Схема обследования больного медицинской сестрой

 

Схема обследования больного психиатрического или нарколо­гического профиля медицинской сестрой включает пять этапов:

   

I этап. Медико-психологический анамнез

Анализируется психосоматическое развитие человека, начиная с протекания беременности у матери (с оценкой ее психологи­ческого состояния, наличия конфликтов в семье, на работе, же­лательности или нежелательности беременности и пр.), периода новорожденности, младенчества.

Описываются особенности протекания возрастных кризисов (школьного, пубертатного). Анализируется связь появлявшихся в течение жизни расстройств с психоэмоциональными факторами, оценивается специфика реагирования во фрустрирующих ситуаци­ях, в условиях психологического конфликта. Изучается традицион­ное для семьи пациента отношение к болезням и сохранению здоровья (соблюдению режима сна, питания, отдыха, наследствен­ность).

Описывается психоэмоциональный фон при возникновении заболевания, динамика психического состояния. Оцениваются се­мейные и служебные взаимоотношения, эмпатичность или неэмпатичность окружающих по отношению к заболевшему, динамика взаимоотношений с близкими после начала заболевания, особен­ности реагирования на необходимость проведения диагностиче­ских процедур, обращения в медицинские учреждения, взаимо­отношения с медицинским персоналом.

 

II этап. Анализ внутренней картины болезни

Изучается взгляд пациента на механизмы возникновения у него заболевания. Оценивается уровень медицинских знаний и около­медицинских суеверий пациента, приоритетные и желанные мето­ды терапии.

Рациональность или иррациональность в оценке механизмов происхождения заболевания и выборе способов терапии. Анали­зируется локус контроля пациента (экстернальный или интернальный), его представление о возможных исходах заболевания.

Особое внимание уделяется анализу пациентом роли появив­шегося у него заболевания для семейных (в том числе, родительских) и служебных отношений, прогнозирование исходов болез­ни и его дальнейшей судьбы.

Проводится изучение критичности пациента к собственному заболеванию (наличие анозогнозии).

 

Ill этап. Анализ актуального психического состояния пациента

Включает в себя изучение особенностей функционирования различных сфер психической деятельности, темпераментальных, характерологических и личностных особенностей пациента, произ­водимый в процессе клинического психологического интервьюиро­вания. Упор делается на эмоциональных и поведенческих аспек­тах, возможных ухудшениях состояния, неадаптивных реакциях.

 

IV этап. Экспериментально-психологическое обследование

Включает проведение тестирования. Выбор методик зависит от выявленных в процессе клинического психологического интер­вьюирования особенностей

 

V этап. Вынесение заключения о психическом состоянии

Больного и необходимости проведения психокоррекционных

И психотерапевтических мероприятий

Квалифицированное описание психического (психологическо­го) статуса больного является крайне важной составной частью ра­боты медицинской сестры. От того, насколько феноменологически точным и терминологически выверенным оно окажется, зависит верная интерпретация психического состояния человека, оценка его состояния в категориях нормы или патологии, а также выбор ме­тодов и способов оказания ему медико-психологической помощи.

Основополагающим принципом формулирования заключения о психическом состоянии испытуемого является описательный, а не оценочный характер наблюдаемых феноменов. Даже если диаг­ност наблюдает психопатологические симптомы, он, в соответ­ствии с принципами феноменологического подхода, обязан на первом этапе использовать при их описании общежитейские (не жаргонные) или литературные слова, а не психиатрические (медицинские) термины. Психологический статус не должен содер­жать научных психолого-психиатрических терминов, которые могут применяться при вынесении заключения и лишь после феноменологического описания с использованием обоснования наблюдаемого явления или феномена.

Формулирование заключения о психическом состоянии пациента, базирующееся на клиническом психологическом интервьюи­ровании, строится по определенному плану. Вначале приводится феноменологическое описание внешности, походки, жестикуля­ции, манеры говорить испытуемого, особенностей его обраще­ния к врачу, стилю предъявления жалоб, описания жалоб и про­блемы.

В дальнейшем — более пристальное внимание уделяется оцен­ке деятельности различных сфер его познавательной деятельно­сти, индивидуально-психологических особенностей, мировоззре­ния.

Следует подчеркнуть, что описанию подвергаются лишь суще­ственные для понимания психического состояния больного фено­мены, а не все имеющиеся.

Приведем развернутую схему феноменологического описания психического статуса больного, разделы, по которым следует оце­нивать состояние испытуемого, а также примеры формулирова­ния тех или иных состояний.

В схеме не содержатся более тонкие феноменологические описания.

Внешность

Одежда, обувь, головной убор, прическа, макияж; цветность, яркость или блеклость; сочетаемость или несочетаемость (различ­ных деталей, цветов, материала, стилей), гармоничность или дис­гармоничность; модность, оригинальность или банальность, тра­диционность; новизна, чистота и изношенность; соответствие или несоответствие времени ситуации болезни, года, суток.

Отношение к собственной внешности: аккуратность или неак­куратность использования одежды, обуви, прически; отношение к ней со стороны испытуемого в процессе беседы.

Примеры.

· «На испытуемой в момент, когда она вошла в кабинет, была ярко-желтая блузка с красными цветами, вокруг шеи был обмотан шелковый зеленый шарфик с бантом, который она часто во время бесе­ды поправляла».

· «Ноги были обуты в шерстяные носки и изношенные «бабушкины» калоши, несмотря на то, что на улице стояла жара».

·  «Пид­жак был цвета хаки, военного покроя, застегнутый на все пуговицы; судя по тому, что испытуемый часто проводил руками по внутренней стороне ворота, пиджак сжимал ему грудь и горло».

· «Края рукавов белой рубашки испытуемого были неаккуратно заштопаны красными нитка­ми».

·  «Он сел на стул, предварительно аккуратно разгладив полы пиджа­ка».

· «Тщательно вытер ноги о половик перед тем, как войти в комнату».

· «Во время беседы несколько раз поправлял галстук и однажды, в мо­мент, когда разговор прервался на короткий промежуток времени, внима­тельно рассмотрел свою одежду в зеркале и резкими движениями руки стряхнул что-то с плеч».

·  «Он вошел в кабинет в черном выходном кос­тюме, из-под коротких брюк которого были видны кроссовки красного цвета, надетые на белые в зеленый горошек носки».

·  «После того как на брюки случайно попала капля борща, резко отодвинулся от стола и на­чал лихорадочно сыпать на пятно соль».

Мимика

Глаза, взор, взгляд: выразительность, живость, подвижность; соответствие или несоответствие иным мимическим движениям и жестикуляции;

Лицо (губы, нос, рот, щеки, лоб): особенности движений гу­бами, носом, ртом; соответствие или несоответствие иным ми­мическим движениям и жестикуляции.

Отношение к собственным мимическим движениям: наличие осознанности и произвольности; стремление изменить мимиче­ские проявления.

Примеры.

  • «Глаза были малоподвижные, застывшие, он смотрел в одну точку, мимо собеседника, обращая на него взор лишь при много­кратном обращении по имени».
  • «Когда в комнату вошел посетитель, она мимолетно взглянула на него, но затем часто бросала на него опасливый взгляд исподлобья».
  • «Во время беседы на лице испытуемого сохранялось выражение безразличия, при разговоре рот открывался не широко, углы рта оставались малоподвижными».
  •  «При рассказе о трагическом событии беззвучно заплакал, не стал вытирать слезы, и они крупными каплями стекали по лицу, подбородку, падая на грудь».
  •  «Отмечалось частое появ­ление и быстрая смена гримас — от брезгливости до безудержного сме­ха».
  •  «Периодически у обследуемого возникало подергивание верхнего века правого глаза, и он, волнуясь, что это может быть понято как симуля­ция, оправдывался: «Это я не специально, нервы пошаливают».

 

Жестикуляция

Движения руками, ногами, туловищем, походка: выразитель­ность, сила и иные особенности рукопожатия; выразительность и живость жестикуляции; особенности позы и ее динамика; специ­фика походки; содружественность движений, координация и мо­торная ловкость или неловкость.

Отношение к собственной жестикуляции: наличие осознанно­сти и произвольности; стремление изменить жестикуляцию.

 

Примеры.

· «Войдя в кабинет, твердым шагом направился к столу и подал руку для рукопожатия первым, держа ее вытянутой в локтевом суставе; затем, не спрашивая разрешения, сел на стул».

· «Часто сопро­вождала свой рассказ вычурными движениями рук — вывертывала кисти согнутых в локтях рук вовнутрь, театрально прикладывала растопырен­ные пальцы рук к голове».

· «Подошел к столу шаркающей походкой». «Шел медленно мелкими шажками, широко растопырив и наклонив руки впе­ред».

· «Походка была быстрая и стремительная, движения порывистые и резкие».

·  «Она вошла в комнату крадучись и оглядываясь».

· «Сев в кресло, положил ногу на ногу, откинулся назад».

·  «Первые минуты она сидела в напряжении со скрещенными на груди руками».

·  «Испытуемый не мог долго усидеть в однообразной позе, несколько раз менял положение тела, то вытягивая ноги вперед, то подгибая их под стул».

·  «Войдя в кабинет,                                                                                                                на несколько минут застыл в однообразной позе с опущенными, как плети, руками; попытки сдвинуть его с места не приводили к успеху, так как мышцы всего тела были напряжены».

·  «Время от времени вне связи с темой разговора совершал круговые движения головой, подми­гивал, надувал щеки».

·  «После того, как непроизвольно резко поднимал плечи, извинялся».

 

Поведение и влечения

Целостная характеристика двигательно-волевых качеств, опи­сание доминирующего стиля поведения.

Специфика влечений, желаний, ожиданий.

Примеры

· «Склонен к вызывающему поведению, часто провоци­рует врачей на конфликт».

· «На похоронах вызвалась сказать речь и оскор­била присутствующих тем, что стала упрекать в лицемерии тех, кто при­шел на панихиду и говорил теплые слова в адрес умершего».

·  «Проявляет повышенный интерес к собственной внешности, может долгими часами просиживать у зеркала, делая макияж».

·  «Большую часть своего времени тратит на занятия спортом, чередуя в течение дня марафонский бег, плавание, массаж и посещение сауны, причем тяготится нахождением на рабочем месте».

·  «Часто высказывает мысль о желании надолго уехать из дома, жить вместе с единоверцами, посвятить себя служению Богу».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: