Технологии обучения с использованием методов командного управления

Особую актуальность приобретает применение командного менеджмента как одной из инновационных персонал-технологий стабилизации трудовых коллективов. Здесь следует отметить, что команда - это в первую очередь, автономный самоуправляемый взаимодействующий коллектив профессионалов, который способен быстро, эффективно, а главное, качественно решать поставленные перед ним задачи. Конечно, формирование команды - достаточно неоднозначный и трудозатратный процесс, но дает он существенные преимущества в повышении уровня стабильности трудового коллектива.

Во-первых, формирование команды предполагает вовлечение сотрудников в процесс управления организацией посредством самоорганизации и самоуправления, сотрудничества и взаимного контроля, взаимопомощи и взаимозаменяемости, что позволяет обеспечить ясность общих ценностей и целей, коллективную ответственность, сплоченность и коллегиальность отношений внутри трудового коллектива.

 Во-вторых, коллегиальные отношения, сплоченность членов команды повышают производительность труда, а, следовательно, повышается эффективность деятельности организации в целом.

В-третьих, с помощью командной работы обеспечивается повышение уровня профессионализма и квалификации, личностный рост каждого члена команды, за счет того, что от участников требуется использование множества трудовых навыков, а не только умения выполнять одну или две функции.

В-четвертых, децентрализация принятия решений становится механизмом формирования преданности и приверженности членов команды организации, так как принятие решений осуществляется в атмосфере доверия и затрагивает всю команду. При этом участники команды осознают, что, если они не могут прийти к единому решению, окончательное решение должен принимать руководитель. Другими словами, цель команды - это общий результат работы, достигнутый путем открытого диалога.

 В-пятых, члены команды чувствуют себя «одной семьей», они преданы целям фирмы, которые они сами и помогли определить.

Таким образом, преимущества использования командного менеджмента как инструмента стабилизации персонала организации неоспоримы. Теперь необходимо определиться с методами командного менеджмента и процедурами формирования команды.

В настоящее время существуют разные методы командопостроения, однако самым эффективным методом создания команд и развития командной работы признается тимбилдинг (Team building - от англ. «построение команды»). Его отличительной особенностью является возможность универсального применения, так как тимбилдинг можно использовать не только для построения проектных (участники проектной команды), управленческих (топ-менеджеры, линейные руководители) или рабочих команд (сотрудники подразделения, отдела), но и для построения метакоманды (все сотрудники организации), которая, в свою очередь, охватывает всю организационную структуру компании.

Однако многие руководители, говоря о тимбилдинге, не совсем верно истолковывают его значение. Поэтому представляется необходимым раскрыть сущность этого явления и содержание этого понятия.

Учитывая, что тимбилдинг как метод командного менеджмента сформировался за рубежом, начнем с комментария на эту тему Брюса Хонига, исполнительного директора Honig IdeaGuides, который считает, что тимбилдинг изначально представляет собой создание команды, которая будет состоять из сотрудников, работающих в одной компании, для достижения одних целей. Однако часто, отмечает Брюс Хониг, организаторы путают значение Team building с совместным проведением времени коллег где-нибудь в боулинг-кафе или другом развлекательном заведении.

 Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева в работе, посвященной теории и практике командообразования, предлагает следующее определение: «Тимбилдинг - это мероприятия, которые направлены на создание определенной атмосферы в коллективе, способствующей достижению общих целей и сплочению персонала».

Тренеры-консультанты по командообразованию рассматривают тимбилдинг как определенный подход в построении системы управления организацией, опирающийся на комплексное и конструктивное использование командных эффектов. При этом они отмечают, что тимбилдинг реализуется с помощью групповых тренингов различных видов и направленностей.

Т.П. Хохлова утверждает, что тимбилдинг «это больше, чем управленческая инициатива, посредством которой делегируются задачи и ответственность. Реализация командного подхода позволяет выстроить наиболее продуктивные формы организационного взаимодействия персонала, качественно преобразовать его динамические и структурные характеристики и на этой основе повысить конкурентоспособность современной компании».

Резюмируя приведенные определения, есть достаточные основания заявлять, что тимбилдинг - есть совокупность последовательных управленческих действий с целью создания высококвалифицированной, ответственной и преданной организации команды, сплоченной вокруг общих целей и стратегии организации. Основу тимбилдинга составляют две стадии: тимскилс (Team Skills от англ. - «командные навыки») и тимспирит (Team Spirit от англ. - «командный дух»), являющиеся важными этапами в развитии командных эффектов в организации.

Из схемы, представленной на рисунке, очевидно, что стадии внедрения тимбилдинга пронизывают все уровни организации, это обуславливает особую роль руководства в процессе формирования команды. Роль руководства должна проявляться в постоянном мониторинге этого процесса, чтобы иметь возможность оперативно вмешаться в случае возникновения командных барьеров или других внутрикомандных негативных ситуаций. Более того, руководители личным примером должны ориентировать сотрудников на усвоение и применение эффективных методов командной работы.

Особая роль руководства заключается также в налаживании контактов между всеми участниками команды, чтобы она могла существовать и работать самостоятельно. Для этого следует наладить правильную и двустороннюю коммуникацию между членами команды и руководителями. Руководство должно координировать профессиональный рост каждого участника команды, в том числе посредством своевременной внутрикомандной смены ролей. Всё это является необходимыми условиями для построения высококвалифицированной и гибкой команды, способной своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: