Организационный период

Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: «организационный период», или «оргпериод». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена».

Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием — понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять еще раз на своем отряде.

Оргпериод — это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод — это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают «концерт» со слезами, заявлениями «здесь все плохо» и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в «дом родной».

Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод — помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи дает мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займемся расшифровкой.

Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, вам необходимо:

- как можно скорее познакомить детей друг с другом, для, чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству;

- приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм, для чего предъявить детям «единые педагогические требования»;

- создать у детей ощущение уюта и комфорта, для чего красиво оформить комнаты и весь корпус;

- сделать детей «управляемыми», для чего поделить отряд на маленькие группы, которые можно назвать «звенья», «звездочки»,"экипажи", «команды»

- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего предложить набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой;

- сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для чего познакомить' их с планом смены, а по возможности и привлечь детей к его составлению…

Чтобы все это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана — будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причем спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но, как вы знаете, удается лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот 25 дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени — не более тридцати минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.

Периодика смены

1)Организационный период (3-5 дней):

Задачи:

1. Информационная - познакомить детей с лагерем, вожатыми, другими детьми.

«Разведка боем»: игра на знакомство с территорией лагеря:

1. Поделить отряд на группы по 8-10 человек

2. задать всем группам по 10 вопросов о лагере, его истории, сотрудниках и традициях

3. Дать полчаса группам, чтобы найти ответы на вопросы. Дети могут спрашивать у всех, кто находиться в лагере

2. Создание коллектива:

· перестроить детей с домашнего на общелагерный режим и на другой уровень общения; заставить забыть о доме

· адаптировать детей к новому коллективу

· познакомить детей; ни в коем случае не называть их по фамилии, детей это очень обижает. Спросить у детей как они хотят, чтобы их называли. Можно сделать бэйджики

· выделить понятие «отряд», придумать девиз, название, песню, приветствие отряда. Необходимо формировать у детей понятие «мы», «наш отряд», «вместе мы сила», «наш отряд»

3. Предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) – режим, питание, равные условия. Требования беспрекословны, но справедливы. За непослушание должно следовать наказание, которое будет одновременно служить примером для других, как нельзя делать. Но наказывать может либо один человек, либо весь отряд.

В первые 3 дня не отпускать детей более чем на 15 минут, иначе потом их не соберешь.

Девиз: «делай как я, смотри на меня».

Деятельность:

· организованная общественная

· на сплочение, знакомство отряда

· познавательные, оформительская (комнат, дверей, отрядного места)

Игры:

· на знакомства

· на сближение

· станции (ознакомительные, кругосветка, мастерские)

Отрядная программа:

· «экспромт дела» - ромашка и т.п.

· программы, заготовленные вожатыми еще до смены

· Коллективно творческая игра (КТИ) – должна быть интересная и не содержать сложных заданий

Позиция педагога: диктатор (особенно в утренний период)

Методы: убеждение (словом и положительным примером), требование, поручение, соревнование, поощрение.

В орг.период можно провести анкетирование отряда на выявление мероприятий, которые дети хотят, их настроения перед сменой, ожиданий от смены.

Для знакомства коллектива незаменимым средством является огонек знакомств. Его необходимо проводить на 4-5 день смены, когда заедут все дети и сразу со всеми смогут познакомиться.

На пятый день дети устают, назревает первая конфликтная зона. Выход из неё – переход на другие виды деятельности.

Орг.период заканчивается открытием смены.

Памятка вожатому: В день перед заездом вожатому необходимо оформить отряд, ознакомиться со всем лагерем, его территорией и сотрудниками лагеря, а также завести тетрадь приема детей.

Основной период

Задачи:

1. Продолжение развитие ВДК

2. Воспитание в детях чувства уверенности и комфортности в лагере

3. Работа по общелагерной программе, КТД

Позиция педагога: демократ, дипломат, консультант.

Девиз: «Давайте работать вместе».

Методы: поручение и т.п.

Деятельность:

· работа по группам

· интенсивное и продуктивное общение

· совместная подготовка к чему- либо

Программа:

· упор на КТД: музыкально-развлекательные, спортивные, интеллектуальные

· кружки

· вечерние огоньки

· гостевания отрядов

Игры:

· для определенных возрастов

· развлекательные

· межотрядные

· подвижные

· под музыку (дискотечные)

На 13-14ый день - 2ая конфликтная зона (пик привыкания). Выход: гостевания; новые виды деятельности. Дети должно почти все делать: сами организуют, подготавливают КТД.

3) Итоговый КТД

Задачи:

1. Подведение итогов смены

2. Подготовка детей к разъезду

Позиция педагога: старший друг и т.п.

Методы: поощрение

Деятельность: проверка знаний детей, которые они приобрели за смену (а также и проверка себя, своей работы как вожатого)

Программа:

· сюжетно-ролевые игры

· прощальный огонек

· Операция «Спасибо»: подготовить благодарственные открытки, подарки сотрудникам лагеря

Игры:

· для определенных возрастов

· психологические

Важно в итоговый период:

1. сохранить государственное и личное имущество детей и лагеря: проведение хозяйственного сбора

2. создать психологический настрой на последействие («мы ещё встретимся»; «давайте оставим послание будущим отрядам»).

3. использовать детей для генеральной уборки отряда, иначе потом будет попадать вожатый(!)

3я конфликтная зона (19-20день) – полная усталость детей. Выход: делать, то чего еще не было, удивить чем-либо.

1. Конкурс врунов «Как меня собирали в лагерь».

2. Первая организованная вылазка в лес.

3. Операция «Вперед, спасатели!» — по «спасению» территории вокруг корпуса от мусора.

4. Конкурс на самого быстрого «шнуровалыцика» ботинок.

5. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто первый выбегает на зарядку.

6. Чтение вслух жутко интересной сказки.

7. Выпуск газеты-аппликации «Это мы!».

8. Показательные выступления лучших чистильщиков зубов.

9. Веселая спортивная эстафета «Мишки Гамми» с бегом и прыжками.

10. Музыкальный час с разучиванием новой песни.

11. Составление графика дежурства по комнатам.

12. Конкурс на придумывание нового окончания к сказке «Курочка Ряба».

13. Загадочный вечер, т. е. вечер по отгадыванию загадок.

14. Составление письма с рисунками для любимой мамы или бабушки.

15. Организация телестудии «Спокойной ночи, малыши».

16. Изготовление переходящего вымпела и награждение им того, кто последний приходит в столовую.

17. Музыкальный час с разучиванием второй новой песни.

18. Оформление первых страниц бортжурнала «День за днем».

19. Конкурс на самый чистый носовой платок с предшествующей или последующей стиркой.

20. Викторина «В стране Мульти-Пульти».

21. Оборудование отрядного места с выкладыванием из шишек и камешков эмблемы и названия отряда.

22. Конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку.

23. Турнир по мини-футболу.

24. Экскурсия в библиотеку и час тихого чтения.

25. Сбор отряда по придумыванию названия, выборам командиров и утверждению плана дел на смену.

А кроме этого, каждую свободную минуту, когда вы ожидаете приглашения в столовую и пока не начинается программа мультфильмов по телевизору, во время движения на стадион и в промежутках медосмотра можно организовывать самые разнообразные игры и просто разговаривать. А вот из этих 25-ти кусочков можно сложить мозаику оргпериода в отряде, где ребятам по 10–12 лет.

1. Сбор-инструктаж по организации дежурства в корпусе.

2. Вечер «Будем знакомы».

3. Операция «Полундра!» по скоростному покиданию комнат в направлении места проведения зарядки.

4. Открытие «Дизайн-интерьер-клуба» и разработка оформления комнат с последующим воплощением проектов.

5. Разучивание спортивной игры «Снайпер».

6. «Песенная перестрелка» на тему: «Вода, вода, кругом вода…».

7. «Ты да я, да мы с тобой» — сбор по формированию микроколлективов.

8. Соревнование-пари на скорейшую заправку кроватей.

9. «Путешествие по ближнему зарубежью» — исследование достопримечательностей ближайшего леса.

10. Изготовление рекламного стенда «Эй, приятель, взгляни на нас».

11. Эрудит-шоу «Все о лете».

12. Час знакомства с лагерной библиотекой.

13. Сюжетно-ролевая игра «Предвыборная кампания», итог которой — выборы командира (спикера, предводителя, верховного координатора)отряда.

14. Конкурс «Моя тумбочка лучше всех».

15. Оборудование отрядного места.

16. Спортивно-игровая эстафета «Молодецкие забавы».

17. Торжественное заполнение первой странички «Летописи отряда».

18. Экологическая акция «Чистота спасет мир» — уборка территории, закрепленной за отрядом.

19. Первый отрядный костер с пением песен и разговором о прошедшем дне.

20. «Разведка интересных дел».

21. Творческий конкурс «Джентльмен-шоу» на лучший комплимент и т. д.

22. Открытие отрядной «Настольной игротеки».

23. «Футбол без границ» — просто «гоняние» мячика по футбольному полю.

24. Операция «Прощай, ватрушка!» — съедание последних запасов родительских продуктов.

25. «Конституционное собрание» — сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни.

Если вы мужественно выдержите эти три дня, не надорвете голос, не упадете от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотя бы половину из предложенного списка, организуете не менее десяти игр и хотя бы три минуты побеседуете по душам с каждым ребенком — дальше у вас все пойдет «как по маслу».

Часть третья

Чего хотят дети???

Хочу того, не знаю чего,

Но точно знаю, что очень хочу!!!

Очень незначительный процент детей знают чего хотят, но и у них нет чёткого понимания, чего именно хочется. Дети любого возраста перенимают то, что видят в лагере: стиль одежды, причёску, привычки, вкусы – музыкальные, спортивные и прочее…

Им свойственна подражательность. Некоторые специально говорят, что они не такие как все и хотят индивидуальности. Но эти дети тоже перенимают чужие взгляды, хотя и не признаются себе в этом.

При этом индивидуальность ребёнка сохраняется, просто в процессе тесных контактов идёи обмен увлечениями. Если кто-то в отряде часто слушает определённую песню, то она постепенно и другим понравится, либо если все её критикуют, то и тот перестанет её слушать.

Подростковый капризный возраст очень эмоционально сензитивен. Эти дети не сознают, чего хотят в лагере. Что бы они не говорили, все дети хотят:

1 – признания (сверстников)

2 – любви и заботы (взрослых)

3 – поощрения и похвалы (и тех и других)

Все эти пункты тесно переплетаются, тесно взаимосвязаны.

Любой ребёнок хочет признания, хочет быть принятым в «свой» круг, хочет общения и чувства нужности, полезности. Если ребёнок чувствует себя никчёмным – не способным на что-либо, тогда вожатый работает над его самооценкой. В мире нет ни одного ребёнка, который полностью собой доволен.

Любовь к ребёнку поднимет его самооценку – он почувствует, что нужен кому-то.

Доверие к нему, несмотря на его успехи, его умения или неумения, укрепляет уверенность в себе. Малыш не умеет рисовать – пусть сделает надписи и какой-либо рисунок, не важно какой «шедевр» – мы его хвалим, можем немного помочь, но с опорой на самостоятельность, а затем ценить его произведение, применить в чём-то. Пусть напишет название отряда и прикрепит его на двери комнаты. Если говорит, что вообще не умеет рисовать – можно устроить конкурс карикатур. Каждый рисует себя по смешнее. Затем все шедевры укрепить на стене с подписью. Даже тот, кто не умеет рисовать, сможет нарисовать своё лицо смешно.

Некоторые дети из гордости считают, что им не нужна похвала. Вожатый говорит ему, что очень гордится им, а тот отвечает – «на меня это не действует». Вожатый исправляется и говорит, что сказал это не для того, чтоб подействовало, а просто, чтобы ребёнок это знал.

Один подросток постоянно утверждал, что ему не нужна похвала и слова поддержки. Гордость не позволяла. Но перед дискотекой в лагере этот мальчик целый час потратил на свой внешний вид. И причёску гелем уложил, и рубашку долго перебирал, и банданы перемерил… зачем, если не для одобрения окружающих??? Он тоже хочет понравиться, выделиться и получить свою порцию эмоций. На дискотеке я попросил девочек сделать ему комплимент. Это парень весь изменился: его пассив куда-то пропал, он прыгал и танцевал изо всех сил в тот вечер и вернулся в отряд весь сияющий от счастья.

Пусть он не знает, но если это влияет на его настроение, то вожатый это использует.

Все дети хотят победы в чём-то. Они стремятся, мечтают, фантазируют, готовятся. В лагере проходят игры и мероприятия. Победа в них очень желанна для детей. Не все это признают. Их пассив объясняется тем, что они не получили удовлетворения от этих игр, участвуя ранее. Если вожатый их подготовит, то будет и удовлетворение. Подготовить их можно и морально. В одном лагере один отряд всегда был в хорошем расположении и не жаловались, когда в мероприятиях занимали 5–6 место. Ни разу они ничего не выиграли, но всегда их выступления были приятны, т. к. они всегда были в хорошем настроении и выступали с улыбкой. Это подготовка вожатого, реально оценивавшего ситуацию. Дети перенимали его настроение. Вожатый говорил, что не пришёл выигрывать, а пришёл отдыхать с отрядом, радоваться, свободно и «на всю катушку» расслабиться. Это самый примерный отряд, т. к. даже те, кто выигрывал, были чем-то недовольны. У них оставалась горечь, а эти, на 6 месте, были счастливы от радости, свободы участия.

Вожатый может подготовить детей психологически и с радостью участвовать, не смотря на результат.

Дети всё равно хотят победы и в конце смены можно подготовить для них приз, можно небольшой кубок вручить, как самому дружному отряду за такое поведение…

Представьте, что вы собрались в горы. Перед восхождением нужна подготовка.

Некоторые говорят:

— Я хочу на эту гору

— Но там может быть холодно, ветер. Где тёплая одежда?

— Но мне так хочется быть там.

— Нам нужно будет где-то ночевать, что-то есть …

Но тот настаивает:

— А я всё равно пойду туда!

— Хорошо, иди, а я буду готовиться.

По дороге есть труднопроходимые места, через них нужно будет пройти. Если вы в босоножках, шлёпанцах, шортах и майке, то первые, даже незначительные трудности вас повернут назад и пяткой ка-ак дадут по мягкому месту.

Вожатый отвечает за подготовку детей. Он с ними репетирует, обсуждает, но самое главное – это их настроение. Поэтому, как только все выступили, реализовали то, что готовили, нужна реакция – похвала. Есть дети, которые говорят, что им не нужна похвала, но они тоже спрашивают, как всё прошло? Как было? Ты видел?

Все хотят одобрения. Если есть недовольство, то это недоработка вожатого.

Вожатый тоже хочет знать, любят ли его дети, доверяют ли ему???

Детям это трудно сказать, а вожатый не видит их сердце.

Если он хранит их секреты, поддерживает их, защищает, близко воспринимает их проблемы, тогда дети будут на всё готовы ради него.

P.S.

Какая особенность есть у детей?

Они всегда вечно голодные во внимании, ласке, любви, особенно маленькие дети. Сколько вы ребёнка ни ласкайте, ему всё равно мало. Через две минуты опять голодный стоит.

Представьте ситуацию. Отец пришёл домой, телек включил, ребёнок подходит:

- Ну что? Как дела? Иди сюда, поцелуй папочку. Чмок! А теперь иди к мамочке, иди, не мешай папочке. Иди к бабушке!

ВСЁ! Ребёнок не получил того, в чём испытывал колоссальную потребность.

А мамаша тут же подзатыльник:

- Не лезь в горячую духовку, обожжешься.

А бабушка, вместо того, чтобы приласкать, сидит и воспитывает:

- Хорошие девочки вот так-и-ими должны должны быть. Хорошие мальчики так себя вед-у-ут.

И когда ребёнок заболевает, происходит чудо. Отец забывает о ТВ и на задних лапках прыгает, готов выполнить любое желание.

Ребёнку нравится болеть, все его любят.

И дети — сироты в санатории выздоравливали от того же. Дети спрашивают:

— А почему у неё родители есть, а у меня нету?

Воспитатели говорили:

— Ты сейчас болеешь, а когда выздоровеешь, придут твои родители.

Дети, чтобы утолить своё ненасытное желание быть нужным, любимым, интуитивно начинают искать пути. Этот великий внутренний зов был способен уничтожить страшную болезнь.

В лагерь дети приезжают отдохнуть от дома, от порядка и др. Они расслабились и наслаждаются свободой. Также наслаждаются заботой и вниманием, которого не получают дома.

В конце смены они плачут, хотят остаться, т. к. тут они получили свои эмоции, чувствовали себя нужными и любимыми.

Трудные дети

ТРУДНЫЕ ДЕТИ — категория детей, демонстрирующих явные отклонения в личностном развитии. Отнесение ребёнка к данной категории осуществляется, как правило, по внешним проявлениям его индивидуально-психологических особенностей, служащих препятствием для нормального протекания учебно-воспитательного процесса. Причины, лежащие в основе нарушений характера и поведения ребёнка, весьма разнообразны. Поэтому нередко к Т.д. относят детей, существенно различающихся по своим индивидуальным особенностям. Оценка ребёнка как «трудного» отражает преимущественно мнение о нём родителей и педагогов, а не его конкретные психофизиологические характеристики. В современной психолого-педагогической литературе трудными обычно называют тех детей, чьё поведение резко отклоняется от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому используется также синоним «трудновоспитуемые дети», т. к. они наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям. Различные нарушения поведения, из-за которых детей относят к трудным, возникают либо вследствие нервно-психических отклонений, подлежащих медицинской коррекции, либо _ чаще _ вследствие неблагоприятного сочетания факторов и условий личностного развития. В каждом индивидуальном случае от педагога требуется тщательная работа по анализу и оценке причин отклонений и разработке мер их устранения и преодоления.

Так пишут в педагогических и психологических словарях. Все мы их читали. Но давайте в этой проблеме разберёмся на примерах из жизни лагеря.

«Трудные дети». Странное выражение. Особенно, если вспомнить, что говорят: «дети – цветы жизни», «Дети – это дар», «Дети – это самое гласное в жизни». После таких слов задумываешься, кто такие эти трудные дети и почему они такие.

Если спросить, кто такие трудные, то каждый ответит по своему. Давайте вместе разбираться.

Почти все лагеря на период школьных каникул обязаны принять воспитанников детских домов и интернатов. Причём многие детские дома не высылают своих воспитателей с детьми, а полагаются на силы лагеря. Отсюда следует, что такие дети расселяются по отрядам.

Мы заранее настраиваем себя на самое плохое, когда дело касается работы с сиротами. Поэтому часто удивляемся, что всё прошло не так плохо, а даже хорошо. Всё зависит от специфики детских домов. Есть интернаты для детей с отклонениями в развитиями, психическими недостатками. С такими детьми должен работать только специалист, а не простой вожатый. Таких детей редко селят в обычные отряды. В основном мы сталкиваемся с детьми из стандартных детских домов и интернатов, а ещё существуют правительственные и спонсорские детские дома, куда отбирают развитых и образованных детей.

С какими же трудностями вы можете столкнуться? Вот несколько аспектов на которые надо обратить внимание при работе с детьми-сиротами:

☻ замкнутость, отрицание всех авторитетов. Обычно это происходит в орг. период. В основном это быстро проходит, ребёнок вливается в коллектив и забывает о своей выдуманной отчуждённости. Но если этот период затянулся, значит что-то в отряде не в порядке. Скорее всего ребёнок не нашёл контакт с детьми, а может и с вожатыми.

☻ заискивание, повышенная ласковость. Здесь надо быть предельно осторожным. Это главный способ для сироты завоевать расположение взрослых ради своей выгоды. Ведь если вы попадёте на этот крючок, то манипулировать вами станет очень легко. Будьте бдительны. Отвечайте добротой на доброту, но держите при этом дистанцию.

☻ использование статуса сироты для личных целей. Этот вариант очень распространён. В нашем обществе, как бы его не ругали, принято относиться с уважением и жалостью к обездоленным и сиротам. Оказываясь среди домашних детей, лишённые родителей выставляют свой статус. С помощью этого они привыкли получать, что хотят. Скажите, разве вы устоите если вам скажут: «Угостите сиротку», «разрешите…мы же сироты», «неужели вы откажите сироте?». Естественно мы не отказывает, а потом поздно замечаем, что нами хитро манипулируют. Надо уметь сказать «НЕТ».

Приведённые здесь примеры – это лишь советы из личного опыта. В работе с детьми сиротами ничего ужасного и страшного нет. Это проверенно многими вожатыми.

Есть ещё одна социальная группа, которую считают сложной в воспитании. Это «подопечные» дети. Те, у которых нет родителей, а только опекуны, близкие родственники, бабушки и дедушки.

Такие дети очень ранимы. Они уже пережили тяжёлую травму – потеряли родителей. Чаще всего они агрессивно настроены по отношению к обычным, домашним детям. Особенно это проявляется в родительские дни, когда ко всему отряду приезжают родители, но всегда остаются несколько таких детей. Здесь всё зависит от вожатого. Всегда кажется, что в родительский день у вожатого – выходной: детей разобрали, отряда нет. Надо обязательно продумать досуг ребятишек к которым не приехали родители. Мы устраивали чаепитие, выписывали со склада сладости.

Часто «подопечные» замкнутые в себе дети. Именно они склонны к побегам, но не из-за того, что скучают по семье, а ради того чтобы привлечь внимание лагеря. Таких ребят лучше держать всегда рядом с собой. Их можно назначать помощниками вожатых, командирами, ответственными за что-либо. Именно ответственность и собственная значимость может их преобразить. Больше давайте им «важных поручений». Но не в коем случае их нельзя оставлять без присмотра, предоставленных самим себе. Это ведёт к нехорошему концу.

Будьте готовы, что «трудные дети» имеют некоторые психические отклонения. Иногда случаются ничем не объяснимые вспышки гнева, замыкание в себе.

Вот пример. В первой же моей смене мне досталось сокровище по имени Даша. Это была звезда всего лагеря. Все, вожатые, знающие её, отказались принять её в своё отряд. Повесили на меня. Это чудо полностью отрицало дисциплину, дети от неё буквально плакали, да и я сама была от неё на грани истерики. Ни директор, ни объяснительные не оказывали никакого действия. Но вот странность… Когда её передали гостинцы от опекунов, то она просто разделила их со всем отрядом и вожатыми. Невероятно, скажете вы и будете правы. И положительные, и отрицательные поступки у таких детей стихийны, не прогнозируемы.

Но есть среди «подопечных», наоборот, замкнутые, запуганные. Скажу сразу, что в ваших силах «расшевелить» таких ребят, проверенно на опыте. Побольше привлекайте их к коллективные дела: оформление отрядных уголков и другие творческие дела. Замкнутые дети часто не проявляют интерес к лагерным мероприятиям. Вы спросите, чем же их тогда занять. Мой совет: возьмите за руку и отведите в кружки и студии. Они с радостью и интересом будут шить, рисовать, клеить.

Вот я привела две категории, которые по общественному мнению считаются наиболее сложной. Думаю, что мы также не застрахованы и просто от невоспитанных и бескультурных детей. На мой взгляд – это самый жестокий и беспощадный тип детей. Влиять на них почти не чем: ни ваше внимание и хорошее отношение, ни значимость в отряде, ни кружковая работа, ничего из этого не сможет организовать такого ребёнка. Но безвыходных ситуаций не бывает. Единственное и безпроигрышное средство – это ваш авторитет.

Проявите себя сильной личностью – сможете найти контакт с ребёнком. Пойдёте на поводу – ребёнок завладеет вами. Главное твёрдость и характер.

Поверьте, «трудный» ребёнок может оказаться из любой социальной группы. Он может иметь родителей, быть весьма обеспеченным и при этом быть «трудным».

В заключении хочу подвести итоги. Трудным ребёнком может быть любой. А ваше поведение должно быть чётким и спланированным. Вы должны держать всё под контролем, или делать такую видимость. Чтобы ребёнок знал и чувствовал рядом с собой личность, то есть вас. Пусть он думает, что вы можете просчитать его на несколько шагов вперёд.

Но какими бы дети не были «трудными» или «лёгкими», не забывайте, что они дети. А это главное при построении отношений. Им не чуждо всё детское. Дружба и взаимное понимание и уважение – вот залог успешной работы с такими детьми. Как это сделать? Пробуйте. С опытом приходит понимание.

Сирота, подопечный или просто избалованный и невоспитанный ребёнок – им всем уже не повезло, из-за разных факторов они отторгнуты обществом. В вашей силе сделать им лучше. Ведь если они найдут друзей в лагере, научатся чему-то, откроют что-то новое – это будет ваша общая победа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: