Как провести викторину

Самое главное в организации викторины —правила и вопросы. В зависимости от того, какие правила вы выбе­рете, определится и количество команд, и состав участни­ков, и даже расстановка мебели в момент игры. Ну а если вы придумаете свой вариант правил, то вполне возможно, что участниками игры-викторины станет весь отряд, а команд не будет вовсе —будет инди­видуальное первенство.

Придумывать правила /иными словами "сюжет" или "форму игры"/ самому очень рискованно. Если вы не учте­те какую-то мелочь, которая приведет к конфликту, благо­родная цель обратится в свою противоположность. Поэтому, если у вас нет опыта разработки интел­лектуальных игр, лучше воспользоваться уже проверенными и испытанными заготовками. Проводить свою игру по мотивам телевизионной предпочтительно еще и потому, что ребя­там не придется долго объяснять условия соревнования. Они их уже знают, т.к. общаются с телевизором не мень­ше вас.

При составлении собственных вопросов нужно руководствоваться следующими правилами:

  • нельзя. чтобы вопрос превращался в задание, требу­ющее развернутого ответа /Дайте характеристику круго­ворота воды в природе./
  • нельзя, чтобы вопрос требовал узко специфических углубленных знаний /Кто был комендантом Полтавской крепости во времена знаменитой битвы 1709года?/
  • нельзя, чтобы вопрос требовал ответа-перечисления /Какие команды были чемпионами мира по футболу?/
  • нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов /Кто,. когда и зачем изобрел порох?/
  • нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым /Не амперметром ли измеряется сила тока?/

Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, явля­ются "некорректными", и чаще всего из-за них и возника­ют протесты, оспаривание решения жюри, обиды и слезы. Чтобы предотвратить эти нежелательные сопутствующие игре явления, лучше сразу избавиться от "сомнительных" вопросов. А для этого надо предварительно испытать "ка­чество и остроумие" заготовок на коллегах из соседнего отряда.

В очень выгодном свете всегда выглядят вопросы, по­добранные по темам /"О природе", "О технике", "О спор­те", "О знаменитых путешественниках"/. Темой может выступить и отдельный фильм или произведение литера­туры. Даже к сказке "Колобок" можно придумать не менее десяти остроумных вопросов.

Главное – соревновательность. А это значит, что должны быть компетентные судьи, красивое оформление, ритуалы на­чала и окончания игры, награды; И еще должен быть быс­тро ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Поскольку ведущим, наверняка, предстоит стать вам, подумайте заранее, что вы будете говорить при пред­ставлении участников, при комментировании ответов, при возможных подсказках "из зала". Вспомните, какими при­емами можно нагнетать напряженность, поддерживать иг­ровую интригу; "таинственный шепот", "взрывное ликование", "завораживающая пауза".

Если вы все это учли, учтите еще и временной фактор. Ваша познавательная игра не должна длиться более часа. Уж лучше проводить каждый день по игре, чем утомить всех одним многочасовым интеллектуальным марафоном. Такой марафон еще предстоит вашим ребятам в сентябре. А пока все-таки лето.

Огонёк.

Огонёк – вечерний сбор отряда на своём отрядном месте. На «огонёк» откладываются самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах. Здесь ведётся разбор прожитых дней или одного дня, оцениваются отношение к работе, личные качества каждого. Здесь мечтают, спорят и поют самые дорогие, самые любимые песни.

«Огонёк» это тесный круг. Круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем хочется. В кругу каждый видит лица и глаза друзей, всех своих товарищей. У круга нет конца и нет начала – одна неразрывная цепь, по которой проходят токи душевного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты.

Заведите традиции на своём огоньке. Например, в начале отряд поет любимую песню; по кругу передаётся маленький гномик Боря, с которым все здороваются; завершают огонёк, протягивая правую руку в центр к свечке и говорят: “Пусть нам завтра повезёт, пусть нам завтра повезёт, пусть нам завтра повезёт, к чёрту” – и задувают свечку. Или положив руки на плечи, друг другу, произносят слова прощания.

Особенно важен первый огонёк – огонёк знакомства. Главное здесь – наладить внутренний контакт всех со всеми, создать атмосферу взаимопонимания и близости. Разговор с ребятами может быть о том, что интересного было в лагере в прошлом году, какие мечты и планы у ребят. Здесь можно поделиться впечатлениями о первом лагерном дне. Не стоит строить рассказ ребят о себе по какому то определённому плану – пусть расскажут то, что хотят и главная роль здесь вожатого – насколько интересным, искренним, обширным будет ваш рассказ о себе, таким получиться и огонёк.

Огоньки

Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться,

понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной

стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Условия, необходимые для проведения огонька

1) Участники удобно устроены в кругу,

2) Наличие живого огня (обычно в центре круга)

3) Огонек готовиться ведущими (реже - в конце смены - лидерами группы)

4) Необходимый эмоциональный настрой

5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д.

6) Поддержание доброй атмосферы (+ правило свободного микрофона). Нужно

избегать повышенного тона

7) Тема огонька актуальна для большинства участников

8) Возможно наличие своих традиций огонька

Виды:

1) Знакомства

2) Конфликтный

3) Адаптации

4) Анализа

5) Тематический

ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА

Рассказ-эстафета

Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) - 1 т.е. 2-3-4 день

Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет.

Выговариваются сидящие в кругу по принципу: "все говорят, а чего бы и мне

не сказать". Выговаривается вся группа.

Уровень отряда - любой

Пакет откровений

1 этап.

Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами.

Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность

мышления ребенка при ответе на вопросы.

Уровень отряда - любой

Музей любимых вещей

3-4 день смены.

Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и

демонстрируемому на огоньке.

Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания

ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.

Уровень отряда - высокий.

Гороскоп

2-3 день смены.

Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием -

краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма

запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать

по сезонам года, цвету глаз и т.д.

Уровень отряда -- низкий.

Фонарщик

3-4-5 день смены.

Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у

кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение

выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение

микрогруппы.

Уровень отряда высокий.

Вариант: "Букет цветов". На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит

цветок по своему выбору.

Памятный день.

2-3 день.

Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.

Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его

запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ --

эстафета.

Уровень отряда -- любой.

ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)

Письмо другу

2 этап (8-11 день).

Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника).

Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в

их сочувствии.

Уровень отряда -- любой.

Я не понимаю

3 этап (20-22 день).

Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник

имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом,

начинающимся на "Я не понимаю, почему..?".

Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение

другого человека, налаживание контактов.

Уровень отряда -- средний, высокий.

Разговор в темноте

26-27 день.

Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии.

Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное

решение проблем, возникающих в отряде.

У/о средний.

Разговор с игрушкой

2 этап (8-10 день).

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой).

По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт.

У/о средний, младший.

Разговор с попутчиком

3 этап (20-22 день).

Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в

лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление

положительных.

У/о любой.

Ситуативный

(Электрический стул)

Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой

характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим

(корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к

человеку).

Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам

отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.

У/о высокий

Круг молчания - 1

2 этап (10-16 день).

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к

центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие

высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу).

Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания,

обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного

эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Круг молчания - 2

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в

круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говорящих, в

число которых втягивается остальная часть отряда.

Наедине с собой

2-3 этап, ситуативно.

Говорящий выходит в круг к свече.

Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания

участника и эффект одиночества, откровенности.

У/о средний.

Разговор со свечой

Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли,

"скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в

отряде.

Уровень отряда - средний.

После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий

эмоции детей на положительный уровень.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например -- огонек о

любви и дружбе.. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр

разговора на проблемную тему и т.д. Закрепляет и корректирует

морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений

мальчик-девочка. Может быть получение новой информации.

У/о высокий, средний.

ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

Огонек оргпериода

2 этап (7-8 день).

Ответ на вопрос "Что получилось?". По форме проведения может быть

конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде

к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и

построения дальнейшей жизни.

У/О любой.

Цепочка 2 этап.

Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о

проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.

Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества

информации; кратковременного проведения.

У/о слабый, средний.

Машина времени

2-3 этап.

Игра -- отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения

перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее

уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление

навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может

выделить проблемы, волнующие детей.

У/о любой.

Отряд для меня

Финал смены.

Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту

смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения

отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

Свечка (анализ дня)

а) 1 этап.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.

Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над

проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

в) 2 этап.

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один

представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы).

Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее

продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного

лидирования в микрогруппе.

с) 3 этап.

Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном

режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации.

Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в

отряде, как личности; имеется возможность диалога.

У/о средний, высокий.

ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ

Позиция

Конец 3-го этапа.

Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его

критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в

социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и

закрепленных в лагере.

У/о любой.

Живой уголек

Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д.

-- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек"

передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями

прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с

прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему

из системы отряда.

У/о любой.

Расскажи мне о себе

Финальный огонек.

О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам

тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.

Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему

возможность корректировать эту систему в дальнейшем.

У/о любой.

"Я как в зеркала смотрюсь в людей..."

Финальный огонек.

Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении

создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и

слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация

внимания на диалоге.

Уровень отряда -- только высокий.

"Веревочный курс"

(разработан американской фирмой Barron Adventures)

Называется этот курс - веревочным. Почему? Потому что главная идея - все вместе, словно связаны одной веревкой. Кроме этого, веревка вам пригодится в некоторых упражнениях. Итак, запаситесь не только веревкой, но и терпением, а главное желанием!

Веревочный курс - это серия специально подготовленных занятий, психофизических упражнений для малых групп, а также индивидуальные занятия. Эта программа разработана американской фирмой Barron Adventures.

В процессе выполнения курса создается атмосфера творческого поиска, прорабатываются возможности принятия нестандартных решений, повышается взаимопомощь и поддержка в коллективе. На примере увлекательных, но довольно сложных упражнений группа учится решать общую задачу, вырабатывать тактику и стратегию ее решения. Участвуя в "Веревочном курсе ребята начинают преодолевать барьеры в общении, узнают друг друга ближе, благодаря этому происходит естественное и быстрое сплочение группы. Анализ каждого упражнения дает ребятам возможность понять как было выполнено задание, принято решение, кто занял активную позицию и как это повлияло на результат. Думают и над тем, что можно было сделать иначе и лучше в следующий раз, как преодолеть трудности в жизни более эффективным способом. "Веревочный курс - это программа взаимообучения, в которой участники познают все сами из собственного опыта, согласно своих действий. Главные цели "веревочного курса - командная работа и лидерство. Но при этом можно добавить, что это дает:

· выработку стратегии группой;

· творческий подход;

· самовыражение;

· результативное лидерство;

· уверенность в себе;

· решение проблем;

· преодоление себя.

Необходимо соблюдать все условия выполнения "Веревочного курса".

1. Группа, которая проходит испытание, не должна превышать 12 человек.

2. Упражнения выполняются под руководством вожатого, хорошо знакомого с "курсом.

3. Время на подготовку задания не ограничено.

4. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть одни участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.

И еще, ни в коем случае не забывайте, что курс можно проводить только в теплой, доброжелательной атмосфере. А она зависит только от вас, дорогие коллеги! Удачи!

Упражнения.

"Узелки".

Участники образуют круг и берутся за руки, причем руки одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не расцепляя рук, распутать узел и образовать круг.

* Это упражнение дает возможность участвовать всем в выработке стратегии.

"Электрическая цепь".

Команда разбивается на пары. Партнеры садятся напротив друг друга, где соединяют руки и ступни, образуя таким образом, электрическую цепь, по которой ток течет по сцепленным рукам и ногам. Задача участников: встать, не разрывая электрической цепи. Теперь объединитесь по две пары друг с другом, чтобы получилась электрическая цепь, состоящая из четырех человек. Задача остается прежней - встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, снова объедините группы, чтобы образовать электрическую цепь, состоящую из 8 человек. В конце концов вы получите электрическую цепь, образованную всеми участниками, которые должны подняться.

Два главных условия этого упражнения: 1) электрический ток должен беспрепятственно течь по замкнутой электрической цепи, образованной сцепленными руками и ногами; 2) на каждом этапе участники должны отрываться от земли одновременно.

Подсказка вожатому: не забудьте поддержать детей, ведь им очень трудно!

"Биг-мак".

Организуйте большой круг. Разбейте команду на пары и попросите каждую пару выбрать словосочетание из двух слов, которые традиционно употребляются вместе (например, один партнер говорит: "Биг", - другой: "Мак"; один: "Ореховые", - другой: "Масло" и т.д.). Затем объясните, что по условиям игры, нужно закрыть глаза и не открывать их до конца события, и, кроме того, можно произносить только свое выбранное слово. Теперь ведущий перемешивает команду так, чтобы партнеры были далеко друг от друга. Партнеры с закрытыми глазами, выкрикивая свое слово, находят друг друга. Как только пара воссоединилась, отведите ее с пути тех, у кого глаза еще закрыты. По завершению задания, каждая пара сообщает всем участникам свое словосочетание.

Для этого упражнения очень важную роль играет площадка, которая должна быть большой.

"Сидячий круг".

Команда формирует тесный круг (плечи касаются). После этого попросите ребят повернуться на 90 градусов направо. Задание: Нужно медленно сесть на колени друг к другу и рукой коснуться плеча находящегося сзади человека.

Завершите это упражнение на высокой ноте, смеясь и хлопая всем.

"Отжимания".

Разбейтесь на группы по 4 человека. Ваша задача - отжаться от земли, чтобы в нее упирались только ваши руки, и продержаться не меньше 5 секунд.

* Подсказка вожатому: удобнее всего будет выполнять отжимания, если группа ляжет на землю лицом вниз так, чтобы образовался квадрат, стороны которого образованы телами (ноги одного лежат на спине соседа).

Вожатому необходимо узнать у детей, есть ли у них проблемы со спиной? В данном упражнении таких детей можно привлечь в качестве судей.

"Все на борт".

Оборудование: любая обозначенная площадка (банкетка, стул, брусок).

Задача участников: уместиться всей командой на площадке средней величины. Нужно убрать обе ноги от земли, и удержаться минимум пять секунд. Второй этап: нужно сделать то же самое на площади меньшей величины.

"Бревно".

Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п).

Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

* Подсказка вожатому: лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.

"Тролли".

Оборудование: тролли - небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет.

Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.

"Прогулка слепых".

Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Когда все глаза закрыты расскажите ребятам, что мы собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться наш взгляд. Попросите положить правую руку на плечо впередистоящего. Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включая залезание на пеньки, возвышенности, пролезание под низко нависшими деревьями и ветками, протискивание между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном (но безопасном!) месте.

* Подсказка вожатому: выполнять это упражнение следует в полном молчании. Следует выбрать знак для обозначения опасности (пожимание, хлопок по плечу и др.).

"Паутина".

Оборудование: заранее сплетенная из веревок "паутина". Количество ячеек должно соответствовать количеству участников.

Концы веревок, которые

крепятся к опоре (дерево, столб и т.д.)

Ячейки

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через паутину с одной стороны на другую, не касаясь при этом ни одной ее части. Если вы касаетесь паутины, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова. Если кто либо из вас переправился на другую сторону, то он не может вернуться, обойдя паутину, и помочь команде. Каждую ячейку можно использовать только один раз.

"Переправа".

Оборудование: канат, ведро с водой. Заранее готовится "маятник" (канат крепится к опоре).

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой за обозначенную линию, не касаясь земли. Кроме того, каждому члену команды нужно перенести емкость с водой, не пролив ни единой капли.

Обязательна страховка!

"Электрическая изгородь".

Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т.д.).

Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.

* Подсказка вожатому: шест может использовать как вся команда, так и последний участник.

"Траст - фол".

Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя "колыбель" для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине.

Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро).

Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего.

* Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка;

* Руки - скрещены на груди и сцеплены в замок;

* Голова немного откинута назад;

* Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов.

Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением:

1) ПАДАЮЩИЙ: "Готовы страхующие?"

2) СТРАХУЮЩИЕ: "Страхующие готовы"

3) МАЭСТРО: "Падай".

После приземления покачайте товарища на руках - проявите ласку.

Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего "Я". Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, т.к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого:

- Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после?

- Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе?

Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Игры на знакомство

Интервью

Каждый по очереди рассказывает о себе. Затем ему задаются вопросы.

Интервью 2

Каждый рассказывает о себе не реальном, а выдуманном (кроме имени). Н-р: Меня зовут Катя, я прилетела с Марса, все мои друзья роботы и т.д.

Снежный ком

Играющие сидят в кругу. Первый (вожатый) называет своё имя, второй называет имя первого и своё, третий – имя первого, второго и своё и т. д. пока очередь не дойдёт до первого, который называет всех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: