Фон настроения (с уточнением того, на основании каких признаков он оценивается).
Особенности эмоционального реагирования в процессе беседы
на значимые ситуации.
Особенности вегетативного реагирования.
Точность понимания своего эмоционального состояния и переживаний.
Примеры
- «Во время разговора настроение было ровным, однако при воспоминании о трагическом начале заболевания стал гневливым, раздраженным, не смог сдержаться и нецензурно выругался».
- «При вопросе о муже покраснела, на лбу крупными каплями выступил пот».
- «Сказала, что испытывает чувство тоски, указав при этом на тягостное чувство в левой половине груди в области сердца».
- «Свое состояние оценила как апатию — безразличие к тому, что с ней произойдет, при этом часто порывистыми движениями одергивала полы платья, была неусидчивой, мимика выражала повышенную тревогу и возбужденность».
- «Беззаботно смеялся, был склонен к игривости, шаловливости».
Ощущения и восприятие
Специфика чувствительности и описания ощущений и восприятия. Степень осознания и критичности к своим ощущениям и восприятию.
|
|
Наличие патологических проявлений.
Особенности интерпретации проявления своих ощущений и восприятия.
Примеры.
· «Жалуется на тянущие боли с области шеи, не позволяющие в полном объеме совершить движения правой рукой, особенно поднять ее вверх».
· «Говорит о том, что чувствует неприятные ощущения «бульканья крови в сосудах мозга» при наклонах головы».
· «Боль в ноге характеризует как мозжащую».
· «Рассказал, что ощущения в голове имеют тенденцию к переходу ощущения затуманенности, повышенной облачности и желеобразности в чувство «цементного монолита», когда «не только мозг становится как железобетонная глыба», но и происходит «сцепка и затвердевание мозгового цемента с черепом». Относится к высказываемым идеям с пониманием того, что это «психическое расстройство».
Речь, голос, письмо
Речь, голос: скорость и темп, замедленность или ускоренность; плавность, ритмичность; интонационная насыщенность, модулированность; внятность или невнятность; грамматическое построение, правильность или неправильность.
Письмо, чтение: правильность написания букв и слов, использование грамматических норм; почерк, величина букв, степень изменчивости подчерка в процессе письма; другие особенности письма (наклон, витиеватость, каллиграфичность, небрежность, склонность подчеркивать, округлять и т.д.); правильность чтения и понимания прочитанного.
Примеры.
· «Говорил быстро, часто «проглатывая» окончания слов».
|
|
· «К концу фразы речь резко обрывалась, и он начинал новую фразу, не закончив старую».
· «Речь была замедленной, произносил слова с растяжкой, делая длительные паузы после каждого слова и тяжело вздыхая».
· «Плавность речи была нарушена, он произносил отдельные слоги и несколько раз пытался связать их в слово».
· «Речь носила монотонный, плохо модулированный характер».
· «Говорил невнятно в нос».
· «Нередко произносит слова, переставляя местами слоги».
· «Речь носила бессвязный характер — не было возможности понять, о чем он хочет сказать, поскольку он, находясь в радостном возбуждении, произносил отдельные, не связанные между собой слоги, не обращая внимание на окружающих».
· «Пытаясь написать нужное слово, долго готовился, водя в воздухе ручкой и как бы пробуя изобразить букву».
· «Во время письма отмечалось дрожание руки, вследствие чего буквы оказались нечеткими, многие из них незавершенными».
· «На просьбу написать его имя и фамилию трижды1 написал имя и лишь затем, после подсказки, написал фамилию, совершив грамматические ошибки в виде дублирования букв «И» и «О» в фамилии — Ииваноов».
Внимание
Концентрированность, рассеянность, объем. Устойчивость, истощаемость.
Примеры.
· «В процессе беседы часто отвлекается, переспрашивает вопросы».
· «Отвечая на вопросы теста, вначале легко справлялся с заданиями, затем внимание стало рассеянным — по несколько раз приходилось перечитывать вопросы».
Память
Особенности запоминания, воспроизведения (припоминания). Длительность сохранения информации. Кратковременная и долговременная память. Отношение к особенностям собственной мнестической деятельности.
Примеры.
- «Хорошо запомнил имя и отчество медицинской сестры и, прощаясь, продемонстрировал это».
- «Лучше запоминает зрительные образы».
- «Не смог сразу вспомнить имена и возраст своих детей».
- «Отвечая на вопрос о его возрасте, правильно назвал год рождения и, смущаясь, сказал, что это легко высчитать, зная, какой сегодня год, отказавшись сделать это самостоятельно».
Сознание и самосознание
Ориентация в месте, времени. Ориентация в собственной личности.
Самооценка.
Критичность по отношению к себе.
Примеры.
· «Правильно называет текущую дату, ошибаясь в дне недели».
· «Считает, что ему не 67, а 37 лет».
· «Убежден, что он способен лечить других находящихся в отделении пациентов, поскольку обладает особым даром, который открылся ему несколько дней назад. Пытается подтвердить свои способности, давая советы и отменяя назначения врачей».
·
Мышление
Скорость.
Стройность.
Целенаправленность.
Продуктивность.
Фиксация на тех или иных событиях, ситуациях, объектах.
Наличие патологических проявлений. Степень осознания и критичности высказываемых идей.
Примеры.
- «Мышление резко ускорено, очень быстро переходит от одной мысли к другой, не закончив предыдущую».
- «Мышление замедленное — отвечая на простые вопросы, надолго задумывается, молчит и смотрит в окно».
- «Мышление алогично и аморфно, строит фразы витиевато, неправильно используя значение слов и так, что делаются неверные выводы из фактов, например, сказал: «Сегодня прекрасный ветер вьюжит по кроне лиственных насаждений, ведь вчера я был так удручен прелестной выходкой собственноручной невесты».
- «Мышление обстоятельное, подробное, склонен излишне детализировать свой рассказ, останавливаясь на мелочах, которые к сути разговора отношения не имеют».
- «Высказывает идеи о том, что врачи намеренно ввели ему препараты, вызывающие боли, пойдя на поводу у жены, которая хочет поскорее от него избавиться».
- «Фиксирован на неприятных ощущениях в области сердца, в разговоре неоднократно возвращался к теме инфаркта».
- «Убежден, что жена ему изменяет, приводя в качестве доказательства хронометраж времени проезда от места ее работы до дома».
|
|