Стратегия «Бортовой журнал 2»

Бортовой журнал - это метод оценки качества обучения. Гудлад (1984) установил, что 88 % учебного времени учителя средней и высшей школы тратят на использование лекционной формы. Даже самые «хорошие» данные показывают, что общее время, в которое наблюдаются «провалы» внимания, составляет 10-12 минут. Дан­ная стратегия является способом актуализации внимания в тече­ние всего занятия на изучаемом материале.

Достоинства бортового журнала:

- развивается навык фиксации потока информации;

- развивается письменная речь;

- специально выделяется время для размышления над информа­цией;

- учащиеся больше общаются между собой;

- по бортовым журналам учащимся легче готовиться к провероч­ным заданиям;

- преподаватели имеют больше возможности оценить качество знаний учащихся;

- учащиеся имеют возможность соотнесения различных точек зре­ния на один и тот же текст;

- бортовой журнал можно включить в портфолио (подборку бор­товых журналов);

- преподаватели могут оперативно оценить, какая часть инфор­мации наименее понятна и кому она не понятна;

- преподаватели могут определить, насколько учащиеся готовы к проверочным заданиям по той или иной теме.

Основными целями использования бортового журнала (по Барреллу (1992) и Фогерти (1992)) являются следующие:

- развитие способности фиксировать информацию методом ключевых слов;

- развитие умения обобщать и систематизировать ноток инфор­мации;

- развитие умения отслеживать развитие идеи, содержащейся в информационном сообщении;

- умение связывать информацию со своим личным опытом;

- развитие умения определять проблему, заключенную в сооб­щении;

- развитие умения генерировать идеи и др.

Возможная схема использования стратегии «Бортовой жур­нал»

1. Преподаватель объясняет, каким образом необходимо работать с бортовым журналом.

2. В течение 10-15 минут преподаватель читает лекцию для всей аудитории.

3. Учащиеся в течение 5 минут заполняют свои «бортовые журна­лы» (ключевые слова, рисунки, связь с опытом и т. д.).

4. Учащиеся в парах, а затем в группе обсуждают содержание своих журналов, отвечают на вопросы друг друга, а в некото­рых случаях обращаются за консультациями к преподавателю (5-8 минут).

5. Преподаватель обсуждает «бортовые журналы» со всей аудито­рией, проясняет непонятные моменты, отвечает на общие воп­росы, обсуждает с обучающимися связь информационного со­общения с реальной жизнью (5-10 минут).

6. Преподаватель читает следующий отрывок лекции, и цикл по­вторяется. В заключение учащиеся выполняют задания борто­вого журнала и оценивают свое участие в работе.

«Двойные (двухчастные) дневники»

Двойные дневники дают возможность обучающимся тесно увя­зать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Особенно полезны двойные дневники, когда обучающиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома.

Чтобы сделать двойной дневник, обучающиеся должны, про­ведя вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. Слева они записывают, какая часть текста произвела на них наи­большее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоми­нания или ассоциации с эпизодами из их собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в их душе резкий протест. С пра­вой стороны они должны дать комментарий: что заставило их за­писать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Итак, читая текст, обучающиеся дол­жны время от времени останавливаться и делать подобные помет­ки в своем двойном дневнике. Некоторые преподаватели предпо­читают оговаривать заранее, сколько записей (как минимум) дол­жен сделать учащийся при чтении: допустим, столько-то на каждые десять страниц текста.

 

Фиксация: какая часть текста произвела наибольшее впечатление? Комментарий: что заставило меня записать именно эту цитату? Какие мысли она у меня вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней?
   

 

После чтения текста обучающиеся возвращаются к работе с двойными дневниками. Преподаватель предлагает им последова­тельно разобрать текст и поделиться замечаниями, которые они делали к каждой странице. Преподаватель должен заранее подго­товить и свои комментарии, чтобы привлечь внимание обучаю­щихся к тем разделам текста, которые он хочет обсудить непре­менно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: