Оценка психического состояния пациента

Квалифицированная оценка психического состояния пациен­та в условиях клиники, больницы, амбулатории или диспансера является значимой при выборе эффективных методов оказания медицинской помощи, повышения качества жизни больного и его адаптации к вынужденным условиям, в которых он оказался в силу своего заболевания.

Медицинская сестра, изучая психиатрию с курсом нарколо­гии, целенаправленно готовится к постижению внутренней кар­тины болезни своего пациента. В процессе обследования она должна стремиться понять установки и экспектации (ожидания) пациен­та в отношении собственного состояния здоровья, использовать их для разработки наиболее эффективной тактики и стратегии терапии заболевания. В отличие от врачебной нозоцентрической диагностики медицинская сестра ориентируется на тонкую фено­менологическую оценку состояния пациента, его возможные

из­менения поведения, опасные действия.

 Сестринский диагноз — это квалификация состояния пациента в форме определения ведущего клинического признака (феноме­на, симптома), его предположительной этиологии, сопутствую­щих и вероятных проблем.

В задачи сестринской диагностики в психиатрии и наркологии входит не только определение основ­ного и определяющего поведение психопатологического симпто­ма, но и оценка адекватности функционирования различных по­знавательных процессов, адаптированности пациента, эффектив­ности взаимодействий с другими людьми, степени опасности для себя и окружающих. Вследствие этого правильным считается по­мимо феноменологической диагностики анализ и определение поведения испытуемого в соответствии с нормативным пове­дением.

При диагностике психического состояния Североамериканской    Диагностической ассоциацией медицинских сестер приняты сле­дующие разделы-диагнозы:

  • Адаптация нарушенная.
  • Безнадежность.
  • Бессилие.
  • Боль.
  • Боль, хроническая.
  • Внешнее дыхание, спонтанное: неспособность поддерживать.
  • Выделение мочи, изменение схемы.
  • Выполнение ролей, измененное.
  • Газообмен, нарушенный.
  • Гипертермия.
  • Гипотермия.
  • Глотание, нарушенное.
  • Грудное вскармливание, неэффективное.
  • Грудное вскармливание, прерванное.
  • Грудное вскармливание, эффективное.
  • Дефицит знаний (уточнить).
  • Дефицит объема жидкости.
  • Дефицит объема жидкости (высокий риск).
  • Дефицит игровой активности.
  • Задержка мочи.
  • Занятия или заботы родителей, измененные.
  • Занятия или заботы родителей, измененные, высокий риск.
  • Запор.
  • Запор, воображаемый.
  • Запор, обусловленный патологией толстого кишечника.
  • Защита, измененная.
  • Избыток объема жидкости.
  • Изменение восприятия: зрительного, слухового, кинестетического,

       вкусового, тактильного, обонятельного.

  • Индивидуальная психофизиологическая адаптация, неэффективная.
  • Инфекционная болезнь, высокий риск.
  • Конфликт выборов (уточнить).
  • Конфликт при выполнении родительской роли.
  • Медицинское обслуживание, измененное.
  • Минутный сердечный выброс, пониженный.
  • Модели сексуальности, измененные.
  • Мыслительные процессы, измененные.
  • Напряжение, связанное с ролью оказывающего помощь, с высоким

     риском.

  • Нарушение личностной идентичности.
  • Нарушение половой функции.
  • Нарушение самооценки.
  • Нарушение способности к самоанализу, самонаблюдению и само познанию.
  • Нарушение формулы сна.
  • Нарушение образа тела.
  • Насилие, высокий риск: направленное на себя или других.
  • Недержание, императивное.
  • Недержание кала.
  • Недержание, психогенное.
  • Недержание, рефлекторное.
  • Недержание, тотальное.
  • Недержание, функциональное.
  • Недостаточная самопомощь: купание/гигиена.
  • Недостаточная самопомощь: одевание/уход.
  • Недостаточная самопомощь: питание.
  • Недостаточная самопомощь: туалет.
  •  Непереносимость деятельности.
  • Непереносимость деятельности, с высоким риском.
  • Несоблюдение режима приема пищи (уточнить).
  • Обслуживание дома, нарушенное.
  • Общение, нарушенное вербальное.
  • Односторонняя заброшенность.
  • Отравление, высокий риск.
  • Отрицание, неэффективное.
  • Очищение дыхательных путей, неэффективное.
  • Периферическая нейроваскулярная патология, высокий риск.
  • Питание измененное: в большем количестве, чем требуется организму.
  • Питание измененное: в меньшем количестве, чем требуется организму.
  •  Питание измененное: высокий риск при большем количестве, чем требуется организму
  • Повреждение, высокий риск.
  • Понос (диарея).
  • Посттравматическая реакция.
  • Проникновение инородного тела при вдохе в дыхательные пути

(ас­пирация), с высоким риском.

  • Проницаемость тканей, измененная: мозговой, сердечно-сосудистой, почечной, желудочно-кишечной, периферической.
  • Психологическая защита.
  • Психотравма в сфере духовных переживаний.
  • Психофизиологическая адаптация в семье, компромиссная, неэффек­тивная.
  • Психофизиологическая адаптация в семье, потенциал для личност­ного роста.
  • Психофизиологическая адаптация в семье, потеря трудоспособности,

     неэффективная.

  • Реакция горя, патологическая.
  • Реакция горя, преждевременная.
  • Реакция органов дыхания ребенка на отнятие от груди, патологи­ческая.
  • Рост и развитие, измененные.
  • Самооценка: ситуационно низкая.
  • Самооценка: хронически низкая.
  • Семейные процессы, измененные.
  • Синдром неупотребления, высокий риск.
  • Синдром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования

 

  • Синдром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования, скрытая реакция.
  • Синдром, обусловленный психотравмой в результате изнасилования, сложная реакция.
  • Слизистая оболочка ротовой полости, измененная.
  • Соблюдение схемы лечения, неэффективное.
  • Социальная изоляция.
  • Социальное взаимодействие, нарушенное.
  • Страх.
  • Стрессовый синдром в связи с изменением окружения.
  • Схема кормления младенца: неэффективная.
  • Температура тела, измененная, с высоким риском.
  • Терморегуляция, неэффективная.
  • Тип дыхания, неэффективный.
  • Травма, высокий риск.
  • Тревога (уточнить уровень).
  • Удушение, высокий риск.
  • Усталость.
  • Физическая подвижность, нарушенная.
  • Формы поведения, нацеленные на здоровье (уточнить).
  • Целостность кожи, нарушенная.
  • Целостность кожи, нарушенная, высокий риск.
  • Целостность тканей, нарушенная.
  • Членовредительство, высокий риск.

 

Как видно из приведенного списка сестринских диагнозов, они основаны на клинической оценке состояния пациента и включа­ют некоторые внешние признаки нарушенного поведения и функ­ционирования больного и их риски.

Для более квалифицированной оценки состояния испытуемо­го в психиатрической и наркологической клинике требуется чет­кий, тонкий и дифференцированный анализ его психического статуса. Приведенная ниже схема психологического обследования, феноменологической диагностики и вынесения заключения о пси­хическом состоянии пациента, его внутренней структуре пробле­мы включает в себя разделы (сферы психической деятельности, познавательные процессы), которые будущая медицинская сест­ра должна проанализировать, описать и учесть при вынесении заключения.

Наибольшие сложности возникают в процессе дифференциа­ции наблюдаемых психических состояний, явлений и процессов в рамках альтернативы норма—патология. Значимость этой диффе­ренциации обусловлена тем фактом, что медицинская сестра, в случае обнаружения психопатологических расстройств у пациен­та, утрачивает возможность адекватно и точно понять проявления основного заболевания, так как больной в силу психических на­рушений может не вполне правильно (или вовсе неправильно) ощущать, воспринимать, осознавать и демонстрировать проявления функционирования собственного организма. Все вышеперечисленное при ошибочной диагностике психического состояния способно привести к диагностическим, терапевтическим и орга­низационно-тактическим ошибкам.

Одной из наиболее важных для сестринского диагноза в пси­хиатрии и наркологии считается терминологическая оснащенность диагноста. При описании и обозначении первичного феномена (т.е. феномена, принадлежность которого к обычным, индивиду­альным или патологическим, аномальным состояниям до этого неизвестна по причине незавершенности диагностического процес­са) предлагается использовать житейские термины — слова, используемые в обыденной жизни при описании переживаний или действий человека. В дальнейшем же предлагается применить психолого-психиатрический синонимический ряд, демонстриру­ющий, с одной стороны, родство феноменов и симптомов, с другой, их принципиальное, основанное на различиях механиз­мов возникновения и формирования, сущностное несходство — антонимичность.

В случае утверждения диагноста во мнении, что он имеет дело с индивидуально-психологическими особенностями человека, обыденными переживаниями, должен использоваться термино­логический аппарат психологии. Если же анализ первичного фе­номена указывает на признаки, позволяющие причислить его к психопатологическим симптомам, то диагност обязан применить арсенал психиатрических терминов, как правило, латинского или греческого происхождения. Использование подобного подхода к диагностическому процессу в психиатрии позволяет говорить о квалифицированности специалиста, широте не столько его сло­варного запаса (хотя и это может указывать на способность более тонко дифференцировать наблюдаемые явления и состояния), сколько глубине видения и понимания проблемы, осознания ме­ханизмов психогенеза в норме и патологии.

Знание синонимических рядов позволяет диагносту совершен­ствовать свою оценку психосоматического состояния испытуемых, подмечать тонкие проявления душевной жизни, которые ускольза­ют от непрофессионала в рамках психолого-психиатрического антогонизма, обедняя и ограничивая его возможности. Так, к приме­ру, в арсенале медицинской сестры, оценивающей пониженное настроение пациента с оттенком заторможенности и пассивно­сти, не должен присутствовать крайне ограниченный набор терми­нов-симптомов типа: депрессия и тоска. За феноменом подобного понижения настроения может скрываться целый набор психиче­ских переживаний, имеющих собственно психологическое звуча­ние: печаль, грусть, скука, томление, скорбь, уныние, горе, го­ресть. Игнорирование психолого-психиатрических синонимов способно приводить к диагностическим ошибкам, которые, в свою очередь, могут приводить к трагическим ошибкам в выборе мето­дик оказания помощи или даже отказе от специализированной помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: