Время на подготовку – 60мин. Время на выступление и ответы на вопросы - 10 мин

Уважаемые участники!

В третьем туре Вы должны выступить с небольшим научным сообщением перед членами жюри и своими товарищами. Сообщение, посвященное одной из названных ниже тем (по вашему выбору), должно быть сделано на основе не только Ваших знаний об этой проблеме, но и на основе анализа предложенного Вам текста источника.

Прежде всего выберите тему из числа предложенных ниже. Каждой теме сопутствует небольшой фрагмент источника, который Вы должны разобрать в своем выступлении. На подготовку выступления вам дается один час, само же выступление не должно превышать 4 минут.

Вы должны не только сделать собственное сообщение, но и принять участие в обсуждении выступлений других участников. Каждому будет предоставлена возможность задать вопрос кому-то из докладчиков. Жюри будет оценивать само выступление, умение задать вопрос и умение на него ответить.

 

Вот критерии оценки Вашего участия в третьем туре:

1. Умение объяснить проблему, которой посвящено сообщение, знание эпохи и научных проблем, связанных с этой эпохой (до 10 баллов)

2. Умение показать значение изученного Вами текста для раскрытия проблемы (до 10 баллов)

3. Умение представить свою точку зрения, убедительность аргументации выдвигаемых положений, логичность построения выступления, грамотность владения научной терминологией (до 10 баллов)

4. Манера работы с источником – полнота и корректность использования его данных, построение аргументации (до 10 баллов),

5. Умение отвечать на вопросы – понимание сути заданных вопросов, умение найти нужные аргументы, грамотное использование источника при ответе на вопрос (до 5 баллов)

6. Умение сформулировать вопрос к докладчику. Вопрос должен быть нацелен на не то, чтобы «завалить» докладчика, а на то, чтобы помочь ему осветить какие-то недостаточно освещенные аспекты темы (до 5 баллов)

 

При подготовке выступления мы советуем Вам воспользоваться следующим приблизительным планом:

1. Опишите (двумя-тремя предложениями) исторический момент, которому посвящено Ваше выступление, и определите цель своего доклада.

2. Охарактеризуйте Ваш источник и возможности для анализа, которые он Вам предоставляет.

3. Разберите поставленную Вами проблему, пользуясь как источником, так и своими знаниями о рассматриваемой эпохе.

4. Подведите итог, покажите, к каким выводам Вам удалось прийти, обозначьте значение рассмотренных Вами событий или явлений для истории России (тоже как можно более коротко).

Пример темы и ее разбора на основании предложенного источника.

Тема. Взаимоотношения ханов Золотой Орды с Русской Православной Церковью

Источник. Ярлык хана Узбека митрополиту Петру (1313 год)

А се Ярлык Язбяка Царя, Петру Митрополиту, всея Руссии чюдотворцу.

Вышняго и безсмертнаго Бога силою и волею и величеством и милостию его многою. Язбяково слово. … Да никто же обидит на Руси соборную церковь Митрополита Петра, и его людей и церковных его; да никто же взимает ни стяжаний, ни имений, ни людей. А знает Петр Мит­рополит в правду, и право судит, и управляет люди своя в правду. Да вси покорюятся и повинуются Митрополиту, вся его церковныя причты, по первым изначала законом их, и по первым грамотам нашим. Да не вступаются в церковное и Митрополиче никто же, занеже то Божие все суть; а кто вступит­ся… от нас казнь ему будет смертная. А Митрополит правым путем ходит, да правым путем пребывает и спешится, да правым сердцем и правою мыслию вся своя церков­ная управляет и судит и ведает, или кому повелит таковая деяши и управляти. А нам в то не вступатися ни во что, ни детям нашим, ни всем нашим Князем нашего царства и всех наших стран, и всех на­ших улусов; да не вступаются никто же, ни чем...

И мы бо такоже управляем и жалуем, якоже и прежние Цари Ярлыки им давали и жаловали их; а мы, по томуж пути, темиж Ярлы­ки жалуем их, да Бог нас пожалует, заступит; а мы Божия брежем, и даннаго Богу не взимаем: а кто взимает Божия, и тот будет Богу по­винен; а гнев Божий на него же будет, а от нас будет казнен смертною казнью; да то видя, и иныя в боязни будут. А поедут наши Баскаки, и Таможники, Данщики, Поборщики, Писцы,- по сим нашим грамо­там, как наше слово молвило и уставило, да все будут целы собор­ные церкви Митрополичи, ни кем, ни от кого не изобижены вся его люди и вся его стяжания, как ярлык имеет…

…А что закон их, и в законе их церкви, и монастыри, и ча­совни их, ничем да не вредят их, ни хулят; а кто учнет веру хулити или осуждати, и тот человек не извинится ни чим же и умрет злою смертию. А что Попы и Дьяконы их, един хлеб ядят, и во едином дому живут, у кого брат или сын, и тем, по томуж пути, наше жалова­нье; ож кто будет от них не выступил, а Митрополиту не служит, а живет тот себе именем поповским, да отыимается, но дает дань.

Так слово наше учинило, и дали есмя Петру Митрополиту грамоту сию крепости ему для, да сию гра­моту видяще и слышаще вси людие, и все церкви, и все монастыри, и все причты церковные, да не преслушают его ни в чем, но послушни ему будут, по их закону и по старине, как у них изстари идет…

 

Разбор.

Постановка проблемы. В эпоху монгольского владычества над Русью церковь пользовалась определенными привилегиями, предоставленными ханской властью. Ханы, стремясь не сделать церковь своим врагом, предоставили церковным людям освобождение от дани и неподсудность светской администрации.

Источник. Ярлык Узбека митр. Петру, данный в 1313 г. – один из целого ряда подобных грамот (на что имеется прямая ссылка в документе). В данном случае хан, как верховный сюзерен, своей грамотой регламентирует отношения между татарской администрацией и русским обществом, а также внутри самого русского общества. Важно отметить, что перед нами – русский перевод, выполненный в церковной среде

Анализ. Могут быть отмечены следующие моменты:

1. Узбек не подчеркивает разницу в исповедании: грамота дана «во имя Вышняго и бессмертного Бога» (хотя, возможно, это особенность перевода), имущество церкви признается «божиим». Вообще, монгольская элита XIII-XIV вв. отличалась значительной веротерпимостью (хотя от приезжавших в Орду русских князей требовали выполнения монгольских религиозных ритуалов).

2. Грамота закрепляет единоличную власть митрополита над церковными людьми и тем способствует укреплению его влияния внутри церковной организации

3. Митрополит, по грамоте, совершенно независим от светских сластей, причем, видимо, речь идет не только о татарских чиновниках, но и о русских князьях.

4. В грамоте говорится о приездах на Русь татарских чиновников с самыми разнообразными поручениями – очевидно, хан в 1313 г. допускал дальнейшее развитие системы ордынской администрации на Руси (как известно, этому не суждено было сбыться).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: