В.П. – область знаний, которая акцентирует внимание на психологических особенностях каждого возраста.
Чтобы лучше разобраться в психологии каждого возраста необходимо рассмотреть возрастные периодизации. В современных периодизациях нет единства, что связано с противоречивостью психического развития и динамикой соотношения биологического и социального на протяжении всего жизненного цикла человека. Структура жизненного пути и его основные моменты (старт, оптимумы, финиш) изменяются в ходе исторического развития, от поколения к поколению, что также оказывает влияние на периодизацию возрастного развития.
Различные возрастные классификации могут быть разделены на 2 группы:
Общие классификации. Они охватывают весь жизненный путь человека. К одной из общих классификаций возрастных периодов относиться классификация принятая на одном из симпозиумов АПН СССР в 1965 г.
Возрастные периоды | Мужской пол | Женский пол |
Новорожденные | 1-10 дней | |
Грудной ребенок | 10 дней-1 год | |
Раннее детство | 1-2 года | |
Первый период детства | 3-7 лет | |
Второй период детства | 8-12 лет | 8-11 лет |
Подростковый возраст | 13-16 лет | 12-15 лет |
Юношеский возраст | 17-21 год | 16-20 лет |
Средний возраст: | ||
- первый период | 22-35 лет | 21-35 лет |
- второй период | 36-60 лет | 36-55 лет |
Пожилые люди | 61-75 лет | 56-75 лет |
Старческий возраст | 76-90 лет | |
Долгожители | Старше 90 лет |
Частные классификации. Частные классификации посвящены отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам.
Для упрощения понимания и записи введем следующие сокращения и определения к ним:
Социальная Ситуация Развития – система отношений в окружающем мире
Ведущий Вид Деятельности
Новообразование – качественно новое приобретение психики
Сенситивный период – период восприимчивый к каким-либо факторам
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК 6 -10 лет
Физиологические особенности:
В первые года ребенок очень быстро, потом идет замедление роста, и снова быстрыми темпами развивается. Следствие – очень большая нагрузка на организм. Дети с трудом контролируют свое поведение – резкие перемены от состояния усталости до гипер-активности. Происходит активное изменение кожного покрова, он очень тонкий, и отсюда постоянные ссадины царапины, синяки. Надо постоянно следить за ними, иметь при себе медикаменты (йод, зеленку, пластыри), чтобы постоянно не бегать к медику. В период роста у детей ослабленные дыхательные пути, поэтому они подвержены простудным заболеваниям. Идет большая нагрузка на дыхательные пути, следовательно надо чаще и больше бывать на свежем воздухе. От недостатка воздуха дети начинают быстро уставать и капризничать. У них не налажена терморегуляция организма => быстро нагреваются и быстро остывают => необходимо следить за временем нахождения на солнце.
Особенности поведения:
Высокий уровень активности
Стремление к общению
Стремление научиться различать, что такое хорошо, а что плохо
Именно в этом возрасте идет различение полов
Стремление получать время на собственные занятия, интересы
Ребенок может быть целеустремленным, уверенным в себе и агрессивным
Социальная ситуация развития – ребенок-взрослый
Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра Игры: Младшие дошкольники играют в одиночку, позже совместные игры
Ведущей формой психики становится представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (основные игры – ролевые и сюжетные, лепка, рисование, конструирование, музыка).
Новообразования:Первичные этические компоненты (Что такое хорошо? Что такое плохо? Что такое смерть? И т.д.). Это очень важно для формирования нравственных понятий. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять это по отношению к себе и к другим, т.к. это формирует у него личностные свойства. При этом важны социальные эталоны поведения. Которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталонов поведения для детей имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера.
Образ телесного «Я» (лисички, черепашки – съеживаются, кузнечики – активность через край)
Мышление – эгоцентрическое. Развивать нужно мы, т.е. мы сделаем.
Начинаются сексуальные игры. Дети начинают демонстрировать свои органы.
Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным факторам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни.
Внимание ребенка неустойчиво. Младшие дошкольники рассматривают привлекательный объект 6-8 секунд, более старшие до 20 секунд.
Развитие памяти происходит от непроизвольного запоминания к произвольному.
Задача в процессе работы:
Создание благоприятных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей детей, познающих мир.
Главное для этого возраста чувствовать тепло, внимание и поддержку взрослого.
Советы воспитателю:
- Организация подвижных игр, ограничивая прыжки и бег (внимательно следить)
- Развитие умения лазить и пользоваться качелями
- Обучение навыкам труда (лепка, рисование, конструирование)
- Обеспечение конкретности поручения
- Творческая свобода детей при выполнении каких-либо дел
- Предоставление детям свободы деятельности и развития способностей
- Дети нуждаются в похвале
- Использование видов деятельности, проявляющих мускульную активность (кандалы, коллективные спортивные игры, занятия по интересам)