Памятка «Тире между подлежащим и сказуемым»

Тире ставится Тире не ставится
1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже (с нулевой связкой). Следующая станция – Мытищи; Трижды пять – пятнадцать; Расстояние между поселками – шестьдесят километров.   1. Подлежащее и сказуемое выражены существительным или числительным в именительном падеже, но: а) связка не нулевая (Брат был умный человек; Война есть безумие); б) при сказуемом есть сравнительный союз (как, будто, словно, точно, вроде как, всё равно что, что и др.) (Звёзды будто алмазы; Небо точно море); в) перед сказуемым стоит частица не (Бедность не порок); г) между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово (Сергей, кажется, врач); иногда – наречие (Сергей теперь известный художник), союз (Сергей тоже врач), частица (Март только начало весны); д) перед сказуемым стоит относящееся к нему дополнение (Сергей мне сосед); е) сказуемое предшествует подлежащему (Прекрасный человек Иван Иванович); ж) подлежащее и сказуемое образуют неразложимый фразеологический оборот (Два сапога пара).
2.Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них – инфинитив, а другой – существительное (числительное) в именительном падеже. О решённом говорить – только путать; Слушать тебя – наслаждение; Мой долг – предупредить тебя об опасности   2.Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами или один из них – инфинитив, а другой – существительное (числительное) в именительном падеже, но порядок слов обратный (сказуемое стоит перед подлежащим) и пауза между подлежащим и сказуемым отсутствует (Какое счастье сына обнимать!). Обратите внимание: если пауза есть, то тире ставится и при обратном порядке слов (ср.: Это большое искусство – ждать).
3. Сказуемое присоединяется к подлежащему с помощью слов это, вот, это есть, значит (в значении это есть), это значит (тире ставится перед этими словами). Поймать ерша или окуня – это такое блаженство; Понять – значит простить; Безумство храбрых – вот мудрость жизни.   3. Перед словами это, значит тире не ставится, если: а) значит является вводным словом (в значении следовательно): Солнечные пятна исчезли; значит, солнце склонилось за полдень; б) значит является глаголом в значениях: 1. «означать (о словах, знаках, жестах)» (Кирджали на турецком языке значит витязь, удалец); 2. «свидетельствовать о чём-то» (Если я молчу, то это не значит, что я с тобой согласен); 3. «иметь значение, быть существенным» (Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать); в) это является подлежащим, выраженным указательным местоимением: Это (что?) моя дочь; Это (что?) интересно).
Тире не ставится Тире ставится
1. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – наречием на -о (Курить вредно). 1. Тире ставится между подлежащим, выраженным инфинитивом, и сказуемым, выраженным наречием на -о, при наличии паузы между главными членами (Это ужасно – струсить).
2. Подлежащее выражено личным местоимением, сказуемое – именительным падежом существительного (Я честный человек). 2. Тире ставится при подлежащем, выраженным личным местоимением, и сказуемом, выраженным именительным падежом существительного: а) при логическом подчеркивании (Я – гражданин России); б) при структурном параллелизме предложений (Мы – люди спокойные. Он – человек беспокойный); в) при обратном порядке слов (Герой этого спектакля – я).
3. Сказуемое выражено прилагательным, причастием, местоимением-прилагательным (Земля круглая; Ключи мои). 3.Тире перед сказуемым-прилагательным, причастием, местоимением-прилагательным ставится: а) при логическом и интонационном членении предложения (Зрачки – кошачьи; Вся рыба – ваша); б) при наличии однородных сказуемых (Ритм жизни училища – четкий, быстрый, военный); в) при структурном параллелизме частей (Ночь – тёплая, луна – серебристая, звёзды – блестящие).

Форма контроля выполнения практической работы

Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ.

 

 

                                       Практическая работа № 19

Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему.

 Учебная цель: совершенствовать умение продуцировать разные типы речи, создавать тексты разныхстилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

Учебные задачи:

1. Научитьсяанализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности.

2. Продуцировать разные типы речи.

Образовательные результаты, заявленные в ФГОС третьего поколения

Студент должен:

уметь:

-продуцировать разные типы речи, создавать тексты разных стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

- анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности.

знать:

- признаки текста, типы текстов.

-композицию текста-рассуждения.

Задачи практической работы

1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

2.Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

3. Выполнить предложенные задания.

4. Записать выполненные задания в тетради для практических работ.

Обеспеченность занятия (средства обучения)

1. Учебник по русскому языку.

2.Тексты заданий.

3. Тетради для практических работ.

Вопросы для закрепления теоретического материала по теме:

1. Что такое текст?

2. Какие типы текстов вы знаете?

3. Какова композиция рассуждения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: