Возрастная психология

В.П. – область знаний, которая акцентирует внимание на психологических особенностях каждого возраста.

Чтобы лучше разобраться в психологии каждого возраста необходимо рассмотреть возрастные периодизации. В современных периодизациях нет единства, что связано с противоречивостью психического развития и динамикой соотношения биологического и социального на протяжении всего жизненного цикла человека. Структура жизненного пути и его основные моменты (старт, оптимумы, финиш) изменяются в ходе исторического развития, от поколения к поколению, что также оказывает влияние на периодизацию возрастного развития.

Различные возрастные классификации могут быть разделены на 2 группы:

Общие классификации. Они охватывают весь жизненный путь человека. К одной из общих классификаций возрастных периодов относиться классификация принятая на одном из симпозиумов АПН СССР в 1965 г.

Возрастные периоды Мужской пол Женский пол
Новорожденные

1-10 дней

Грудной ребенок

10 дней-1 год

Раннее детство

1-2 года

Первый период детства

3-7 лет

Второй период детства 8-12 лет 8-11 лет
Подростковый возраст 13-16 лет 12-15 лет
Юношеский возраст 17-21 год 16-20 лет
Средний возраст:    
- первый период 22-35 лет 21-35 лет
- второй период 36-60 лет 36-55 лет
Пожилые люди 61-75 лет 56-75 лет
Старческий возраст

76-90 лет

Долгожители

Старше 90 лет

Частные классификации. Частные классификации посвящены отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам.

Для упрощения понимания и записи введем следующие сокращения и определения к ним:

Социальная Ситуация Развития – система отношений в окружающем мире

Ведущий Вид Деятельности

Новообразование – качественно новое приобретение психики

Сенситивный период – период восприимчивый к каким-либо факторам

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК 6 -10 лет

Физиологические особенности:

В первые года ребенок очень быстро, потом идет замедление роста, и снова быстрыми темпами развивается. Следствие – очень большая нагрузка на организм. Дети с трудом контролируют свое поведение – резкие перемены от состояния усталости до гипер-активности. Происходит активное изменение кожного покрова, он очень тонкий, и отсюда постоянные ссадины царапины, синяки. Надо постоянно следить за ними, иметь при себе медикаменты (йод, зеленку, пластыри), чтобы постоянно не бегать к медику. В период роста у детей ослабленные дыхательные пути, поэтому они подвержены простудным заболеваниям. Идет большая нагрузка на дыхательные пути, следовательно надо чаще и больше бывать на свежем воздухе. От недостатка воздуха дети начинают быстро уставать и капризничать. У них не налажена терморегуляция организма => быстро нагреваются и быстро остывают => необходимо следить за временем нахождения на солнце.

Особенности поведения:

Высокий уровень активности

Стремление к общению

Стремление научиться различать, что такое хорошо, а что плохо

Именно в этом возрасте идет различение полов

Стремление получать время на собственные занятия, интересы

Ребенок может быть целеустремленным, уверенным в себе и агрессивным

Социальная ситуация развития – ребенок-взрослый

Ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра Игры: Младшие дошкольники играют в одиночку, позже совместные игры

Ведущей формой психики становится представление, которое интенсивно развивается в различных видах игровой и продуктивной деятельности (основные игры – ролевые и сюжетные, лепка, рисование, конструирование, музыка).

Новообразования:Первичные этические компоненты (Что такое хорошо? Что такое плохо? Что такое смерть? И т.д.). Это очень важно для формирования нравственных понятий. Поэтому важно, чтобы ребенок учился применять это по отношению к себе и к другим, т.к. это формирует у него личностные свойства. При этом важны социальные эталоны поведения. Которыми становятся литературные герои и непосредственно окружающие ребенка люди. Особое значение в качестве эталонов поведения для детей имеют персонажи сказок, где в конкретной, образной доступной ему форме акцентируются положительные и отрицательные черты характера.

Образ телесного «Я» (лисички, черепашки – съеживаются, кузнечики – активность через край)

Мышление – эгоцентрическое. Развивать нужно мы, т.е. мы сделаем.

Начинаются сексуальные игры. Дети начинают демонстрировать свои органы.

Новые качественные образования происходят благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным факторам познания и благодаря включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Все это способствует лучшей адаптации ребенка к социальным условиям и требованиям жизни.

Внимание ребенка неустойчиво. Младшие дошкольники рассматривают привлекательный объект 6-8 секунд, более старшие до 20 секунд.

Развитие памяти происходит от непроизвольного запоминания к произвольному.

Задача в процессе работы:

Создание благоприятных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей детей, познающих мир.

Главное для этого возраста чувствовать тепло, внимание и поддержку взрослого.

Советы воспитателю:

- Организация подвижных игр, ограничивая прыжки и бег (внимательно следить)

- Развитие умения лазить и пользоваться качелями

- Обучение навыкам труда (лепка, рисование, конструирование)

- Обеспечение конкретности поручения

- Творческая свобода детей при выполнении каких-либо дел

- Предоставление детям свободы деятельности и развития способностей

- Дети нуждаются в похвале

- Использование видов деятельности, проявляющих мускульную активность (кандалы, коллективные спортивные игры, занятия по интересам)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: