Конкурс – это соревнование в каком-либо виде деятельности двух или более участников. Участниками могут быть группы, т.е. коллективы. За победу в конкурсе полагается вознаграждение морального или материального характера. Часто за конкурсом наблюдают зрители, они вдохновляют претендентов на победу и одновременно сами получают удовольствие, наблюдая за перипетиями борьбы. Эти отличительные признаки ставят в один ряд и конкурс пианистов им. П.И.Чайковского, и конкурс "Мисс Очарование", и конкурс юных свекловодов и кролиководов. Деятельность разная, а правила и законы организации тождественные.
Поэтому, то отрядное дело, в котором есть элементы соревновательности, зрелищности и чествования победителей, можно назвать конкурсом: – "Конкурс мастеров заправки кроватей", "Конкурс по сбору лекарственного сырья", "Конкурс на самого лучшего прыгуна через табуретку". Как вы видите, нет такой деятельности, которую нельзя было бы организовать как конкурс. Нужно только посмотреть, насколько это целесообразно и педагогически обосновано.
|
|
Синонимами слова "конкурс" могут быть слова "турнир", "бой", "поединок", "схватка", "ристалище" и т.д.
Прилагательное "творческий" понимается как "нестандартный", "оригинальный", "не имеющий аналогов".
Творческий конкурс – это состязание в творческом выполнении какой-то работы, поскольку не всякую работу можно и нужно выполнять творчески, то и количество творческих конкурсов несколько меньше, чем просто конкурсов.
В жизни загородного лагеря творческий конкурс – одна из самых распространенных и популярных форм работы. Уже стали классикой такие отрядные дела, как: "Конкурс актерского мастерства", "Конкурс градостроителей из песка", "Конкурс поделок из природного материала", "Конкурс шумовых оркестров", "Конкурс врунов имени барона Мюнхгаузена". Во всех этих делах детям нужно проявить не столько силу и ловкость, сколько фантазию, воображение, находчивость, особый оригинальный взгляд на вещи. Примером пусть будет "Ромашка" —самое-самое часто проводимое отрядное дело. "Ромашкой" его назвали потому, что для организации требовался вырезанный из бумаги цветок ромашки. На оборотной стороне белых лепестков надписывались задания творческого характера, которые детям предстояло выполнить. Они отрывали лепесток, знакомились с заданием, готовились и демонстрировали результат.
При организации этого и любого другого творческого конкурса всегда необходимо помнить о десяти главных компонентах успеха:
|
|
1.Интересные задания.
2.Красивое оформление.
3.Материальное обеспечение.
4.Музыкальное сопровождение.
5.Находчивый ведущий.
6.Компетентное жюри.
7.Эмоциональные зрители.
8.Исполнительные помощники.
9.Подготовленные команды.
10.Призы для победителей.
Из всего перечисленного самое трудное – придумать задания. Задания должны быть одинаковыми по направленности и сложности. Если одним достанется: "Изобразите памятник жертвам обжорства", а другим: "Попрыгайте, как кузнечики", – это будет неравноценно. Если у одних: "Изобразите сценку "Хирург на операции"", то у других: "Изобразите сценку "Вор в чужой квартире". Кроме этого, задания изначально должны быть творческими. Поэтому предлагайте только те задания, которые будят воображение, раскрепощают полезность мысли.
Следующее, что вам надо сделать – это собрать всех будущих участников конкурса и зрителей, т.е. ваш Отряд, и обратиться к ним с речью. Этим вступительным словом вы должны создать у ребят эмоционально положительное отношение к предстоящему делу. Только не начинайте свое обращение словами: "Дорогие ребята, сейчас мы проведем интересное мероприятие”. Уж лучше скажите: "А что, народ, давненько мы с вами не веселились". А когда по блеску в детских глазах вы поймете, что ребята вдохновились и рвутся в бой нужно создать микроколлективы, т.е. группы, которые в дальнейшем будут соревноваться между собой. Лучше всего, если участниками будет весь отряд, он же будет потом и коллективным зрителем.
Затем команды отрывают лепестки у ромашки /не забывайте; сначала синие, красные будут после выполнения первого задания/, и читают, что вы там им написали, уясняют ваши разъяснения и начинают готовиться. При этом они могут оставаться на месте, а могут убежать в комнату или за корпус, – чтобы другие не подглядывали. Время подготовки должно быть коротким – от 5-ти до 10-ти минут, – а, сколько именно, вы должны объявить заранее. Ваша задача на этапе подготовки – курсировать от команды к команде, узнавая, как идут дела, морально поддерживая и оказывая в случае крайней необходимости идейную помощь.
Как только все будут готовы, начнется кульминация всего дела –показ. Но и здесь не спешите, сперва усадите, всех подогрейте еще одной краткой речью, проведите жеребьевку и представьте жюри, даже если оно будет олицетворено в вашей единственной персоне. И лишь после соблюдения этих "формальностей" начинайте просмотр. Паузы, которые неизбежно возникают между выступлениями, естественно, заполняете, например, шуточными комментариями, развлекательными играми.
После выполнения всеми первого задания можно предложить второе /красные лепестки/, потом третье /белые лепестки/.
А когда все завершится, стихнут смех и аплодисменты, вы, как организатор и ведущий, произнесите еще одну речь. В ней вы выразите слова благодарности всем участникам, кого-то отметите особо и этого "кого-то" одарите "скромной наградой". Но итоги можно подвести и по другому: каждая команда определяет внутри себя самого активного, самого находчивого –эти ребята и будут особо поощрены. А если у вас были зрители, то можно утвердить "приз зрительских симпатий" и вручить его тому, кто доставил наблюдателям со стороны больше всего радостных минут. А можно использовать сразу все формы чествования.
На заключительном слове и вручении подарков можно было бы поставить точку. Но тогда кто будет расставлять мебель, и убирать оформление? Поэтому ваш творческий конкурс будет считаться оконченным лишь после коллективного приведения места действия в порядок. Если вы этого не сделаете, обязательно какая-нибудь простыня или полотенце окажутся "утерянными", и в конце смены при сдаче белья у вас обнаружится недостача, за которую придется рассчитываться из собственной зарплаты. Вот теперь действительно все.
|
|
Если вы удивлены, почему так много внимания уделено одной "Ромашке", то знайте: это сделано сознательно. Мы хотим, чтобы вы всегда следовали одной простой истине: Успех в любом деле зависит от мелочей!"
А по тому алгоритму, который расписан для "Ромашки" можно организовать и десятки других творческих конкурсов: "Конкурс инсценированных анекдотов", "Вечер рекордов Гиннеса", "Конкурс непрофессионального мастерства, "Аукцион талантов", "Кинофестиваль", "Конкурс частушечников", "Дурэстафета", “Конкурс рекламного плаката", "Мультлото”, "Парад космических войск", "Конкурс видеоклипов", "Комический цирк", "Конкурс рисованных фильмов", "Сказочный винегрет", "Конкурс танцевальных импровизаций" и просто "КВН".
Вам повезло, если у вас в руках окажется пособие "Сто творческих конкурсов", составленное С.Афанасьевым и С.Комориным и изданное ИМЦ "Вариант".