Они весьма близки к исполнению ролей и деловому театру. Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Основные задачи, реализуемые на занятиях в рамках технологии игрового обучения:
- развитие и закрепление навыков самостоятельной работы;
- умение позитивно мыслить;
- организовать взаимодействие;
- принимать решение и организовывать его выполнение.
Средства обучения, используемые на занятиях в рамках технологии игрового обучения:
- система учебных проблем и подпроблем;
- учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность.
Этапы технологии игрового обучения
Этап подготовки | — общее описание игры — содержание инструктажа подготовка материального обеспечения | |||
Ввод в игру | — постановка проблемы, целей — условия, инструктаж — регламент, правила — распределение ролей - формирование групп — консультации | |||
Этап проведения | Групповая работа над заданием | - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником | ||
Межгрупповая дискуссия | — выступления групп — защита результатов — правила дискуссии — работа экспертов | |||
Этап анализа и обобщения
| вывод из игры —анализ, рефлексия —оценка и самооценка работы —выводы и обобщения —рекомендации |
В подготовке дидактической игры можно выделить следующие операции:
1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой может быть практически любой раздел учебного курса. Желательно при этом, чтобы учебный материал имел практический выход на профессиональную деятельность или специальную учебную дисциплину.
2. Формирование целей и задач. Цели и задачи формируют с учетом не только темы, но и исходной ситуации. В одной ситуации, но с разными целями можно по-разному построить игру. Для этого надо соответствующим образом расставить акценты и сформулировать цели на каждом этапе или операции.
3. Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, темы, состава участников.
4. Диагностика игровых качеств участников дидактической игры. Проведение занятий в игровых формах будет эффективно, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному человеку или глубоко изученной группе людей. Оптимизация обучения интенсивной работе преподавателя на стадии подготовки к занятию, выбора им приемов обучения и их организации.
|
|
По методологии проведения деловые игры делятся на: – луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки; – ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием; – групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”); – имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Межцеховое управление" — для обучения специалистов ПДО, "Сбыт" — для обучения менеджеров по продажам и т.д.); – организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность; – инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации. |
5. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях и с какими предметами будет проходить игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты. По определению Н.В. Борисовой [8], учебную дидактическую игру можно рассматривать как "ветвь педагогики" и как "ветвь имитационного моделирования". Такая двойственность определяет преимущества игры как "инструмента" обучения. Дело в том, что дидактическая игра, как и всякая другая, ставит слушателя в мнимую или условную ситуацию, задаваемую имитационной моделью, и требует выполнения мнимых (игровых) действий. Но в то же время обучаемый остается в ситуации реального учебного процесса, выполняет вполне реальные действия, по своему предметному содержанию ничем не отличающиеся от действий, осуществляемых в рамках иных форм учебного процесса (анализирует, отбирает данные, ставит и решает задачи и пр.), находится во вполне реальных отношениях с другими партнерами по игре.
В процессе конструирования любой дидактической игры необходимо реализовать принципы, представленные на рис. 2.2.. Примером структурного построения игры может служить рис. 2.3.