Честь истинная и ложная

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать не некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком

преувеличенной. Но представления о чести бывают совершенно ложными, эти ложные представления наносят колоссальный ущерб государству. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему

обществу явление, как понятие дворянской чести, «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри его уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее»). Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью.

Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

                                                      Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном

Задание 3

Речеведческий разбор текста (по А. И. Власенкову)

1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

3. Выделите микротемы, составьте план.

4. Укажите средства связи между частями текста.

5. Определите тип речи, стиль и жанр.

6. Укажите используемые стилистические средства.

7. Назовите особенности построения текста (его композиции).

 

Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»...

Чистые пруды — это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.

Чистые пруды — это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудо — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью Испания была в нашем сердце.

Чистые пруды — это исток нашей юности, начало начал. (262 слова).

(По Ю. Нагибину)

 

Форма контроля выполнения практического занятия:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

 

 

                                                Практическая работа № 4

Освоение видов переработки текста.

Учебная цель: совершенствование умения перерабатывать исходный текст.

Учебные задачи:

1. Научиться основным видам переработки текста.

2. Уметь сокращать текст.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

-составлять план, конспект, тезисы, выписки, аннотации.

знать:

- схему работы над рецензией;

- как составляются аннотации.

Задачи практической работы:

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2. Учебник по литературе.

3.Тексты заданий.

4. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Расскажите об основных видах сокращений текста.

2. Чем отличаются тезисы от конспекта? Каковы основные их особенности?

3. Что такое тезисы и выписки? Когда возникает необходимость в выписках? Как нужно оформлять выписки?

4. Что такое аннотация и зачем она нужна?

5. Что такое рецензия и зачем она нужна?

Задания для практической работы

Задание 1

— Прочитайте материал учебника (стр. 173, 175,179) и выпишите определение понятий тезисы, выписки, план, конспект.

— Прочитайте текст упр. 324. Познакомьтесь с образцомсоставления плана и тезисов по упр. 324:

 

План Тезисы
1. «Роскошная» речь Толстого.   2. «Игровая» речь Писемского. 3. «Живописная» речь Гончарова. 4.Речь Салтыкова, Достоевского, Лескова. 5.Слово Толстого. 6.Мысли Толстого. Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающую и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей. ... ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Оно всегда было просто и поразительно... Оно было хронологично... Рассказы Толстого... текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно. В каждом литературном произведении надо отличать три элемента. Самый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника

Задание 2

Сделайте выписки из фрагментов статьи В. Лакшина «Черты великого эпоса («Война и мир»)». Старайтесь выписать то, что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир» по упр. 325

Задание 3

Составьте конспект текста одного из параграфов учебника по литературе, в котором анализируется роман Толстого «Война и мир». При составлении конспекта воспользуйтесь инструкцией из упр.326

Форма контроля выполнения практического занятия:

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: