Особенности управления финансами в торговых организациях

 

Управление финансами в силу множественности объектов управления и ставящихся целей и задач является достаточно сложной задачей и процессом в любой организации. И, несмотря на наличие общих принципов, управление финансами в разных организациях имеет свои особенности.

Так, на организацию финансов предприятия влияют [31]:

1) организационно-правовая форма хозяйствования;

2) сфера деятельности, отраслевые технико-экономические особенности;

3) масштабы деятельности.

Так, в качестве основных особенностей управления финансами в торговых организациям можно выделить следующие [34]:

• сумма и доля внеоборотных активов в торговых организациях относительно невелика, так как большую часть, как правило, составляют оборотные активы, причем преимущественно товарные запасы;

• развитие системы оплаты по мере реализации влечет увеличение доля краткосрочных заемных средств и, в частности, кредиторской задолженности, что не может не отразиться на показателях платежеспособности и финансовой устойчивости торговых организаций;

• при относительно небольших по величине доходах оборот товаров в организациях может быть очень большим, что влечет потребность в большой сумме оборотного капитала и, как следствие, потребность в краткосрочных банковских кредитах, что также негативно сказывается на финансовом состоянии организации;

• основным источником доходов в торговле является разница между ценой приобретения и ценой реализации товара — торговая надбавка;

• затраты складываются из двух частей: затраты на приобретение товаров и затраты на организацию торгового процесса;

• главным показателем масштабов деятельности является объем товарооборота (общий доход от реализации товаров, при этом прибыль торговой организации может составлять очень незначительный процент от его величины);

• есть существенные различия в системе управления дебиторской задолженностью в торговых организациях в зависимости от вида организации (оптовая или розничная торговля), рынка на котором она функционирует (торговля продуктами питания, бытовой техникой, оборудованием и др.).



Финансовые отношения торговых организаций.

 

Финансовые отношения торговых предприятий в зависимости от экономического содержания можно сгруппировать по следующим направлениям:

возникающие между учредителями в момент создания торгового предприятия по поводу формирования уставного (складочного) капитала. В свою очередь уставный капитал (складочный) капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов и приобретения нематериальных активов;

между торговыми предприятиями и организациями, связанные с производством и реализацией продукции. В частности, к ним относятся финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов, готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями в период перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней иностранными фирмами и т.п. Эти отношения являются основными в хозяйственной деятельности, поскольку от их эффективной организации во многом зависит конечный финансовый результат коммерческой деятельности;

между торговымы предприятиями и его подразделениями: филиалами, цехами, отделами, бригадами по поводу финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, формирования оборотных и др. средств. Данная группа отношений влияет на организацию и ритмичность производства;

между торговым предприятием и работниками предприятия при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб, удержании налогов с физических лиц. Данная группа финансовых отношений влияет на эффективность использования трудовых ресурсов;

между торговым предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово –промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Эти отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов на финансирование целевых отраслевых программ, проведение маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, организацию выставок, оказание финансовой помощи на возвратной основе для осуществления инвестиционных проектов и пополнения ОС. Данная группа отношений, как правило, связана с внутриотраслевым перераспределением денежных средств и направлена на поддержку и развитие предприятий;

между торговым предприятием и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета;

между торговым предприятием и банковской системой. Они возникают в процессе хранения денег в коммерческих банках, получении и погашении ссуд, уплаты процентов за кредит, покупке и продаже валюты, оказания других банковских услуг;

между торговым предприятием и страховыми компаниями и организациями. Отношения возникают при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков;

между торговым предприятием и инвестиционными институтами, которые возникают в ходе размещения инвестиций, приватизации имущества и др.;

между торговым предприятием и населением.

Каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер, и их материальной основой является движение денежных средств. Многообразие финансовых отношений находит отражение на источниках формирования финансовых ресурсов предприятий различных организационно-правовых форм и форм собственности.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: