Дикция. произношение и тренировка сонорных звуков Л,М,Н,Р. Исправление недостатков в их звучании

Артикуляция Р: губы полураскрыты, зубы разомкнуты, широкий кончик язьжа поднят вверх к альвеолам, напряжен, принимает форму «чашечки». Звук Р дрожащий, кончик языка вибрирует, дрожит под напором выдыхаемой струи воздуха, голосовые связки сомкнуты, вибрируют. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, мягкое нёбо поднято. Звук Р сложный по образованию, некоторые исследователи выделяют более 30 дефектов произношения Р. Предрасполагающими факторами дефектов являются: — укороченная подъязычная связка (уздечка); — слабость мышц языка; — слабая струя выдыхаемого воздуха; — неумение выполнять языком целенаправленные движения. Наиболее частыми нарушениями произнесения Р являются: — одноударное Р, при котором кончик языка один раз ударяет в альвеолы и рокочущего звука нет; — горловое дрожащее звучание «французский Р», при котором корень языка сближается с нижним краем мягкого нёба и образует щель. Воздух, проходя через щель, вызывает мелкую беспорядочную вибрацию мягкого нёба, приводящую к дефектному звучанию Р; — увулярное р, при котором вибрирует маленький язычок. При этом слышится отчетливый рокот; — замена другими звуками (я, й, г, л): вместо «ряса» — звучит «яса» вместо «море» — «мойе» вместо «мороженое» — «могоженое» вместо «морковь» — «молковь» и т.п. 31

 ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКА Р Если человек правильно произносит Ж и Ш, то получить дрожащий (фрикативный) р нетрудно. Нужно потянуть звук ж при несколько открытом рте и переместить передний край языка немного вперед, к альвеолам, сильно выдыхаемой струей заставить кончик языка вибрировать. Другим способом является постановка звука Р после произнесения Д. Звук Д надо произносить «пулеметиком»: Д-Д-Д-Д; при этом язык должен смыкаться не с зубами, а переместиться несколько глубже — к деснам верхних резцов или даже к альвеолам. Последний звук Д в пулеметной цепочке надо усилить и на этом сильном выдохе произнести др-р-р. Используется также механические приспособления для выработки вибрации. Пальцем (или пальцем, на который надевают соску для бутылочки) производят быстрые движения слева направо, дергая язык за подъязычную уздечку. При этом кончик языка должен вначале сильно прижаться к нёбу и потом сильно оттолкнуться и произнести звук д-р-р.

ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р Упражнение 1. Произносите звук Р в словах, которые начинаются сочетаниями ТР и ДР: друг — дружба — трус — трубка дробь — дровни — дрожжи — дрожь дракон — драгун — дрова — дробить трап — трасса — травка — трал травля — трос — тройка — трудно трогать — тропка — трон — трубка Упражнение 2. Произнести звук Р в словах, которые имеют сочетание звуков РШ и РЖ, ЖР и ШР: вершина — горшок — старшина — аршин саржа — держава — моржи — спаржа 32 коржи — стержень — держатель — ржать ржание — жрут — сожрали — пожрали шрам — шрапнель — шрифт — шрифтовой Упражнение 3. Произносите слова и словосочетания, насыщенные звуком Р: квартира — оркестр — трактор — рапорт ротатор — ротор — разгром — разрыв родной край торфяные разработки огромный парк дружба народов вокруг дворца морской ветер первый трамвай горные вершины барабанная дробь матрос на корме раннее утро камера хранения преждевременный разговор огромный дракон Упражнение 4. Многократно произносите фразы, пословицы, поговорки, насыщенные звуком Р: Рокот моторов разгоняет ворон. Барабанщик барабанит в барабан. Дорога к пруду проходит мимо рощи. Мир правдой держится. Краденое добро впрок не идёт. Старость не радость, а смерть не корысть. Не своротишь камня с дороги думою. Что написано пером, не вырубишь топором. Подражай хорошему даже во врагах, не подражай дурному даже в родителях. Усердная моль и доску прогрызёт. И на старуху бывает проруха. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 33

 ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКА Р' Произнесение звука Р' в мягкой позиции требует отдельной тренировки. Часто именно в мягкой позиции недостаток произношения Р' держится особенно долго. Например, если попросить произнести слово «ария» с открытым ртом, то, если звук Р' неправильный, горловой, человек легко произнесет его. При этом сказать правильный звук Р' в слове ария с открытым ртом невозможно, т.к. это не соответствует артикуляции звука Р. При артикуляции звука Р' язык по сравнению с твердым Р перемещается немного вперед, спинка языка дополнительно поднимается к мягкому нёбу. Кончик языка не загибается, а как бы распластан вверху и вибрирует всей передней частью под влиянием очень сильной струи выдыхаемого воздуха. Мощный выдох — одно из важнейших условий исправления Р', т.к. этот звук требует увеличения вибраций. Количество вибраций зависит от того, где находится звук в слове — в начале, в середине, или в конце. В начале слова Р несколько короче по вибрации: рама, роза, руки. Кончик языка делает 2-3 вибрации. В конце слова Р более раскатистый (мотор, тигр, театр) и требует 3-5 вибраций языка. В середине слова количество вибраций наименьшее: 1-2 вибрации, например: нора, а не норрра. Проще всего начинать исправление Р' с последовательного соединения Р' с гласными «и», «я», «е». После произнесения звука Р' начните растягивать губы в улыбку на «и». Это поможет подъему спинки языка вверх и перемещению передней части языка вперед:р'-р'-р'-и'. Добившись правильного произношения р'-р'-ри, переходите к р'-р'-ря, р'-р'-ре. Более сложно добиться правильного произношения рё и рю, т.к. артикуляция губ гласных менее способствует произношению Р'. Поэтому губы при начальном звучании Р' надо подержать в легкой улыбке и лишь потом продвигать к артикуляции «ё» и «ю»: р'-р'-р'-рё, р'-р'-р'-рю.

ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА Р' Упражнение 1. Начинайте работу с четкого произношения звука р' в слогах и словах с последующими гласными и, е, я, ё, ю. ри — ре — ря — рё — рю три — тре — тря — трё — трю дри — дре — дря — дрё — дрю лри — лре — лря — лрё — лрю жри — жре — жря — жрё — жрю ринг — риск — ритм — рифма — риза ребус — редька — рейд — репа — рейка ряд — ряска — рядом — ряха — ряженка рюмка — рюшка — рюкзак — рёв Упражнение 2. Произносите слова, где р' находится в середине слова: турист — старик — курица — пари орех — горе — сирена — борец— сирень — вырезка заря — наряд — коряга — моряк — порядок хорёк — верёвка — берёза — черёмуха — серёжка корюшка — горюет — брюки — брюква — трюфель Упражнение 3. Произносите слова, в которых звук р' находится в конце: пескарь — монастырь — январь — вихрь пахарь — пекарь — сухарь — токарь — царь упырь — пузырь — панцирь — снегирь — имбирь корь — хворь — дверь — мерь — верь дурь — смурь — бурь — ларь — гарь Упражнение 4. Произносите слова, в которых звук р' находится в середине: 35 борьба —перья — гурьба — горько барьер — курьер — тюрьма — варьете серьга — сурьма — курьез — бурьян зорька — зверьё — сурьма — кутерьма Упражнение 5. Произносите словосочетания, насыщенные звуком р': варёная репа зря мудрят карельская берёза вредная привычка капризный ребенок интересный рисунок стихотворение без рифмы старинное трюмо кривое зеркало вредный хорёк преданный тигрёнок Упражнение 6. Многократно произносите пословицы и поговорки, насыщенные звуком р': Не будь тетерей, борись с потерей. Порядок время бережет. Время — деньги. Бери ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе. Будь прям, да не упрям. На воре шапка горит. Кривому и прямое криво. Прежде примерь, потом отрежь. Соврёшь — не помрёшь, а вперёд не поверят. Договорись на берегу, тогда и поезжай на реку.

ИСПРАВЛЕНИЕ СОНОРНЫХ ЗВУКОВ Л и Л' Артикуляция твердого звука Л сложнее артикуляции Л' мягкого, и потому чаще всего затруднение вызывает именно твердый звук Л. Артикуляция звука Л состоит в следующем: 36 Кончик языка поднимается и упирается в верхние зубы или десны. Форма языка напоминает седло: кончик языка и задняя часть спинки языка приподняты, а средняя часть спинки вместе с краями опущены. Зубы разомкнуты, губы раскрыты, голосовые связки сближены, вибрируют, давая голос. Мягкий звук Л' отличается следующим: губы растянуты в стороны, как при улыбке, смыкание с деснами происходит не одним кончиком языка, но значительной поверхностью передней части языка. Нередко Л' произносят путем смыкания передней части спинки языка с альвеолами, а не с деснами, но если это удобно говорящему и не приводит к дефекту, такая артикуляция допускается.

ИСПРАВЛЕНИЕ ЗВУКА Л Существует несколько видов недостатков произношения Л. Например: вместо Л произносится краткий гласный звук ы (ыапа — лапа, игоыка — иголка), очень часто вместо л произносится в или краткий у (вала — лапа, игоука — иголка) и т.п. Для исправления недостатков произношения звука Л самым простым способом является следующий: надо зажать зубами кончик языка и протяжно тянуть звук ы. При этом положении речевых органов может получиться звук Л. Можно также использовать звук а. Произносить ал, ал, ал — с прикусыванием языка, затем ла, ла, ла. Далее надо перевести язык в зазубное, нормальное для этого звука положение, крепко прижать его к альвеолам и произносить слоги лы, лы, лы. В сочетании со звуком ы звук Л приобретает большую четкость. При замене звука Л звуком у в образовании звука активное участие принимают губы, а не язык. Для исправления этого дефекта полезно придерживать пальцами губы в уголках рта, чтобы они были неподвижны, и сконцентрировать внимание на активной работе языка. При замене л на в необходимо затормозить движения нижней губы. 37

 ТРЕНИРОВКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ Л, Л' Упражнение 1. Начинайте работу с четкого произнесения звука л в слогах: ал — эл — ыл — ул — ол ла — лэ — лы — лу — ло Упражнение 2. Произносите слова с ударением на слогах лу, ло, ла, лы: лупа — лунка — лук — лужа — лучник лодка — лось — лошадь — лов — ложка лампа — лавка — ластик — лак — ландыш лыко — лыжи — лыжник — лысина — слышать Упражнение 3. Произносите слова без ударений на слогах лу, ло, ла, лы: луна — лужок — лукошко — голубь — желудь пилот — талоны — волосы — голова — диалог школа — пела — мыла — одела — ела бокалы — каналы — вокзалы — малыши — пчелы белый — смелый — алый — целый — вилы Упражнение 4. Произносите слова, заканчивающиеся звуком л: отдел — висел — надел — мел — пел стол — ментол — посол — пол — ствол гул — мул — мускул — стул — отгул металл — опал — пенал — сигнал — идеал Упражнение 5. Произносите слова, насыщенные звуком л: колокол — ледокол — скалолаз — лилипут — лилия балалайка — балаболка — люлька — лялька 38 полнолуние — малолитражка — миллилитр — полиглот лихолетье — лекало — либерал — лжесвидетель Упражнение 6. Многократно произносите словосочетания, насыщенные звуком л: золотой кулон голубые глаза молодёжный бал складной стул тёплое одеяло голодный волк светлая улыбка белое облако Упражнение 7. Многократно произносите пословицы и поговорки, насыщенные звуками лил'. В долгах — как в шелках. Мал да удал. Молчание знак согласия. Ел не ел, а за столом посидел. Где много слов, там мало дел. Что лживо, то гнило. Тот не глуп, кто на слово скуп. Тот ничего не сделал, кто ничего не начал. Одна ласточка весны не делает. С волками жить — по волчьи выть. Голова седая, да душа молодая. Либо сена клок, либо вилы в бок. Знали кого били, потому и победили. Еле-еле душа в теле. Любишь кататься, люби и саночки возить. Где песня льётся, там легче живётся. Нет веселья без похмелья. Маленькая лень до большой долезет. Дом невелик, да лежать не велит. Любой палец укуси — все больно. Люби не люби, а почаще взглядывай.

  Тренировка звуков М,Н МНУР - МНОР - МНАР - МНЭР - МНИР - МНЫР НМУР - НМОР - НМАР - НМЭР - НМИР - НМЫР МЛРУ- МЛРО - МЛРА - МЛРЭ - МЛРИ - МЛРЫ ЛРУМ- ЛРОМ - ЛРАМ - ЛРЭМ - ЛРИМ - ЛРЫМ ВРУВЛ-ВРОВЛ- ВРАВЛ- ВРЭВЛ- ВРИВЛ-ВРЫВЛ МНУЛР - МНОЛР - МНАЛР - МНЭЛР - МНИЛР - МНЫЛР Двусложные сочетания ФЛУ-ВЛУР ФЛО-ВЛОР ФЛА-ВЛАР ФЛЭ - ВЛЭР ФЛИ - ВЛИР ФЛЫ - ВЛЫР ЛКУ-ЛГУН ЛКО- ЛГОН ЛКА - ЛГАН ЛКЭ - ЛГЭН ЛКИ - ЛГИН ЛКЫ - ЛГЫН ЛРУ-РЛУ ЛРО- РЛО ЛРА -РЛА ЛРЭ - РЛЭ ЛРИ - РЛИ ЛРЫ - РЛЫ Трехсложные сочетания ЛЮ-ЛЮ-ЛЮЛЬ ЛЁ-ЛЁ-ЛЁЛЬ ЛЯ-ЛЯ-ЛЯЛЬ ЛЕ-ЛЕ - ЛЕЛЬ ЛИ-ЛИ-ЛИЛЬ ЛИ-ЛИ-ЛИЛЬ ЛВУН-ЛУ-МУН ЛВОН-ЛО-МОН ЛВАН-ЛА-МАН ЛВЭН- ЛЭ- МЭН ЛВИН- ЛИ- МИН ЛВЫН- ЛЫ- МЫН ЛБУР-МУ-БУР ЛБОР-МО-БОР ЛБАР-МА-БАР ЛБЭР-МЭ-БЭР ЛБИР-МИ-БИР ЛБЫР-МЫ-БЫР 58 СКОРОГОВОРКИ (М-Н-Л-Р) 1. Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала. 2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 3. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. 4. Король-орёл. Король-орёл. Король-орёл. 5. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. 6. Около кола колокола, а около ворот коловорот. 7. Не жалела мама мыла. Молча Милу мылом мыла. Мила мыло не любила. 8. А мне не до недомогания. 9. Козёл-мукомол, кому муку молол, а кому не молол. 10. Коваль ковал коня, конь — копытом коваля, коваль — кнутом коня. 11. Около кола вьюн и хмель вьются-перевиваются, вьютсяперевиваются. 12. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

 

Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не выболтала. 2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 3. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. 4. Король-орёл. Король-орёл. Король-орёл. 5. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. 6. Около кола колокола, а около ворот коловорот. 7. Не жалела мама мыла. Молча Милу мылом мыла. Мила мыло не любила. 8. А мне не до недомогания. 9. Козёл-мукомол, кому муку молол, а кому не молол. 10. Коваль ковал коня, конь — копытом коваля, коваль — кнутом коня. 11. Около кола вьюн и хмель вьются-перевиваются, вьютсяперевиваются. 12. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру.

 

18. Дикция. Типы скороговорок и их тренировка «Дикция – вежливость актера», – произнес когда-то знаменитый французский актер Коклен-старший. Это выражение можно отнести к любому человеку, для которого важен процесс общения без переспросов и недопониманий. Внятная, разборчивая речь – это вежливость любого говорящего по отношению к слушающему.

Навыки правильной речи формируются в раннем детстве и во многом зависят от влияния окружающих – ребенок учится говорить на примере речи своих родителей и других взрослых. Если речевая среда, в которой рос ребенок, была неблагоприятной, то, входя во взрослую жизнь, человек довольно часто испытывает дискомфорт в процессе говорения и различные психологические зажимы в общении, особенно если в речи имеются серьезные дикционные недостатки.

Каждый звук, входящий в состав слова, принимает участие в передаче содержания слова, его значения и смысла, поэтому так важно научиться говорить без искажений звуков русской речи.

Хорошая дикция во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Эти органы являются активными артикуляторами в отличие от альвеол (бугорки за зубами), твердого и мягкого нёба, которые тоже участвуют в звукопроизношении, но пассивно.

Дефекты дикции могут быть связаны с недостатками строения произносительных органов речевого аппарата. Это так называемые органические нарушения. К ним относятся:

1.Недостатки языка:

а) слишком большой, неповоротливый язык, или слишком узкий, маленький, что затрудняет правильную артикуляцию;

б) укороченная уздечка языка (подъязычная связка), мешающая языку высоко подниматься для произнесения звуков верхнего ряда, например: ш, ж, д.

2. Недостатки, связанные со строением челюстей и зубов:

а) неправильный прикус (промежуток между зубами при смыкании челюстей);

б) большие расщелины между зубами.

3. Недостатки, связанные с неправильным строением нёба («готическое» нёбо).

4. Недостатки губ: например, толстые губы, часто с отвислой нижней губой, укороченная или удлиненная верхняя губа, – эти недостатки затрудняют четкое произношение.

Для развития правильной речи необходим полноценный слух. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку и может исправить ее. Недостатки слуха – тугоухость, неразвитость речевого (фонематического) слуха – также приводят к косноязычию.

Все перечисленные органические нарушения необходимо исправлять у врачей-специалистов и не надеяться на стопроцентное улучшение дикции с помощью тренинга.

Дикционный тренинг поможет решить другие задачи – исправить недостатки звукопроизношения и улучшить разборчивость речи у людей, имеющих функциональные нарушения произношения.

Сонорными называются согласные, в образовании которых голос преобладает над шумом. К сонорным согласным относятся звуки м, н, л, р. К этой же группе принадлежит согласный звук й.

Коррекционная работа состоит из этапов: подготовитель­ный этап, постановка, автоматизация и дифференциация зву­ка.

Для успешного развития правильного звукопроизношения у детей рекомендуется заниматься ежедневно примерно по 15—20 мин с дошкольниками и по 25—30 мин с младшими школьниками. Начинать занятия следует с артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие правильного речевого дыхания. Обязательно следует включать упражнения и зада­ния на тренировку зрительного и слухового восприятия, па­мяти, логического мышления, звукового анализа, упражне­ния и игры на отработку интонации и модуляции голоса, для развития мелкой моторики пальцев рук.

С целью развития мелкой моторики можно использовать специальные игры и упражнения, занятия лепкой, апплика­цией, обведение предметов по контуру, их штриховку, работу с раскрасками, нанизывание бус, нетрадиционный массаж пальцев рук, складывание мозаики и т.д.

В работе с младшими школьниками можно использовать разга­дывание кроссвордов, запись слогов, слов и коротких предложе­ний под диктовку, игры и игровые задания: «Определи место зву­ка в слове», «Какая буква потерялась?», «Допиши слово» и т.д.

Скороговорки

Как с ними работать?

1. В самом начале можно проговаривать полюбившиеся скороговорки от двух до пяти раз в день и делать это в виде шуточных перерывов в течение 10 минут.

2. В дальнейшем, для новизны ощущений и регулярности тренировок можно добавлять новые скороговорки для дикции. Лучше распечатывать их яркими крупными буквами на листе бумаги.

3. Если вы занимаетесь не с ребенком, а сами хотите улучшить свою дикцию, то было бы хорошо разместить листы с текстом в местах, привлекающих ваше внимание – рядом с телефоном, компьютером, зеркалом, окном и т.д.

4. Скороговорки должны периодически заменяться новыми (примерно каждые 10 дней). Так вы не позволите своему артикуляционному аппарату привыкнуть к одному и тому же произношению.

5. Для себя и вашего малыша подбирайте скороговорки с теми проблемными буквами, которые вам необходимо освоить.

Ну а теперь самое интересное! Выбирайте, какие скороговорки вам по душе и тренируйтесь!

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!

Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,
Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить
И тогда так заговоришь,
Словно реченька зажурчишь.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломаными ножками едет на сиреневеньком бронетранспортёрчике с передним предподвыподвертом.

Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!
Говорил, говорил – проговаривал,
Да не выговаривал,
Скороговорки прочитал, читал – читал,
Но быстрей говорить не стал.
Может просто плохо проговаривал
Невыговариваемые скороговорки.

Эйяфьятлайокудльэйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо эйяфьятлайокудльпереэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: