Эмоции (настроение, аффекты, чувства)

Фон настроения (с уточнением того, на основании каких при­знаков он оценивается).

Особенности эмоционального реагирования в процессе беседы

на значимые ситуации.

Особенности вегетативного реагирования.

Точность понимания своего эмоционального состояния и пе­реживаний.

 

Примеры

  • «Во время разговора настроение было ровным, однако при воспоминании о трагическом начале заболевания стал гневливым, раздраженным, не смог сдержаться и нецензурно выругался».
  •  «При воп­росе о муже покраснела, на лбу крупными каплями выступил пот».
  • «Ска­зала, что испытывает чувство тоски, указав при этом на тягостное чув­ство в левой половине груди в области сердца».
  • «Свое состояние оценила как апатию — безразличие к тому, что с ней произойдет, при этом часто порывистыми движениями одергивала полы платья, была неусидчивой, мимика выражала повышенную тревогу и возбужденность».
  •  «Беззаботно смеялся, был склонен к игривости, шаловливости».

 

Ощущения и восприятие

Специфика чувствительности и описания ощущений и восприятия. Степень осознания и критичности к своим ощущениям и вос­приятию.

Наличие патологических проявлений.

Особенности интерпретации проявления своих ощущений и восприятия.

 

Примеры.

· «Жалуется на тянущие боли с области шеи, не позволяю­щие в полном объеме совершить движения правой рукой, особенно под­нять ее вверх».

·  «Говорит о том, что чувствует неприятные ощущения «буль­канья крови в сосудах мозга» при наклонах головы».

·  «Боль в ноге характе­ризует как мозжащую».

·  «Рассказал, что ощущения в голове имеют тенден­цию к переходу ощущения затуманенности, повышенной облачности и желеобразности в чувство «цементного монолита», когда «не только мозг становится как железобетонная глыба», но и происходит «сцепка и затвер­девание мозгового цемента с черепом». Относится к высказываемым идеям с пониманием того, что это «психическое расстройство».

 

Речь, голос, письмо

Речь, голос: скорость и темп, замедленность или ускоренность; плавность, ритмичность; интонационная насыщенность, модулированность; внятность или невнятность; грамматическое построе­ние, правильность или неправильность.

Письмо, чтение: правильность написания букв и слов, исполь­зование грамматических норм; почерк, величина букв, степень изменчивости подчерка в процессе письма; другие особенности письма (наклон, витиеватость, каллиграфичность, небрежность, склонность подчеркивать, округлять и т.д.); правильность чтения и понимания прочитанного.

 

Примеры.

· «Говорил быстро, часто «проглатывая» окончания слов».

·  «К концу фразы речь резко обрывалась, и он начинал новую фразу, не закончив старую».

· «Речь была замедленной, произносил слова с растяж­кой, делая длительные паузы после каждого слова и тяжело вздыхая».

· «Плавность речи была нарушена, он произносил отдельные слоги и не­сколько раз пытался связать их в слово».

· «Речь носила монотонный, пло­хо модулированный характер».

· «Говорил невнятно в нос».

·  «Нередко про­износит слова, переставляя местами слоги».

· «Речь носила бессвязный характер — не было возможности понять, о чем он хочет сказать, по­скольку он, находясь в радостном возбуждении, произносил отдельные, не связанные между собой слоги, не обращая внимание на окружаю­щих».

· «Пытаясь написать нужное слово, долго готовился, водя в воздухе ручкой и как бы пробуя изобразить букву».

·  «Во время письма отмечалось дрожание руки, вследствие чего буквы оказались нечеткими, многие из них незавершенными».

· «На просьбу написать его имя и фамилию трижды1 написал имя и лишь затем, после подсказки, написал фамилию, совершив грамматические ошибки в виде дублирования букв «И» и «О» в фамилии — Ииваноов».

 

Внимание

Концентрированность, рассеянность, объем. Устойчивость, истощаемость.

 

Примеры.

· «В процессе беседы часто отвлекается, переспрашивает вопросы».

· «Отвечая на вопросы теста, вначале легко справлялся с зада­ниями, затем внимание стало рассеянным — по несколько раз приходи­лось перечитывать вопросы».

Память

Особенности запоминания, воспроизведения (припоминания). Длительность сохранения информации. Кратковременная и долговременная память. Отношение к особенностям собственной мнестической деятель­ности.

 

Примеры.

  • «Хорошо запомнил имя и отчество медицинской сестры и, прощаясь, продемонстрировал это».
  • «Лучше запоминает зрительные образы».
  •  «Не смог сразу вспомнить имена и возраст своих детей».
  •  «Отве­чая на вопрос о его возрасте, правильно назвал год рождения и, смуща­ясь, сказал, что это легко высчитать, зная, какой сегодня год, отказав­шись сделать это самостоятельно».

 

Сознание и самосознание

Ориентация в месте, времени. Ориентация в собственной личности.

Самооценка.

Критичность по отношению к себе.

Примеры.

· «Правильно называет текущую дату, ошибаясь в дне не­дели».

· «Считает, что ему не 67, а 37 лет».

· «Убежден, что он способен лечить других находящихся в отделении пациентов, поскольку обладает особым даром, который открылся ему несколько дней назад. Пытается подтвердить свои способности, давая советы и отменяя назначения вра­чей».

·

Мышление

Скорость.

Стройность.

Целенаправленность.

Продуктивность.

Фиксация на тех или иных событиях, ситуациях, объектах.

Наличие патологических проявлений. Степень осознания и критичности высказываемых идей.

 

Примеры.

  • «Мышление резко ускорено, очень быстро переходит от одной мысли к другой, не закончив предыдущую».
  • «Мышление замедленное — отвечая на простые вопросы, надолго задумывается, молчит и смотрит в окно».
  • «Мышление алогично и аморфно, строит фразы витие­вато, неправильно используя значение слов и так, что делаются невер­ные выводы из фактов, например, сказал: «Сегодня прекрасный ветер вьюжит по кроне лиственных насаждений, ведь вчера я был так удручен прелестной выходкой собственноручной невесты».
  • «Мышление обстоя­тельное, подробное, склонен излишне детализировать свой рассказ, ос­танавливаясь на мелочах, которые к сути разговора отношения не име­ют».
  • «Высказывает идеи о том, что врачи намеренно ввели ему препара­ты, вызывающие боли, пойдя на поводу у жены, которая хочет поскорее от него избавиться».
  • «Фиксирован на неприятных ощущениях в области сердца, в разговоре неоднократно возвращался к теме инфаркта».
  • «Убеж­ден, что жена ему изменяет, приводя в качестве доказательства хроно­метраж времени проезда от места ее работы до дома».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: