Ребенок-подросток 11-14 лет

Физиология:

Активно развивается сердечно сосудистая система, сердце работает не ритмично. Необходимо чередование видов деятельности – подвижных и неподвижных, ритмичная деятельность (дискотеки). Важны воздушные процедуры – проветривания, походы, выходы, чтобы активно поступал кислород. С 11 лет – первый этап полового созревания. У мальчиков появляются вторичные половые признаки. У девочек – начинается менструальный цикл =>повышенное внимание проблемам гигиены! Идет неадекватная реакция на свою физиологию – возможно издевательство над быстрее созревающимися сверстниками.

Социальная ситуация развития – взрослый ребенок. Всему учится

Ведущий вид деятельности – сюжетно-игровая + учебная. Происходят логические операции. Важна среда граммотности. Общение со сверстниками играет огромную роль

Новообразование – осознание своих мыслей и себя.

В этом возрасте происходят резкие качественные изменения психики – вожатый должен вытупать в роли психолога-советчика. Развивается творческое, абстрактно-логическое мышление. Вся деятельность поверхностна, не имеет глубинного вникания. Возникают сложности в отношениях со взрослыми (конфликты с родителями). Проявляется желание быть независимым, признания их прав как взрослого человека, но не признается ответственность. Происходит становление Я-концепции, собственного Я. Появляются комплексы неполноценности. Дети очень восприимчивы. Идет демонстрация принадлежности к тому или иному полу. Вожатый должен выступать в роли положительного примера.

Педагогические особенности:

- организация коллективных игр для мальчиков и для девочек, предпочтение спортивным играм

- использование общего энтузиазма для какого-либо дела

- проявляется кумирование – необходимо следить, чтобы кумир был положительным персонажем

- проявляется интерес к заработку

- не любят и не воспринимают критику

- стремление к соревновательности

- повышенный интерес к противоположному полу

ПОДРОСТКИ 14-16 ЛЕТ

Физиология:

Происходит расцвет полового созревания. Девочки на два года опережают мальчиков в развитии. У мальчиков происходят непроизвольные гормональные всплески – т.е. неожиданно может происходить блокирование всех физиологических процессов. Отсюда как следствие агрессия или замкнутость в себе. Необходимо деликатное обращение с ними.

Психологические особенности:

В эти годы происходит профессиональная ориентация подростков, задумываются о выборе профессии. Развиваются способности к той или иной специальности. Важно личностное самоопределение. Дети закрыты от взрослых в плане своих переживаний, эмоций, чувств. Они открыто выражают свое мнение. Влиять на них надо опосредовано, избегать нотаций и указаний, быть другом и товарищем. Разумно реагировать на шалость. Предоставлять свободу в разумных пределах. Наблюдается беспокойство о своей внешности. Растет социальная активность. Стремление достижения независимости от своей семьи. Возникновение первой любви! Проявляются крайности в поведении («Я знаю все!)

Социальная ситуация развития – ребенок-сверстник. Авторитет взрослого падает.

Ведущий вид деятельности – интимно-личностный – общение

Новообразования (особенности):

Возрастное ограничение – отрыв от поколения (не могут примкнуться ни ко взрослым, ни к младшим) + чувство взрослости

Длительная экономическая зависимость (одни богаты, др. нет)

Нестабильность в мире

Общество средств массовой информации + отработка форм сексуального поведения. Самое главное – комплекс уникальности

Идет реакция группирования – чувство принадлежности

Моральный выбор профессии. Кем быть? Кикам быть? – самоопределение

ХОЧУ МОГУ НАДО

Что дано реально Нужно ли это?

Интерес

Особенности мышления – оценивание реальных результатов с тем, что могло бы произойти. Мышление характеризуется стремлением к обобщениям.

Действия педагога:

Развитие органов соуправления

Оказание помощи подросткам в том, чтобы их принимали сверстники, чтобы каждый почувствовал себя значимым.

- Учет возрастных особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу. Нужно устраивать игры на взаимоотношения между полами. Играть в осмысленные и интересные игры.

- руководство подростками так, чтобы не было контроля (строгого) от взрослых

- создание условий для отдыха

Конфликтология

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Паредмет к-та: то, из-за чего произошел спор. Объект к-та: желание, убеждение. S-ты: прямые(активные); косвенные (провокаторы, подстрекатели); посредники, медиаторы(нейтральная 3-я сторона), судьи; пособники, союзники и гр-па поддержки; организатор к-та и жертва к-та.

Виды конфликтов: Межгрупповые или межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой или групп между собой, Внутриличностные; Реалистические когда есть предмет конфликта и Нереалистические. Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует. Рассмотренные конфликты могут выполнять самые разные функции, как позитивные, так и негативные.

Функции конфликтов

Позитивные Негативные
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами, возможность избавиться от проблем большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
получение новой информации об оппоненте и самом себе, коррекция самооценки снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом, адаптация и социализация индивида в группе представление о побежденных группах, как о врагах
стимулирование к изменениям и развитию Потеря прежней мотивации, разрушение ценностных ориентаций, ухудшение качества деятельности
Способность самоутверждения и самореализации Разрушение межличностных отношений, способствование соц.пассивности личности
диагностика возможностей оппонентов Снижение самооценки, разочарование в своих способностях, разрушение целостности личности

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

  • ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
  • различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
  • взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;
  • плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов.

Психологическая защита личности происходит бессознательно как система стабилизации личности для предохранения сферы сознания индивида от отрицательных психологических воздействий. В результате конфликта данная система срабатывает непроизвольно, помимо воли и желания человека. Необходимость в такой защите возникает при появлении мыслей и чувств, представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу” индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.

В некоторых случаях восприятие ситуации индивидом может быть далеким от реального положения дел, но реакция человека на ситуацию будет формироваться исходя из его восприятия, из того, что ему кажется и это обстоятельство существенно затрудняет решение конфликта. Возникшие в результате конфликта отрицательные эмоции достаточно быстро могут быть перенесены с проблемы на личность оппонента, что дополнит конфликт личностным противодействием. Чем больше усиливается конфликт, тем непригляднее выглядит образ оппонента, что дополнительно усложняет его решение. Появляется порочный круг, который крайне сложно разорвать. Целесообразно это сделать на начальной стадии развертывания события, пока ситуация не вышла из-под контроля.

Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупненно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

  1. внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;
  2. структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;
  3. межличностные методы или стили поведения в конфликтов;
  4. переговоры;
  5. ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ “я - высказывание”, т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Межличностные методы. При создании конфликтной ситуации или начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах:

  • приспособление, уступчивость (принесение в жертву собственных интересов ради другого);
  • уклонение, избегание (уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей);
  • противоборство, соперничество (стремление добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому);
  • сотрудничество (выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон);
  • компромисс (выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет).

Основу классификации составляют два независимых параметра: 1)степень реализации собственных интересов, достижения своих целей, 2)уровень кооперативности, учет интересов другой стороны.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

  • существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;
  • отсутствия значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;
  • соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
  • участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте: первичные группы - затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров, вторичные группы - затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые.

Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: