ЗАКОН | ||
(закономерность) | Объяснения | |
Результаты | Гипотеза: | |
а) принимается | ||
ТЕОРИЯ | Эксперимент | б) изменяется |
в) отвергается | ||
Гипотеза | Рабочая гипотеза | |
качественные количественные | ||
Наблюдения | ||
Факты |
Модели обучения, позволяющие организовать исследовательскую деятельность школьников (основание классификации - уровни исследовательского метода обучения: 1-й уровень - преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения; 2-й уровень - преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования; 3-й уровень - и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником).
Модель 1. Обучение исследованию
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.
|
|
Шаг 1. Столкновение с проблемой.
Шаг 2. Сбор данных «верификация».
Шаг 3. Сбор данных - экспериментирование.
Шаг 4. Построение объяснения.
Шаг 5. Анализ хода исследования.
Модель 1. Обучение исследованию
Модель 2. Приглашение к исследованию (Д. Шваб)
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности учащихся во время урока.
Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.
Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.
Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования.
Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.
Модель 2. Приглашение к исследованию (Д. Шваб)