Квалифицированная оценка психического состояния пациента в условиях клиники, больницы, амбулатории или диспансера является значимой при выборе эффективных методов оказания медицинской помощи, повышения качества жизни больного и его адаптации к вынужденным условиям, в которых он оказался в силу своего заболевания.
Медицинская сестра, изучая психиатрию с курсом наркологии, целенаправленно готовится к постижению внутренней картины болезни своего пациента. В процессе обследования она должна стремиться понять установки и экспектации (ожидания) пациента в отношении собственного состояния здоровья, использовать их для разработки наиболее эффективной тактики и стратегии терапии заболевания. В отличие от врачебной нозоцентрической диагностики медицинская сестра ориентируется на тонкую феноменологическую оценку состояния пациента, его возможные
изменения поведения, опасные действия.
Сестринский диагноз — это квалификация состояния пациента в форме определения ведущего клинического признака (феномена, симптома), его предположительной этиологии, сопутствующих и вероятных проблем.
В задачи сестринской диагностики в психиатрии и наркологии входит не только определение основного и определяющего поведение психопатологического симптома, но и оценка адекватности функционирования различных познавательных процессов, адаптированности пациента, эффективности взаимодействий с другими людьми, степени опасности для себя и окружающих. Вследствие этого правильным считается помимо феноменологической диагностики анализ и определение поведения испытуемого в соответствии с нормативным поведением.
При диагностике психического состояния Североамериканской Диагностической ассоциацией медицинских сестер приняты следующие разделы-диагнозы:
- Адаптация нарушенная.
- Безнадежность.
- Бессилие.
- Боль.
- Боль, хроническая.
- Внешнее дыхание, спонтанное: неспособность поддерживать.
- Выделение мочи, изменение схемы.
- Выполнение ролей, измененное.
- Газообмен, нарушенный.
- Гипертермия.
- Гипотермия.
- Глотание, нарушенное.
- Грудное вскармливание, неэффективное.
- Грудное вскармливание, прерванное.
- Грудное вскармливание, эффективное.
- Дефицит знаний (уточнить).
- Дефицит объема жидкости.
- Дефицит объема жидкости (высокий риск).
- Дефицит игровой активности.
- Задержка мочи.
- Занятия или заботы родителей, измененные.
- Занятия или заботы родителей, измененные, высокий риск.
- Запор.
- Запор, воображаемый.
- Запор, обусловленный патологией толстого кишечника.
- Защита, измененная.
- Избыток объема жидкости.
- Изменение восприятия: зрительного, слухового, кинестетического,
вкусового, тактильного, обонятельного.
- Индивидуальная психофизиологическая адаптация, неэффективная.
- Инфекционная болезнь, высокий риск.
- Конфликт выборов (уточнить).
- Конфликт при выполнении родительской роли.
- Медицинское обслуживание, измененное.
- Минутный сердечный выброс, пониженный.
- Модели сексуальности, измененные.
- Мыслительные процессы, измененные.
- Напряжение, связанное с ролью оказывающего помощь, с высоким
риском.
- Нарушение личностной идентичности.
- Нарушение половой функции.
- Нарушение самооценки.
- Нарушение способности к самоанализу, самонаблюдению и само познанию.
- Нарушение формулы сна.
- Нарушение образа тела.
- Насилие, высокий риск: направленное на себя или других.
- Недержание, императивное.
- Недержание кала.
- Недержание, психогенное.
- Недержание, рефлекторное.
- Недержание, тотальное.
- Недержание, функциональное.
- Недостаточная самопомощь: купание/гигиена.
- Недостаточная самопомощь: одевание/уход.
- Недостаточная самопомощь: питание.
- Недостаточная самопомощь: туалет.
- Непереносимость деятельности.
- Непереносимость деятельности, с высоким риском.
- Несоблюдение режима приема пищи (уточнить).
- Обслуживание дома, нарушенное.
- Общение, нарушенное вербальное.
- Односторонняя заброшенность.
- Отравление, высокий риск.
- Отрицание, неэффективное.
- Очищение дыхательных путей, неэффективное.
- Периферическая нейроваскулярная патология, высокий риск.
- Питание измененное: в большем количестве, чем требуется организму.
- Питание измененное: в меньшем количестве, чем требуется организму.
- Питание измененное: высокий риск при большем количестве, чем требуется организму
- Повреждение, высокий риск.
- Понос (диарея).
- Посттравматическая реакция.
- Проникновение инородного тела при вдохе в дыхательные пути
(аспирация), с высоким риском.
- Проницаемость тканей, измененная: мозговой, сердечно-сосудистой, почечной, желудочно-кишечной, периферической.
- Психологическая защита.
- Психотравма в сфере духовных переживаний.
- Психофизиологическая адаптация в семье, компромиссная, неэффективная.
- Психофизиологическая адаптация в семье, потенциал для личностного роста.
- Психофизиологическая адаптация в семье, потеря трудоспособности,
неэффективная.
- Реакция горя, патологическая.
- Реакция горя, преждевременная.
- Реакция органов дыхания ребенка на отнятие от груди, патологическая.
- Рост и развитие, измененные.
- Самооценка: ситуационно низкая.
- Самооценка: хронически низкая.
- Семейные процессы, измененные.
- Синдром неупотребления, высокий риск.
- Синдром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования
- Синдром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования, скрытая реакция.
- Синдром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования, сложная реакция.
- Слизистая оболочка ротовой полости, измененная.
- Соблюдение схемы лечения, неэффективное.
- Социальная изоляция.
- Социальное взаимодействие, нарушенное.
- Страх.
- Стрессовый синдром в связи с изменением окружения.
- Схема кормления младенца: неэффективная.
- Температура тела, измененная, с высоким риском.
- Терморегуляция, неэффективная.
- Тип дыхания, неэффективный.
- Травма, высокий риск.
- Тревога (уточнить уровень).
- Удушение, высокий риск.
- Усталость.
- Физическая подвижность, нарушенная.
- Формы поведения, нацеленные на здоровье (уточнить).
- Целостность кожи, нарушенная.
- Целостность кожи, нарушенная, высокий риск.
- Целостность тканей, нарушенная.
- Членовредительство, высокий риск.
Как видно из приведенного списка сестринских диагнозов, они основаны на клинической оценке состояния пациента и включают некоторые внешние признаки нарушенного поведения и функционирования больного и их риски.
Для более квалифицированной оценки состояния испытуемого в психиатрической и наркологической клинике требуется четкий, тонкий и дифференцированный анализ его психического статуса. Приведенная ниже схема психологического обследования, феноменологической диагностики и вынесения заключения о психическом состоянии пациента, его внутренней структуре проблемы включает в себя разделы (сферы психической деятельности, познавательные процессы), которые будущая медицинская сестра должна проанализировать, описать и учесть при вынесении заключения.
Наибольшие сложности возникают в процессе дифференциации наблюдаемых психических состояний, явлений и процессов в рамках альтернативы норма—патология. Значимость этой дифференциации обусловлена тем фактом, что медицинская сестра, в случае обнаружения психопатологических расстройств у пациента, утрачивает возможность адекватно и точно понять проявления основного заболевания, так как больной в силу психических нарушений может не вполне правильно (или вовсе неправильно) ощущать, воспринимать, осознавать и демонстрировать проявления функционирования собственного организма. Все вышеперечисленное при ошибочной диагностике психического состояния способно привести к диагностическим, терапевтическим и организационно-тактическим ошибкам.
Одной из наиболее важных для сестринского диагноза в психиатрии и наркологии считается терминологическая оснащенность диагноста. При описании и обозначении первичного феномена (т.е. феномена, принадлежность которого к обычным, индивидуальным или патологическим, аномальным состояниям до этого неизвестна по причине незавершенности диагностического процесса) предлагается использовать житейские термины — слова, используемые в обыденной жизни при описании переживаний или действий человека. В дальнейшем же предлагается применить психолого-психиатрический синонимический ряд, демонстрирующий, с одной стороны, родство феноменов и симптомов, с другой, их принципиальное, основанное на различиях механизмов возникновения и формирования, сущностное несходство — антонимичность.
В случае утверждения диагноста во мнении, что он имеет дело с индивидуально-психологическими особенностями человека, обыденными переживаниями, должен использоваться терминологический аппарат психологии. Если же анализ первичного феномена указывает на признаки, позволяющие причислить его к психопатологическим симптомам, то диагност обязан применить арсенал психиатрических терминов, как правило, латинского или греческого происхождения. Использование подобного подхода к диагностическому процессу в психиатрии позволяет говорить о квалифицированности специалиста, широте не столько его словарного запаса (хотя и это может указывать на способность более тонко дифференцировать наблюдаемые явления и состояния), сколько глубине видения и понимания проблемы, осознания механизмов психогенеза в норме и патологии.
Знание синонимических рядов позволяет диагносту совершенствовать свою оценку психосоматического состояния испытуемых, подмечать тонкие проявления душевной жизни, которые ускользают от непрофессионала в рамках психолого-психиатрического антогонизма, обедняя и ограничивая его возможности. Так, к примеру, в арсенале медицинской сестры, оценивающей пониженное настроение пациента с оттенком заторможенности и пассивности, не должен присутствовать крайне ограниченный набор терминов-симптомов типа: депрессия и тоска. За феноменом подобного понижения настроения может скрываться целый набор психических переживаний, имеющих собственно психологическое звучание: печаль, грусть, скука, томление, скорбь, уныние, горе, горесть. Игнорирование психолого-психиатрических синонимов способно приводить к диагностическим ошибкам, которые, в свою очередь, могут приводить к трагическим ошибкам в выборе методик оказания помощи или даже отказе от специализированной помощи.