Текст (лат. textum – ткань, соединение) является единицей синтаксиса и представляет собой группу предложений, расположенных в определенной по-следовательности и связанных между собой по смыслу, грамматически и интонационно.
Из определения также следует, что основными признаками текста являются содержательность, связность и цельность, логичность и лаконичность.
Содержательность – это наличие в тексте информационной насыщенности, целесообразной с точки зрения замысла произведения.
Связность текста находит свое выражение в содержании и в структуре текста, это стройность и последовательность изложения. Цельность проявляется в смысловом единстве.
Тема и идея текста предполагают выбор его композиции. Данное слово восходит к латинскому «compositio» – расстановка, составление.
Так, под композицией принято понимать определенный порядок следования структурно-содержательных компонентов (частей) текста.
В зависимости от содержания и внутренней организации различаются три типа изложения содержания и соответствующие им три типа текста: описание, рассуждение, повествование.
|
|
Рассуждение – это такой порядок изложения мыслей, когда высказывается какое-то утверждение и для доказательства его истинности (либо для его опровержения) приводятся доводы. Тексты-рассуждения отвечают на вопрос: «Почему?». Полная композиционная форма состоит из трех частей: 1) тезис, 2) доказательство и 3) вывод. Речевой ошибкой считается нарушение логики, ошибочность или недостаточность аргументации.
Рекомендации составления текста
1. Написанный текст обычно читается два-три раза, с тем чтобы сконцентрировать внимание сначала на содержании, затем на речевых и грамматических средствах и, наконец, на орфографической и пунктуационной правильности.
2.При корректировке содержания вы должны задуматься над тем, нет ли лишнего, может быть, о чем-то сказано недостаточно, точно ли выражена главная мысль, не нарушается ли последовательность в изложении.
3. При корректировке речевых ошибок обратите внимание на правильность употребления слов с точки зрения их значения и сочетаемости. Опирайтесь на нейтральную лексику. Помните, что книжный стиль не допускает использования разговорной лексики. Избегайте ненужных повторов, однообразных по структуре зачинов и концовок строф. Не забывайте, что именно эти компоненты придают тексту динамичность и выразительность.
4.При определении грамматической правильности обратите внимание на сочетаемость слов, их управление, а также на структуру предложений, не злоупотребляйте инверсией, следите за порядком слов в предложении.
|
|
5.При проверке орфографической правильности обратите внимание на написание терминов, слов иноязычного происхождения. Прочитайте текст без редукции по слогам, зрительно определяя состав слов, особенно суффиксы и окончания.
6.Для определения пунктуационной правильности большую роль играет представление структуры предложения: простое – сложное, а далее порядка слов, уровня распространенности (однородные члены, обособленные члены, вводные слова).
Выводы. Умение правильно излагать свои мысли – неотъемлемое качество образованного человека. Ваша задача не только знать материал, но и контролировать себя при создании речевых произведений. Помните о том, что хороший текст – это содержательный, логичный, лаконичный, правильный с точки зрения речевой нормированности текст.
Задания для практического занятия
Задание 1.
Написать сочинение на тему «Профессия, которую я выбрал», используя различные виды простых осложненных предложений, а ьакже все виды сложных предложений.
Форма контроля выполнения практической работы
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.