Бортовой журнал - это метод оценки качества обучения. Гудлад (1984) установил, что 88 % учебного времени учителя средней и высшей школы тратят на использование лекционной формы. Даже самые «хорошие» данные показывают, что общее время, в которое наблюдаются «провалы» внимания, составляет 10-12 минут. Данная стратегия является способом актуализации внимания в течение всего занятия на изучаемом материале.
Достоинства бортового журнала:
- развивается навык фиксации потока информации;
- развивается письменная речь;
- специально выделяется время для размышления над информацией;
- учащиеся больше общаются между собой;
- по бортовым журналам учащимся легче готовиться к проверочным заданиям;
- преподаватели имеют больше возможности оценить качество знаний учащихся;
- учащиеся имеют возможность соотнесения различных точек зрения на один и тот же текст;
- бортовой журнал можно включить в портфолио (подборку бортовых журналов);
- преподаватели могут оперативно оценить, какая часть информации наименее понятна и кому она не понятна;
- преподаватели могут определить, насколько учащиеся готовы к проверочным заданиям по той или иной теме.
Основными целями использования бортового журнала (по Барреллу (1992) и Фогерти (1992)) являются следующие:
- развитие способности фиксировать информацию методом ключевых слов;
- развитие умения обобщать и систематизировать ноток информации;
- развитие умения отслеживать развитие идеи, содержащейся в информационном сообщении;
- умение связывать информацию со своим личным опытом;
- развитие умения определять проблему, заключенную в сообщении;
- развитие умения генерировать идеи и др.
Возможная схема использования стратегии «Бортовой журнал»
1. Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с бортовым журналом.
2. В течение 10-15 минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории.
3. Учащиеся в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журналы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т. д.).
4. Учащиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некоторых случаях обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут).
5. Преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудиторией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие вопросы, обсуждает с обучающимися связь информационного сообщения с реальной жизнью (5-10 минут).
6. Преподаватель читает следующий отрывок лекции, и цикл повторяется. В заключение учащиеся выполняют задания бортового журнала и оценивают свое участие в работе.
«Двойные (двухчастные) дневники»
Двойные дневники дают возможность обучающимся тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Особенно полезны двойные дневники, когда обучающиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома.
Чтобы сделать двойной дневник, обучающиеся должны, проведя вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. Слева они записывают, какая часть текста произвела на них наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из их собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в их душе резкий протест. С правой стороны они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Итак, читая текст, обучающиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем двойном дневнике. Некоторые преподаватели предпочитают оговаривать заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать учащийся при чтении: допустим, столько-то на каждые десять страниц текста.
Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? | Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? |
После чтения текста обучающиеся возвращаются к работе с двойными дневниками. Преподаватель предлагает им последовательно разобрать текст и поделиться замечаниями, которые они делали к каждой странице. Преподаватель должен заранее подготовить и свои комментарии, чтобы привлечь внимание обучающихся к тем разделам текста, которые он хочет обсудить непременно.