Практическая работа № 5

Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка, сопоставление устной и письменной речи. Наблюдение над выразительными средствами фонетики.

Учебная цель: совершенствование умения сопоставлять устную и письменную речь с целью выявления закономерностей функционирования фонетической системы русского языка.

Учебные задачи:

1. Научиться владеть понятием фонемы, фонетическими средствами речевой выразительности;

2. пользоваться орфоэпическими словарями.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

-пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка.

знать:

- назначение фонемы;

-особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения, логическое ударение, орфоэпические нормы.

Задачи практической работы:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Что изучает фонетика? Что такое фонема?

2. Вспомните, что вам известно об орфоэпии. Что изучает орфоэпия? С какими разделами языка она связана?

3. Чем вызвана неустойчивость норм ударения в существительных, кратких прилагательных, глаголах и причастиях?

4. Какими основными законами определяются произносительные нормы русского языка?

5. Почему наблюдается смешение ударных [ó] и [э], обозначаемых на письме соответственно буквами ё и е?

6. Какая тенденция наблюдается в произношении твердых согласных перед мягкими?

7. Какое произношение сочетаний -чн- и -шн- устаревает?

8. Каковы основные особенности произношения иноязычных слов?

Краткое изложение теоретических вопросов:

Фонетические единицы (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

Фонетическая сторона русского языка характеризуется системой согласных, гласных, фонетическими законами изменения (оглушением, озвончением, редукцией), ударением, интонацией.

36 согласных организованы в пары по твердости-мягкости и глухости-звонкости, 6 гласных звуков. Различное звучание объясняется положением языка и губ, сочетанием пропорций голоса и шума. Качество звука зависит от места и способа образования. Всю эту работу, важную для произношения, важную для того, чтобы нас правильно поняли, мы выполняем бессознательно, когда говорим на родном языке.

Но, как только мы начинаем изучать иностранный язык, мы сталкиваемся с неожиданностями, которые, как ни странно, помогают нам глубже постичь особенности языка родного. Например, качество звучания согласного Л – разное в европейских языках. Количество гласных: в русском – 6, во французском – 15, некоторые с носовым признаком.

Русский язык более передний по сравнению с английским языком. Когда мы говорим по-русски, язык как бы продвигается вперед, касаясь зубов, альвеол. Звук образуется в передней части артикуляционного аппарата. Тот, кто изучает английский язык, знает, как важно научиться «уводить звук назад». Явление оглушения конечных согласных (газ – [ гас ]) мешает нам при изучении английского или французского языка, где подобные фонетические изменения не наблюдаются.

Редуцирование гласных ( т.е. их качественное изменение в безударной позиции) тоже составляет особенность русского языка. Мы ее ощущаем при изучении европейских языков (ср. произношение в испанском языке слов muchach a и muchach o).

Немало сложностей вызывает ударение даже у носителей языка, которое в русском языке носит подвижный характер. Ударение влияет и на семантику речи (время по´шло´). Незнание же правильного ударения приводит к ошибкам, которые свидетельствуют о недостаточной речевой культуре.

Нельзя забывать и о характере интонации в русском языке, которая выполняет смыслоразличительную функцию, так как в русском языке, особенно в устной речи, порядок слов с точки зрения организации предложений носит необязательный характер. (Произнесите слово «хорош», выражая при этом разные эмоции, и вы все поймете.)

К фонетическим особенностям русского языка относятся следующие. По природе русский язык консонантный (преобладание согласных), преимущественно переднеязычный, отличается активной артикуляцией, подвижным ударением и богатой интонацией, передающей все нюансы смысла, эмоций и состояния человека.

Задания для практической работы

Задание 1

Выполните задания теста.

Вариант 1.

Блок А.

1.В каком слове все согласные мягкие? А) видение Б) шепелявить В) жить Г) извержение 2. В каком слове звуков больше, чем букв? А) деревья Б) поезд В) подъезд Г) перебежчик
3. В каком слове букв больше, чем звуков? А) продолбил Б) причинил В) прихожанин Г) поэтесса 4.В каком слове все согласные твёрдые? А) провозгласил Б) притеснял В) пробуждал Г) проглотил  
5. В каком слове произносится согласный звук Д? А) праздный Б) ирландский В) движение Г) бутерброд    

 

Блок Б.

1. Спишите слова, поставьте в них ударение.

Августовский, каталог, сведущий, пахота, иконопись, филистер, аристократия, христианин, торты, красивее, диспансер, звонят, информировать, форзац, квартал, каучук, приняться, колосс, досыта, триптих, партер, сосредоточение, договорный, щебень, цемент, балованный, откупорить, сироты, изобретение, кремень, кредитор, агент, ходатайствовать, добела, склады, анатом, игрище, хлопоты, кашлянуть, плато, донизу, алфавит, договор, газопровод, досуг, знамение, гастрономия, береста, эпилог, драматургия.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции:

Бульон, расчёска, антенна, занимается, чудесного, обжечься, шёлк, апельсин, серёжка, сшить.

3. Произведите фонетический разбор слов.

Объясниться, всё.

1) План фонетического разбора:

1. Орфографическая запись слова.

2. Деление слова на слоги и место ударения.

3. Возможность переноса.

4. Фонетическая транскрипция слова.

5. Характеристика всех звуков по порядку:

согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; гласный — ударный-безударный.

6. Количество звуков и букв.

7.Случаи несоответствия звуков и букв.

   

Образец разбора

Приятели1 жгли костёр, варили в каске похлёбку1  (Б. Полевой).

· Приятели

· Слоги: при-я́-те-ли (4 слога; ударение падает на 2-й слог).

· Перенос: при-я-те-ли.

· [пр’иjа́т’ьл’и]

· п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

               и [и] – гласный, безударный.

 

 

я [j] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
  [а́] – гласный, ударный.

               т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
е [ь] – гласный, безударный.
               л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
               и [и] – гласный, безударный.

· 8 букв – 9 звуков.

 




Вариант 2. Блок А.

1.В каком слове все согласные мягкие? А) джемпер Б) степь В) чудеса Г) цепи 2. В каком слове звуков больше, чем букв? А) купаешься Б) явление В) июньский Г) живёт
  3. В каком слове букв больше, чем звуков? А) огоньки Б) ест В) кочуют Г) яблоко 4.В каком слове все согласные твёрдые? А) конец Б) термометр В) дельта Г) шомпол
5. В каком слове произносится согласный звук Т? А) отделить Б) крепостной В) искрить Г) отвёл  

 

Блок Б.

1. Спишите слова, поставьте в них ударение.

Гастрономия, мещанин, ломота, намерение, танцовщица, факсимиле, флюорография, порты, ходатайство, щавель, звонят, премировать, плесневеть, квартал, холодность, стенография, обеспечение, лубочный, туфля, облегчить, медикаменты, осведомить, знахарство, оптовый, мизерный, приговоры, усугублена, пепелище, каллиграфия, зевота, благоволить, ремень, демократия, средство, коклюш, жалюзи, бармен, черпать, добыча, крендели, компас, задолго, статуя, значимость, пиала, приданое, свекла, бюрократия, еретик, грушевый.

2. Запишите слова в фонетической транскрипции:

Компаньон, расчёт, в шинели, открывается, широкого, испечься, книжка, сбегать, разжать, касса.

3. Произведите фонетический разбор слов: Разъехаться, всегда.

2)План фонетического разбора:

8. Орфографическая запись слова.

9. Деление слова на слоги и место ударения.

10. Возможность переноса.

11. Фонетическая транскрипция слова.

12. Характеристика всех звуков по порядку:

согласный – звонкий – глухой (парный – непарный), твёрдый – мягкий (парный – непарный), какой буквой обозначен; гласный — ударный-безударный.

13. Количество звуков и букв.

14. Случаи несоответствия звуков и букв.

   

Образец разбора

Приятели1 жгли костёр, варили в каске похлёбку1  (Б. Полевой).

· Приятели

· Слоги: при-я́-те-ли (4 слога; ударение падает на 2-й слог).

· Перенос: при-я-те-ли.

· [пр’иjа́т’ьл’и]

· п [п] – согласный, глухой парный, твёрдый парный.

р [р’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.

               и [и] – гласный, безударный.

 

 

я [j] – согласный, звонкий непарный, мягкий непарный.
  [а́] – гласный, ударный.

               т [т’] – согласный, глухой парный, мягкий парный.
е [ь] – гласный, безударный.
               л [л’] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный.
               и [и] – гласный, безударный.

· 8 букв – 9 звуков.

Условия выполнения заданий

1) в тестах найти 1 правильный ответ;

2) в заданиях творческого характера написать словами верный вариант.

Критерии оценки:

«5» - допущена 1 ошибка, 1 ошибка орфографическая.

«4» - допущены 2 ошибки, 2 ошибки орфографические.

 «3» - допущены 3 ошибки, 3 ошибки орфографические.

 «2» - допущено более ошибок.




Задание 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: