4. Рассуждением по аналогии называется тип правдоподобного рассуждения, в котором делается вывод о принадлежности некоторого признака одной системе на основании принадлежности данного признака другой системе, если две сравниваемые системы сходны по ясно определенным критериям.
5. Суть метода состоит в следующем. Формируется группа из 5...7 человек, обобщенных по признакам:
наличие гибкости мышления;
наличие практического опыта в данной сфере деятельности и знаний в данной предметной области;
присутствие психологической совместимости;
наличие качества общительности.
Далее группа, выработав определенные навыки совместной работы, проводит систематическое направленное обсуждение как любых аналогий, спонтанно возникающих в ходе беседы, так и проблему, подлежащую решению. Перебираются в первую очередь три известных вида аналогий: прямая, косвенная, условная.
Прямая аналогия определяет такую ситуацию сравнения, когда аналогия (модель) и оригинал (то, с чем проводится аналогия) максимально подробны (похожи или приближены) друг другу.
Косвенная аналогия между оригиналом и моделью устанавливается в виде косвенного (не прямого) совпадения или достаточной (не полной) близости относительно друг друга.
Условная аналогия между оригиналом и моделью имеет место, когда подобие между ними не является ни прямым, ни косвенным, а устанавливается в результате соглашения.
При использовании метода могут использоваться чисто фактические аналогии.
|
|
6. При этом исследуемые процессы представляются такими, какими они не являются на самом деле, но какими хотелось бы их видеть.
Следует определить правила работы экспертной группы:
запрещено обсуждать достоинства и недостатки членов группы;
каждый имеет право прекратить работу при малейших признаках утомления без каких-либо объяснений;
роль ведущего периодически переходит к другим членам группы.
Следует заметить, что при использовании этого метода требуется специальная и длительная подготовка. В течение года 5 или 6 человек должны затратить 1/4 своего рабочего времени на обучение использованию этого метода. Группа обученных экспертов, работающих полный рабочий день, способна в течение года найти приемлемые решения примерно четырех небольших и двух крупных проблем.
7. Аналогия в общепринятом смысле – это равенство соотношений частей двух предметов, сходство их структур. Мышление по аналогии заключается в утверждении сходства свойств двух предметов на основании сходства их строения.
8. Мышление по аналогии – один из важнейших источников новых научных гипотез. Так, создатель кибернетики Винер на основе аналогии между живыми организмами и саморегулирующимися техническими системами предложил понятия обратной связи и управления, которые стали основой для мощного прорыва и в биологии, и в технологии.
|
|
9. Существуют различные виды рассуждений по аналогии:
10. 1. Простая аналогия A@B (А аналогично B). Примерами такой аналогии могут служить аналогии «электрический ток – поток воды», «ступенчатый аттенюатор – ступенчатая строка», аналогия между пятью гласными звуками русской речи и пятью основными нотами древнего музыкального строя пентатоники. Простая аналогия используется чаще всего.
11. 2. ЕслиA@B и B@C, то A@C (в ненулевой области применимости.) Если A равно B и B равно C, то А равно C. Для примера возьмем лист дерева. Лист преобразует световую энергию солнечного луча в энергию химических реакций, а также в электрическую энергию внутриклеточных процессов. Ищем аналогию – фотоэлемент преобразует световую энергию в электрическую. Далее, известная аналогия: фотоэлемент – глаз (каждый из них преобразует изображение в электрические сигналы). Следующий шаг: каждый лист преобразует элемент изображения в химический или электрический сигнал, а вся крона дерева работает как фасеточный глаз насекомого и способна воспринимать не только общую освещенность, но и образы окружающих предметов. Таким образом получим следующую аналогию:
12. Лист @ фотоэлемент; фотоэлемент @ глаз (множество фотоэлементов).
13. Множество листьев @ глаз дерева.
14. При использовании этого приема необходимо учитывать область применимости. Она может как сужаться, так и расширяться при переходе от одного звена цепи к другому.
15. Метод эталонного сравнения включает составление эталона; анализ и классификацию полученных результатов; сравнение базового варианта и результатов анализируемой работы. За эталон принимают известные к данному моменту времени теоретические и практические знания, отобранные и описанные по определенной схеме.
Инструкция по выполнению практического занятия
1. Выделите критерии для анализа ситуации для первого задания и запишите их.
2. Изучите критерии оценки фотографий.
3. Проведите анализ ситуации в соответствии с заданными критериями.
4. Запишите своё решение и будьте готовы его обосновать.
Порядок выполнения отчета по практическому занятию
1. Запись номера и темы практического занятия.
2. Запись критериев анализа ситуации для первого задания.
3. Запись решения о присуждении первого места.
Образец отчета по практическому занятию
Практическое занятие № 11
Тема: Определение критериев в соответствии с целью сравнительного анализа.
Учебная цель: Сформулировать умения анализировать рабочую ситуацию в соответствии с заданными критериями, указывая на её соответствия \ несоответствие эталонной ситуации.
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь:
- осуществлять поиск информации,
- извлекать и производить первичную обработку информации,
- обрабатывать информацию,
Знать:
- способы нахождения источника информации.
- способы группировки и систематизации информации
Задачи практического занятия:
Научиться проводить анализ ситуации по аналогии в соответствии с заданными критериями
Время на выполнение: 2 часа
Обеспеченность занятия (средства обучения):
16. Лист писчей бумаги формата А4.
17. Ручка.