Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если интеллигентность сделает его «белой вороной», будет мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет, нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Интеллигентность проявляется не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические.
Социальный долг человека – быть интеллигентным.
(Д.С. Лихачев)
Задание 7
Прочитайте приведенные отрывки и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность текста к данному стилю (перечислите основные особенности данного стиля с примерами из текста). Расставьте знаки препинания.
Ø А. Уже древнегреческие мыслители видели что помимо общего в том масштабе в каком его постигают “частные науки” есть общее и большего масштаба а именно в отдельности для каждой из трех основных областей действительности природы человеческого общества сознания. Но существует и всеобщее которое присуще земному универсуму в целом и выражается в законах и категориях типа необходимость случайность причинность связь время и т.п. Таким образом структурное поле общего включает в себя конкретно- общее (компетенция отдельных наук) наиболее общее каждой из трех основных областей действительности и всеобщее (компетенция философии).
Ø Б. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации обществом с ограниченной ответственностью далее ООО признается утвержденная одним или несколькими лицами коммерческая организация уставный капитал которой разделен на доли определенные учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не ценной бумагой акцией а лишь свидетельством которое в соответствии с уставом ООО может выдаваться его участникам учредителям.
Ø В. Можно ли давать урок если нет классной комнаты Сдавать экзамен без зачетки в кармане Входит ли вдыхание меловой пыли полной грудью необходимой составной частью в процесс получения высшего образования Вот Джо Мартин например так не думает Ему 41 год он не последний человек в одной из страховых компаний Индианаполиса и в то же время студент университета Дьюка во время перерыва на обед или вечером когда жена мистера Мартина уже спит Джо садится за клавиатуру компьютера входит в Интернет и начинает грызть гранит науки в том месте которое ему обозначил профессор стоящий на кафедре в семи сотнях километров от его дома.
Форма контроля выполнения практического занятия:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.
Практическое занятие № 3
Лингвостилистический (стилистический, речеведческий) анализ текста
Учебная цель: совершенствование умений анализировать текст по принципу выявления средств художественной выразительности в связи с жанровым своеобразием и идейно-тематическим содержанием.
Учебные задачи:
1. Научиться анализировать текст по предложенному плану.
2. Уметь определять тип, стиль и жанр текста.
Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения
Студент должен:
уметь:
-делать лингвостилистический, речеведческий анализ текста.
знать:
- основные признаки текста;
- типы речи и их отличие друг от друга, стили речи и их жанры.
Задачи практической работы
1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.
2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
3. Выполнить предложенные задания.
4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.
Обеспеченность занятия (средства обучения)
1. Учебник по русскому языку.
2.Тексты заданий.
3. Тетради для практических работ.
Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:
1. Что такое текст? Каковы его основные признаки?
2. Что такое тема, общее содержание и идея текста?
3. Какие типы текстов вы знаете и чем они отличаются друг от друга?
4. Что такое цепная и параллельная связь предложений?
5. На какие структурные компоненты членится текст?
6. Какие факторы определяют композицию текста?
7. Какие конструктивные приемы могут лежать в основе композиции текста? В чем их особенности?
Задания для практической работы
Задание 1
Познакомьтесь с планом и примером лингвостилистического анализа текста.
Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.
(По М.Булгакову)
-Определите тему текста.
-Определите основную мысль текста.
-Выделите микротемы.
-Определите тип текста.
-Определите стиль текста.
-Укажите используемые стилистические средства.
-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.
Примерный план ответа:
Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.
Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.
Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.
Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями - роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.
Задание 2
Сделать лингвостилистический анализ текста по предложенному плану:
• Определите тему текста.
• Определите основную мысль текста.
• Выделите микротемы.
• Определите тип текста.
• Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.
• Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость — официальность, точность — расплывчатость названия, эмоциональность — бесстрастность, конкретность — абстрактность, субъективность — объективность, образность — отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).
• Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.
• Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.