказки-повести ча­сто пересказу не поддаются. Так, замечательные сказки Э.Успенского в устном изложении теряют свою прелесть. Что, впрочем, характерно и для сказок Л.Керрола, А.Линдгрен, В.Крапивина и всех других, где главное —движе­ние чувств и игра слов. Трудно пересказывать истории с большим числом героев. Поэтому сказки А.Волкова. Дж.Родари. Дж.Р.РЛолкина. поданные в жанре устной декламации, могут запутать и вас и детей. Для пересказа годятся прежде всего истории с динамичным сюжетом и небольшим числом действующих лиц. Из сказочных пове­стей больше всего этому требованию отвечают произведе­ния Н.Носова. К.С.Льюиса. А.Миллна, К.Булычева, Р.Киплинга, Т.Янссон. Но даже и эти сказки лучше читать, а не пересказывать.

А раз так, отнеситесь к процессу пересказывания творчески —не бойтесь не следовать исходному сюжетуво всех тонкостях и поворотах:

  • не бойтесь исключать из рассказа целые фрагменты и вставлять вместо них ранее не существовавшие
  • не бойтесь комментировать непонятные термины:

— не бойтесь менять имена героев, если вы забыли подлинные:

— не бойтесь вводить новых героев. Рассказывайте, а не вспоминайте!

Конечно, может так получиться, что ваша сказка будет отличаться от оригинала, как небо от.земли. Это не страш­но. Просто это будет уже ВАША сказка, маленькое само­стоятельное произведение искусства. Лишь бы было ощущение целостности и законченности.

А если вы сделаете еще один шаг. то сможете сочинить полностью свою сказку. Это не так и сложно, нужно толь­ко захотеть и еще прочитать книгу Джанни Родари "Грам­матика фантазии или введение в искусство придумывания историй".

Но и этим репертуар ночных рассказов не исчерпыва­ется. В нем могут быть:описания феномена полтергейста, разоблачения политических авантюристов далекого и недалекого прошлого, пересказы загадочных случаев из жизни охотников и рыболовов, хроники восхождения к вершинам славы эстрадных звезд, легенды о людях с необычными способностями, рассуждения о ходе экономических реформ в отечестве, признания очевидцев посещения земли инопланетянами, краткие изложения восточных философий и религий, рассказы о встречах с реликтовыми гоминоидами, разьяснения новейших открытий астрофизиков, расшифровка тайн древних цивилизаций... Этот перечень можно продолжить. Детей, если в них не убито любопытство, интересует в окружающем мире все.

Да, старшие мальчики очень любят поговорить "за жизнь", а старшие девочки очень любят, когда им "по памяти" читают стихи. Выучите на всякий случай что-ни­будь из Асадова.

Периодика смены


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: