Психодрама и социодрама

Они весьма близки к исполнению ролей и деловому театру. Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отраба­тывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в про­дуктивный контакт.

Основные задачи, реализуемые на занятиях в рамках технологии игрового обучения:

- развитие и закрепление навыков самостоятельной работы;

- умение позитивно мыслить;

- организовать взаимодействие;

- принимать решение и организовывать его выполнение.

Средства обучения, используемые на занятиях в рамках техноло­гии игрового обучения:

- система учебных проблем и подпроблем;

- учебные задания, моделирующие профессиональную деятельность.

Этапы технологии игрового обучения

Этап подготовки                — общее описание игры — содержание инструктажа  подготовка материального обеспечения
  Ввод в игру     — постановка проблемы, целей    — условия, инструктаж      — регламент, правила         — распределение ролей      - формирование групп        — консультации
Этап проведения            Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником
  Межгрупповая дискуссия      — выступления групп — защита результатов — правила дискуссии — работа экспертов

Этап анализа и обобщения

вывод из игры           —анализ, рефлексия            —оценка и самооценка работы —выводы и обобщения       —рекомендации

В подготовке дидактической игры можно выделить следующие операции:

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации. Темой может быть практически любой раздел учебного курса. Желательно при этом, чтобы учебный материал имел практический выход на профес­сиональную деятельность или специальную учебную дисциплину.

2. Формирование целей и задач. Цели и задачи формируют с учетом не только темы, но и исходной ситуации. В одной ситуации, но с разными целями можно по-разному построить игру. Для этого надо соответствующим образом расставить акценты и сформули­ровать цели на каждом этапе или операции.

3. Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, темы, состава участников.

4. Диагностика игровых качеств участников дидактической игры. Проведение занятий в игровых формах будет эффективно, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному человеку или глубоко изученной группе людей. Опти­мизация обучения интенсивной работе преподавателя на стадии под­готовки к занятию, выбора им приемов обучения и их организации.

По методологии проведения деловые игры делятся на: – луночные игры – любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки; – ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием; – групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра “Координационный Совет”, “Кораблекрушение”); – имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях ("Межцеховое управление" — для обучения специалистов ПДО, "Сбыт" — для обучения менеджеров по продажам и т.д.); – организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность; – инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации.
Студенческая группа — это, как правило, сложившийся коллек­тив, в котором определены симпатии и антипатии. Поэтому целе­сообразно перед началом серии игр провести анкетирование студен­тов, что позволит увидеть и оценить игровой коллектив, как бы изучить, выявить то, что думают о себе сами исполнители ролевых функций, определить уровень претензий каждого участника, найти ему оптимального партнера и т.п.

5. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях и с какими предметами будет проходить игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты. По определению Н.В. Борисовой [8], учебную дидактическую игру можно рассматривать как "ветвь педагогики" и как "ветвь имитационного моделирования". Такая двойственность определяет преимущества игры как "инструмента" обучения. Дело в том, что дидактическая игра, как и всякая другая, ставит слушателя в мнимую или условную ситуацию, задаваемую имитационной мо­делью, и требует выполнения мнимых (игровых) действий. Но в то же время обучаемый остается в ситуации реального учебного процесса, выполняет вполне реальные действия, по своему пред­метному содержанию ничем не отличающиеся от действий, осущест­вляемых в рамках иных форм учебного процесса (анализирует, отбирает данные, ставит и решает задачи и пр.), находится во вполне реальных отношениях с другими партнерами по игре.

В процессе конструирования любой дидактической игры необхо­димо реализовать принципы, представленные на рис. 2.2.. Примером структурного построения игры может служить рис. 2.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: