Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

4. Рассуждением по аналогии называется тип правдоподобного рассуждения, в котором делается вывод о принадлежности некоторого признака одной системе на основании принадлежности данного признака другой системе, если две сравниваемые системы сходны по ясно определенным критериям.

5. Суть метода состоит в следующем. Формируется группа из 5...7 человек, обобщенных по признакам:
наличие гибкости мышления;
наличие практического опыта в данной сфере деятельности и знаний в данной предметной области;
присутствие психологической совместимости;
наличие качества общительности.
Далее группа, выработав определенные навыки совместной работы, проводит систематическое направленное обсуждение как любых аналогий, спонтанно возникающих в ходе беседы, так и проблему, подлежащую решению. Перебираются в первую очередь три известных вида аналогий: прямая, косвенная, условная.
Прямая аналогия определяет такую ситуацию сравнения, когда аналогия (модель) и оригинал (то, с чем проводится аналогия) максимально подробны (похожи или приближены) друг другу.
Косвенная аналогия между оригиналом и моделью устанавливается в виде косвенного (не прямого) совпадения или достаточной (не полной) близости относительно друг друга.
Условная аналогия между оригиналом и моделью имеет место, когда подобие между ними не является ни прямым, ни косвенным, а устанавливается в результате соглашения.
При использовании метода могут использоваться чисто фактические аналогии.

6. При этом исследуемые процессы представляются такими, какими они не являются на самом деле, но какими хотелось бы их видеть.
Следует определить правила работы экспертной группы:
запрещено обсуждать достоинства и недостатки членов группы;
каждый имеет право прекратить работу при малейших признаках утомления без каких-либо объяснений;
роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.
      Следует заметить, что при использовании этого метода требуется специальная и длительная подготовка. В течение года 5 или 6 человек должны затратить 1/4 своего рабочего времени на обучение использованию этого метода. Группа обученных экспертов, работающих полный рабочий день, способна в течение года найти приемлемые решения примерно четырех небольших и двух крупных проблем.

7. Аналогия в общепринятом смысле – это равенство соотношений частей двух предметов, сходство их структур. Мышление по аналогии заключается в утверждении сходства свойств двух предметов на основании сходства их строения.

8. Мышление по аналогии – один из важнейших источников новых научных гипотез. Так, создатель кибернетики Винер на основе аналогии между живыми организмами и саморегулирующимися техническими системами предложил понятия обратной связи и управления, которые стали основой для мощного прорыва и в биологии, и в технологии.

9. Существуют различные виды рассуждений по аналогии:

10. 1. Простая аналогия A@B (А аналогично B). Примерами такой аналогии могут служить аналогии «электрический ток – поток воды», «ступенчатый аттенюатор – ступенчатая строка», аналогия между пятью гласными звуками русской речи и пятью основными нотами древнего музыкального строя пентатоники. Простая аналогия используется чаще всего.

11. 2. ЕслиA@B и B@C, то A@C (в ненулевой области применимости.) Если A равно B и B равно C, то А равно C. Для примера возьмем лист дерева. Лист преобразует световую энергию солнечного луча в энергию химических реакций, а также в электрическую энергию внутриклеточных процессов. Ищем аналогию – фотоэлемент преобразует световую энергию в электрическую. Далее, известная аналогия: фотоэлемент – глаз (каждый из них преобразует изображение в электрические сигналы). Следующий шаг: каждый лист преобразует элемент изображения в химический или электрический сигнал, а вся крона дерева работает как фасеточный глаз насекомого и способна воспринимать не только общую освещенность, но и образы окружающих предметов. Таким образом получим следующую аналогию:

12. Лист @ фотоэлемент; фотоэлемент @ глаз (множество фотоэлементов).

13. Множество листьев @ глаз дерева.

14. При использовании этого приема необходимо учитывать область применимости. Она может как сужаться, так и расширяться при переходе от одного звена цепи к другому.

15. Метод эталонного сравнения включает составление эталона; анализ и классификацию полученных результатов; сравнение базового варианта и результатов анализируемой работы. За эталон принимают известные к данному моменту времени теоретические и практические знания, отобранные и описанные по определенной схеме.

 















Инструкция по выполнению практического занятия

 

1. Выделите критерии для анализа ситуации для первого задания и запишите их.

2. Изучите критерии оценки фотографий.

3. Проведите анализ ситуации в соответствии с заданными критериями.

4. Запишите своё решение и будьте готовы его обосновать.

 

Порядок выполнения отчета по практическому занятию

 

1. Запись номера и темы практического занятия.

2. Запись критериев анализа ситуации для первого задания.

3. Запись решения о присуждении первого места.

 

Образец отчета по практическому занятию

 



Практическое занятие № 11

Тема: Определение критериев в соответствии с целью сравнительного анализа.

Учебная цель: Сформулировать умения анализировать рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями, указывая на её соответствия \ несоответствие эталонной ситуации.

 

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:

Студент должен

Уметь:

- осуществлять поиск информации,

- извлекать и производить первичную обработку информации,

- обрабатывать информацию,

Знать:

- способы нахождения источника информации.

­- способы группировки и систематизации информации

Задачи практического занятия:

Научиться проводить анализ ситуации по аналогии в соответствии с заданными критериями

Время на выполнение: 2 часа

Обеспеченность занятия (средства обучения):

16. Лист писчей бумаги формата А4.

17. Ручка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: