Планирование – это постановка задач, определение времени на их реализацию и контроль результатов. Во время планирования нужно правильно оценивать собственные силы. Объем поставленных задач должен соответствовать реальным возможностям. Об этом же говорит один из законов тайм – менеджмента – закон Паркинсона: любое дело занимает именно то количество времени, которое было на него отведено. Поэтому на решение конкретного вопроса нужно выделять реальные временные ресурсы. Процессы принятия решений лежат в основе любой целенаправленной деятельности. Значительное число задач, возникающих в обществе, связано с управляемыми явлениями, т. е. с явлениями, регулируемыми на основе сознательно принимаемых решений.
План постановки задачи включает наименование задачи; место решения;цель решения; назначение; периодичность решения и требования к срокам решения; источники способы получения данных; потребители результатов решения задачи.
Технологический процесс принятия управленческих решений можно представить в виде последовательности этапов и процедур, имеющих между собой прямые и обратные связи (информационные потоки).
|
|
В процессе принятия и реализации решения выделяют следующие четыре этапа:
· постановка задачи;
· формирование решения;
· выбор решения;
· организация исполнения и контроля за реализацией решения.
Постановка задачи принятия решения должна содержать характеристику проблемной ситуации, а также при необходимости другие известные элементы модели задачи. Постановка задачи служит основанием для последующей выработки и принятия соответствующего управленческого решения.
Проблемная ситуация в постановке задачи принятия решения описывается содержательно и, если это возможно, количественными параметрами. Должны быть сформулированы условия, связанные с проблемой, причины ее возникновения и развития. Описание проблемной ситуации должно заканчиваться краткой содержательной формулировкой проблемы, которую необходимо решать.
Формирует задачу принятия решения руководитель или специалист, который планирует и контролирует работу объекта управления, в отношении которого принимается решение, причем ставить задачу, находить и принимать решение могут одни и те же или совершенно разные работники аппарата управления.
Важным фактором в принятии решения является время. В зависимости от характера задачи оно может составлять секунды или часы для оперативных задач, месяцы или годы – для долгосрочных стратегических задач. Располагаемое время влияет на возможности получения информации о проблемной ситуации и всестороннего обоснования последствий решения.
|
|
В качестве ресурсов, необходимых для принятия решения, могут использоваться знания и опыт лиц, принимающих решение, средства автоматизированной обработки данных, экономико-математические методы и модели, прототипы искомых решений.
Иногда при принятии решения отсутствует полная и достоверная информация о проблемной ситуации. Неопределенность может быть обусловлена различными факторами, например, погодные условия, уровень спроса на продукцию или услуги, уровень инфляции. В этих условиях для уточнения проблемной ситуации в процессе поиска решения необходимо сформулировать ситуации (гипотезы, версии). Все ситуации должны быть взаимоисключающими и независимыми. Каждая ситуация описывается количественно и качественно, причем характеристика достоверности ситуации оценивается вероятностью ситуации.
Принятие решений всегда осуществляется в условиях различных ограничений: финансовых, материальных, правовых, этических и т. п., поэтому важно четко сформулировать множество ограничений, которые должны учитываться при принятии решения в конкретной проблемной ситуации.
Таким образом, задача принятия решения формируется следующим образом:
· в условиях проблемной ситуации, располагаемого времени и ресурсов необходимо доопределить данную ситуацию множеством альтернативных ситуаций, сформулировать множество целей, ограничений, альтернативных решений, произвести оценку предпочтений решений и найти наилучшее решение, руководствуясь сформулированным критерием выбора. Наилучшее согласование определяется выбором соответствующего принципа. Наиболее известным принципом согласования индивидуальных предпочтений, образующим групповое предпочтение, является, например, принцип большинства голосов.
В конечном итоге постановка задачи принятия решения должна давать ответы на следующие вопросы:
· в чем сущность проблемы;
· каковы основные факторы и условия возникновения и развития проблемной ситуации (по какой причине и по чьей вине возникла данная ситуация);
· актуальность и срочность решения проблемы;
· степень полноты и достоверности информации о проблемной ситуации;
· каковы возможные последствия от непринятия решения;
· кто должен принимать решение.
На этапе формирования решения выполняются следующие процедуры:
· анализ проблемной ситуации;
· формирование целей и ограничений решения;
· формирование и оценка альтернативных вариантов решений.
Постановка задачи — точная формулировка условий задачи с описанием входной и выходной информации.
Входная информация по задаче — данные, поступающие на вход задачи и используемые для её решения.
Выходная информация может быть представлена в виде документов, кадров на экране монитора, информации в базе данных, выходного сигнала устройству управления.
Постановка задачи разрабатывается организацией, разработчиком программной продукции, на основании технического задания совместно с заказчиком. Главный исполнитель — это разработчик.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1. Что понимается под планированием?
2. Как описывается проблемная ситуация в постановке задачи?
Задачи практического занятия:
1. Научиться определять общую цель.
2. Научиться определять конкретные цели.
3. Научиться ставить задачи.
Время на выполнение: 2 часа
Обеспеченность занятия (средства обучения):
1. Лист формата А4.
2. Ручка.
Задания для практического занятия:
Выполните постановку задач в следующей ситуации.
Вам необходимо оклеить комнату обоями.