№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Автор (выход. дан- ные, если опубликован) | Наименование материалов (с указанием шифра библиотеки, в случае, если он опубликован) |
1 | Тетерлева Е.В. Языковое сравнение. | ПГПУ, 2004. – 35с. | Учебные материалы включают практические задания, грамматический справочник (Grammar points) и список 100 устойчивых английских сравнений с переводом на русский язык. Цель практических заданий состоит в расширении и углублении имеющихся у студентов знаний, а также устранения типичных ошибок в аспекте языкового сравнения. Практические задания требуют от студента умения соотносить разные способы выражения сравнения на базе русского и английского языков, интерпретировать конкретные языковые факты сравнения. Специфика предлагаемых заданий составлена по семантическому принципу и способствует активизации лингвистического мышления студента. Адресовано студентам факультетов иностранных языков. |
2 | Тетерлева Е.В. Введение в языкознание: методические рекомендации. | ПГПУ, 2005. –42с. | Издание включает требования к уровню освоения содержания курса; темы и содержание лекционных занятий; планы семинарских занятий; списки учебной и дополнительной литературы; списки тем и литературы для реферирования; вопросы к экзамену; списки основных терминов, которыми должен овладеть студент-первокурсник; критерии оценки ответа студента на экзамене. Цель – помочь студентам в освоении базовых терминов и понятий, которыми пользуются лингвистические науки, начальных сведений о сущности и происхождении языка, функционировании его как знаковой системы, истории и типах письменности, разнообразии и многообразии языков мира. внутреннем устройстве языка Лекции и практические занятия призваны помочь студентам не только овладеть новыми знаниями, но и глубже понять сущность языка, представляющего собой сложное многогранное явление; познать не только внутреннее устройство языка, но и «увидеть» язык в действии. Адресовано студентам 1 курса факультетов иностранных языков педагогических вузов. |
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
|
|
http://www.philology.ru/
http://lingvisticheskiy-slovar.ru/
http://yazykoznanie.ru/
http://www.triadna.ru/
http://filologia.su/
www.garshin.ru/linguistics/
Учебники и учебные пособия в электронном варианте:
1. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. Электронный учебник //http://homepages.tversu.ru/~ips/LingFak1.htm
2. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. Минск, 2007. – 128 с.
3. Вендина Т.И. Введение в языкознание. (разные издания)
4. Гречко В.А. Теория языкознания. (разные издания)
|
|
5. Камчатнов, А.М. Введение в языкознание. (разные издания)
6. Левицкий Ю.А. Основы теории синтаксиса. М.: КомКнига, 2005. – 368 с.
7. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. (разные издания)
8. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. (разные издания)
9. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. (разные издания)
10. Реформатский А.А. Введение в языковедение. (разные издания)
8.5 Материально-техническое обеспечение:
компьютерное и мультимедийное оборудование;
9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
9.1. Требования и форма проведения входного контроля
Для изучения дисциплины студент должен владеть следующими компетенциями (их составными частями):
- демонстрировать владение основными лингвистическими категориями (в рамках школьной программы).
Для изучения дисциплины студент должен:
знать:
· основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации
· базовые лингвистические категории (в рамках школьной программы)
владеть:
· навыком работы с учебной и справочной литературой.
Сроки осуществления входного контроля: 1 неделя 1 семестра
Форма проведения входного контроля: тест
Тест
1. Язык – это
а) генетически наследуемая способность человека, обязательно, при любых обстоятельствах реализующаяся при наступлении определенного возрастного периода.
б) чисто биологическое явление.
в) естественно на определенной стадии развития человеческого общества возникшая и закономерно развивающаяся семиотическая (знаковая) система, обладающая свойством социальной предназначенности.
г) результат свободного творчества человека.
2. Определением какого лингвистического понятия является следующее? «Служебная морфема, минимальный строительный элемент языка, присоединяемый к корню в процессах морфологической деривации и служащий преобразованию корня в грамматических или словообразовательных целях».
а) фонемы
б) аффикса
в) буквы
г) слова
3. Слова «два» в русском языке, «two» в английском и «zwei» в немецком сходны. В чем причина этого сходства?
а) Во взаимовлиянии соседних языков.
б) В случайно совпадении.
в) В родстве языков, общности происхождения.
г) В универсальности языковой логики.
4. Соотнесите способ синтаксической связи и соответствующие словосочетания.
1) согласование 2) управление 3) примыкание | а) новое платье б) спускаться вниз в) гордиться отцом г) копать лопатой д) очень быстро е) синее море |
5. Носителем лексического значения является
а) корень
б) корень со словообразовательными морфемами
в) словообразовательная морфема
г) аффикс
6. Какой язык не входит в «клуб мировых языков?
а) китайский (мандарин)
б) английский
в) испанский
г) русский
д) арабский
е) японский
ж) французский
7. Укажите мертвые языки:
а) македонский б) праславянский в) латинский г) ведийский д) санскрит е) чешский |
Что появилось позднее: устная речь или письменная?
_____________________
Словосочетание – это единица лексики или синтаксиса?
_____________________