– мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
– повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
– научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников;
– способствовать развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности старшеклассников;
– способствовать развитию допрофессиональной компетентности старшеклассников;
– формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по учебным дисциплинам.
Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит также и от того, каким образом организована деятельность студентов. Формы организации самостоятельной деятельности учащихся имеют важное воспитательное значение. Сейчас в профессиональном образовании существуют две формы самостоятельной работы:
- традиционная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории или мастерской;
-аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию.
В настоящее время наметилась тенденция к разработке третьего, промежуточного варианта самостоятельной работы студентов, предусматривающего большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, наличие консультационных пунктов и ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля. Все виды самостоятельной работы выполняют свои функции и одинаково важны для будущего специалиста.
Классификация самостоятельной работы:
СРС – это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Поскольку в свете модернизации образования в РФ принципиально изменяется позиция преподавателя и он перестает быть вместе со студентом носителем «объективного знания», которое он пытается передать студенту, то его главной задачей становится мотивировать студента на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность студента, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, «развивающую среду», в которой становится возможной развития каждым студентом на занятии его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в
Практика показывает, что простейший путь уменьшения числа аудиторных занятий в пользу самостоятельной работы не решает данной проблемы. Те 50 % учебного времени студентов, которые тратятся сегодня ими на самостоятельную работу, не дают ожидаемых результатов по следующим причинам: – содержание самостоятельной работы, реализуемое разными преподавателями в рамках читаемых курсов, не связано напрямую с новыми целями формирования компетенций; – в настоящее время самостоятельная работа в силу своей недостаточной целенаправленности, слабого контроля, недостаточной дифференциации и вариативности, при которой минимально учитываются индивидуальные возможности, потребности и интересы субъектов, не может обеспечить качественную реализацию поставленных перед ней задач. Кроме того, значительный объем заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, не выполняется вообще либо выполняется формально, или просто списывается с различных и доступных источников. |