Модель Д. Канемана, основные положения, пример

Проблему количественной оценки ограничений внимания рассматривает модель Д.Канемана (модель распределения ресурсов). Концепция внимания как умственного усилия. Он понимает внимание как “психическую энергию”, которая позволяет человеку одновременно осуществлять ограниченный объём деятельности. Например, если задача выполнена без ошибок, то человек обладает достаточным ресурсом внимания. Показатель расхода энергии – диаметр зрения. Методика вторичной зондовой задачи – появление цифры. 1-3-5-7 пауза а -2-4-6-8. 18% ошибок. (-2- увеличение максимального вкладывания Е).

В 1973г. модель Д. Канемана предусматривает роль возбуждения (побуждения) и ограниченные возможности человека по обработке информации. К различным источникам возбуждения (побуждения). Канеман относит: беспокойство, страх, гнев, половое возбуждение, мышечное напряжение, воздействие препаратов, повышенную стимуляцию и т.д. Он заменяет “узкие места” в процессе обработки информации на общее ограничение на способности человека выполнять умственную работу, т.е. в ограниченности распределяемых ресурсов.

Согласно Канеману, центральными элементами этой модели являются “принципы распределения” и “наличные ресурсы” человека.

Положения своей концепции внимания Канеман проиллюстрировал с помощью результатов эксперимента по методике вторичной зондовой задачи. Суть опыта заключалась в следующем.

Испытуемые выполняли основное задание: им предъявлялся ряд из четырех цифр со скоростью одна цифра в секунду. Потом следовала пауза 2 с, затем испытуемый должен был в том же темпе отвечать последовательностью цифр, которые отличались от исходных на единицу (1-3-5-7 — пауза — 2-4-6-8). Испытуемые стабильно выполняли задание, допуская около 18% ошибок. При выполнении задания зрачок сначала расширялся, достигая пика в тот момент, когда задание становилось максимально энергоемким (первый ответ «2» в нашем примере). Предполагалось, что на данной стадии испытуемый должен удерживать в памяти четыре цифры и производить арифметическое действие. После этого зрачок начинал сужаться, возвращаясь к исходному диаметру по окончании выполнения задания. Для измерения дополнительной мощности была введена вторичная задача: на экране неожиданно возникала цифра, которую испытуемый должен был опознать и отчитаться о ней в конце эксперимента. Процент ошибок в выполнении вторичной задачи и служил критерием измерения доступной испытуемому дополнительной мощности. Оказалось, что эффективность выполнения вторичной задачи зависела от времени появления цифры на экране. Наименьшее количество ошибок допускалось испытуемыми, когда цифра появлялась в начале и в конце выполнения основной задачи, а наибольшее — когда цифра появлялась примерно одновременно с периодом максимальной энергоемкости основной задачи. Другими словами, в том случае, если испытуемые имели достаточный запас дополнительной мощности, они эффективно справлялись со вторичной задачей, а если дополнительная мощность иссякала, происходили срывы в ее выполнении. Канеман считал, что колебания эффективности выполнения вторичной задачи на фоне относительной стабильности выполнения основной отражают ограничения ресурса внимания и показывают основную политику его распределения. Сначала субъект тратит энергию на основную деятельность, а ее «остатки» направляет на дополнительные задачи.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: